Дзаттиаты Р. Г., г. Владикавказ В 1350 г., возвращаясь на родину после побед над французами, король Англии Эдуард III, желая восславить рыцарей своего воинства, принял решение учредить рыцарский орден.
Хронисты утверждают, что английский король при утверждении ордена имел в виду образец рыцарей Круглого стола. Так, Жан де Бель сообщал: «В благородстве сердца своего король решил, что заново отстроит замок Виндзор, который некогда построил Артур и где впервые был установлен Круглый стол в честь своих доблестных рыцарей…
Король чрезвычайно высоко оценил их службу и счел их настолько благородными, что по его словам, подобных им не сыскать было ни в одном другом королевстве. И ему показалось, что какие бы почести он ни оказал им, они не могут быть чрезмерными — так сильно он их (этих рыцарей) полюбил. И король объявил по всему королевству, что будет устроен великий праздник и большой прием по случаю учреждения этого Круглого стола и пригласил отовсюду благородных дам и девиц, рыцарей и оруженосцев прибыть на этот великий праздник …»
Все уже было подготовлено, но не было еще названия ордена. И тут в сюжетах появляется прекрасная дама, которую исторические хроники называют по разному: королева Филиппа, графиня Кентская или графиня Солсбери. Последняя — это отважная красавица, жившая на севере Англии в замке Уорх. Муж ее томился во французском плену. Воспользовавшись этим обстоятельством, шотландский король Давид осадил замок, предстояла длительная осада. На помощь графине Солсбери пришел молодой король Эдуард III и выручил осажденных. Вероятно, графиня была весьма благодарна. И вот на балу в Виндзоре графиня Солсбери якобы потеряла вышитую синюю подвязку. Скорее всего, эта была деталь королевского костюма, т.е. подколенная подвязка. При этом король остановился, перестал танцевать и, видимо, сперва опешил. Многие придворные со смыслом истолковали замешательство короля, раздались приглушенные смешки, ибо его увлечение красавицей-графиней не было секретом. Король вышел из рискованного положения тем, что поднял с пола подвязку, прикрепил ее себе на рукав (по другой версии — повязал ее себе под левым коленом) и произнес слова, ставшие затем девизом ордена: «Пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает» — «Honi soit qui mal y pense». До сих пор эта высшая награда Англии. Это золотой, украшенный бриллиантами медальон с изображением св. Георгия на темно-синей ленте с золотой каймой и золотой надписью «Honi soit qui mal y pense», носят ее ниже левого колена и прикрепляют золотой пряжкой (женщины носят на левой руке).
Отметим одну интересную деталь на ордене: на основном изображении «подвязки» мы видим мужской способ продевания ремешка в пряжку — справа налево, но есть и изображения в обратную сторону — слева направо, т.е. женский способ ношения ремня. Возможно, различались женские и мужские награды этим орденом.
Наше внимание привлекла в знаке ордена пряжка с продетым ремешком, причем конец ремешка с наконечником-язычком образует петлю на ремешке и свободно свисает. Это живо напоминает подколенные ремешки «зæнгбæттæн» осетинского национального костюма. Они также снабжены пряжечками, ремешками с наконечниками. И, что особенно интересно, также подвязываются, т.е. образуют петлю, в которую пропускают конец ремешка, свободно свисающий с петли. Впрочем, также подвязывается и наборный пояс на осетинской черкеске: конец ремня с язычком-наконечником, образуя петлю, свисает свободно. Таким образом, ремень фиксируется петлей, предотвращая самопроизвольное развязывание. Точно также фиксируются подпруги при снаряжении коня седлом.
Надо полагать, что подвязывание ремня пояса около пряжки имеет древнюю традицию. Имеем в виду аланские воинские пояса. При этом на память приходит одно интересное обстоятельство, вернее, некая несуразность, наблюдаемая или, скорее, реконструируемая на аланских поясах с пряжками. Известно, что эти пряжки были элементами, маркирующими статус аланского всадника в воинской иерархии, при этом значение имел не только материал, из которого изготовлена пряжка (золото, серебро, бронза) но и щиток, зачастую украшенный орнаментом, каменными вставками. Если бы щиток оказывался прикрытым продетым через рамку пряжки ремнем, то значение его как указателя ранга в воинской иерархии должно было остаться незаметным. А в таком случае, надобность щитка оказалась бы излишней. Но надо полагать, что щиток был виден. И это могло происходить только в случае, если ремень не закрывал щиток, а образовывал петлю на пряжке до щитка.
