Когда прошло три дня после разрешения, мать встает с постели. Тогда изготовляют брагу, лепешки (къеретæ), числом девять: три Богу, три Матери-Майран (Майрам – сост.), три Бундору (домовому), а также Сафе три лепешки (губор) — и относят их под дерево. Туда отправляется и сиделка-бабка (цорибадаг) с родильницей и еще одна какая-нибудь женщина. Там над лепешками молится старшая из женщин:
- Боже, благодарю тебя, дай жить новорожденному, счастливое рождение (если мальчику). Если девочке (то говорит):
- Майран да ослепнет за то, что тебя не сделала мальчиком, да сделает (она) тебя. похороненной (т.е. хоть бы ты умерла), а теперь да будешь ты с медовой пяткой, чтоб после тебя рождались мальчики.
Когда после этой девочки родится мальчик, то девочке мажут пятки медом.
- Аллах! Ты оказалась медопяточной! О Майран! Твое сердце да не обидится, так как они нуждались в мужчине, поэтому я бранила тебя.
Родильница идет к подножию дерева без пояса, с брагой в руке и эту брагу льет на дерево (дерево должно быть живое). Одна же из женщин говорит:
- О Майран, подательница молока, душу взращивающая, молока у тебя просим, и нам его дай! (это говорится, чтоб ребенок полнел и чтоб был привязан к грудям).
Третья женщина же выносит дзарну, и родильница от нее вкушает, чтобы груди были лучше. Те лепешки, что относят к дереву, на них кладут нитку из ваты, которою обмеривали (родильницу) в период родов и на которой завязывали узлы. В день, когда женщина рожает, эти узлы развязывают, (говоря): «Как эта (нитка) скоро развязалась, так скоро да родит она». Затем нитку вешают на вешалку. Далее на къере кладут непряденную вату и пулю (для девочек не кладут пуль). Все это таким образом кладут на дерево.
Если (женщина) родит в первый раз, то ей приносят в спальню сначала три лепешки, три губоры Сафовы (их выносят из-под очажной цепи), и в спальне, где (она) рожает, над изголовьем ее постели молятся, затем выносят колыбель с ребенком из спальни хæдзар, под цепь; вместе с этим (выносят туда же) материю на бешмет хозяйке, материю на рубашку ребенку и перевязки, положенные на колыбели, а также три лепешки и араки. Когда приходят в хæдзар, то ставят колыбель под цепью и молятся: «Надочажный Сафа! Мы твои гости, Домовой, твои доброты (милости) да будут! Духов изобилия дай, прибавь!».
После этого колыбель вносят обратно в спальню к матери (мать остается в спальне). Привязывая, как я сказал, пеленают, посвятив три лепешки Сафе. Когда помолятся под Сафой, тогда выходят (снова) под дерево. Когда вернутся из-под дерева, то женщины садятся за пищу, кроме матери, молятся над пищей и едят, пляшут и благодарят (словами): «Да будет ваш новорожденный счастлив и удачен, это празднество (игра) да будет вам на пользу», - расходятся (по домам).
Из тех, что входят поздравить, один дает ребенку имя и за право дать имя приносит с собою материю на рубашку. «Его имя да будет такое-то, вот ему материя на рубашку, мной данное имя да никто мне не изменит» - так сказав, он подает материю на рубашку.
Когда женщина рожает, то сиделка-бабка приносит чесалку для шерсти и кладет ей под изголовье, чтобы шайтан не покусился на нее, ибо шайтан сильно боится железа, в особенности чесалки. Если родится ребенок у женщины, у которой не выживали дети, его продевают (проносят) чрез отверстие чесалки, с той целью, чтоб на него шайтан не покусился. Эта чесалка несколько дней лежит (бывает) у матери под изголовьем, а затем вместо нее кладут подушку. Если родится ребенок у матери с умирающими (не выживающими) детьми, то кроме того режут курицу и проливают над родильницей ее кровь. Когда она родит, то для очищения ей подают шпульку (от веретена), и она дует в дыру. Если это не достигает цели, тогда ей засовывают в рот ее волосы, чтоб натуживалась.
Когда родится мальчик, то собираются девочки, делают качели и сами поют:
Ваши качели — кинаца! Мать Мария, мать мальчиков! Кому девочка, кому мальчик,— Не ради себя я говорю,— Моя грудь еще тверда.
Туккаев С. Источник - Анахарсис.ру |