К сожалению, кожаные пояса в погребениях не сохраняются. Но есть случай, когда на пряжке сохранился фрагмент кожаного пояса. В Даргавской катакомбе № 12 найдена пряжка с остатками кожаного ремня, перевитого вокруг пряжки.
Что касается подколенных ремешков, то их наличие в аланских катакомбах подтверждается частыми находками парных маленьких пряжечек.
Отличившихся в битвах воинов, а это были, безусловно, всадники, верховная власть, будь то царь или вождь, одаривала не только материальными благами, но и награждала оружием, поясом, серьгой и прочими атрибутами принадлежности к избранному кругу, т.е. символически приравнивала к себе. Из этого ряда предметов более значимой наградой был пояс. Пояс вождя или царя мог быть преподнесен только равному, обычно это был наследник, а потому обретший пояс царевич или сын вождя автоматически становился царем или вождем. Так грузинский правитель Георгий, возводя свою дочь Тамару на престол, опоясал ее монархическим поясом с мечом. Значит, пояс — это высшая власть. А менее знатного — рыцаря, пусть даже титулованного, или приближенного, отличившегося в сражениях удостаивали уменьшенной копией пояса, подколенным ремешком, что англичане называли подвязкой. Нам представляется, что награждение воина подколенным ремешком принесли с собой в Европу сарматы или аланы. Именно у потомков алан — осетин эта деталь костюма так и называется «зæнгбæттæн» — т.е. «завязка голени», а не «ремешок» или еще как нибудь. (У осетин процесс опоясывания или застегивания ремня на пояснице называют словосочетанием «ронбæттын» — т.е. «поясозавязывание», а поясница — «ронбаст» — «место повязывания пояса»). До недавнего времени осетины пользовались подколенными подвязками для предупреждения сползания голенищ кожаных сапогов или ноговиц. Сейчас этот способ подвязывания подколенных ремешков можно наблюдать только на костюмах танцоров осетинских ансамблей.
Быт алан, их способы ношения одежды и прочие детали, безусловно, были известны предкам англичан, ибо аланы достаточно ярко проявили себя в политических событиях раннесредневековой Европы, в том числе и на Альбионе. Об этом ярко сказано в исследовании Франко Кардини «Истоки средневекового рыцарства», в книге Говарда Рида «Артур — король драконов», в труде К. Скотт Литлтона и Линды А. Малкор «От Скифии до Камелота» и в недавно опубликованном пространном исследовании А. А. Туаллагова «Меч и фандыр (Артуриана и нартовский эпос осетин)».
Не случайно Орден Подвязки связывают с рыцарями Круглого стола короля Артура. Видимо и в середине XIV века, когда учредили этот Орден, была еще жива память об этих рыцарях, которых современные исследователи, перечисленные выше, связывают с аланским присутствием в ранне- и средневековой Англии. Не случайна также и связь Ордена с образом Св. Георгия, ибо с именем этого божества — Уастырджи, аланы и осетины шли в бой.
Из сказанного следует, что английский Орден Подвязки своими корнями уходит в сармато-аланский мир.
1. Орден подвязки2. Лента ордена3. Аланский пояс4. Подколенный ремешок5. Пряжки аланских поясов
Литература 1. История Ордена Подвязки // http://factsabout.ru/istoriya-ordena-podvyazki/
2. Орден Подвязки (Order of Garter) // http://mirmystic.com/forum/viewtopic.php?p=12378
3. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — М., 1987.
4. Рид Г. Артур — король драконов. — М., 2006.
5. Литтлтон К. Скотт, Малкор Линда А. От Скифии до Камелота. — М., 2007.
6. Туаллагов А. А. Меч и фандыр (Артуриана и Нартовский эпос осетин). — Владикавказ, 2011.
Источник:
Дзаттиаты Р. Г. «Зæнгбæттæн» — предвестник ордена подвязки // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.
Об авторе:
Дзаттиаты Руслан Георгиевич — в.н.с. отдела археологии СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, доктор исторических наук (г. Владикавказ) |