поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
https://miraterra.ru/  
 
Моральный код личности в нартовском эпосе осетин
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос, Культура
Хадикова Алина ХазметовнаМировоззрение народа, основы его этнической ментальности имеют свое выразительное воплощение в народных формах поведения и нравственных предписаниях, свойственных каждой этнической культуре. Научное изучение национального этоса (системы ценностей и идеалов, контролирующих поведение членов этнической общности) включает в себя и концепцию базовой, т.е. основной личности. Суть ее в том, что главные приоритеты, нормы и моральные предрасположения усваиваются человеком в ходе первичной социализации. Именно в этой сфере и формируется идеал личности, предпочтительный в каждой культуре, иными словами — этнический габитус .
Моральный код личности этнофора, т.е. типичного носителя этнической культуры, мы рассматриваем как систему социальных практик, исторически сложившихся моделей нравственного мышления и поведения, объективно сопоставленных с ценностными ориентациями народа, этнической картиной мира в целом.
Культурогенетическое исследование морального опыта осетин, духовной атмосферы, способствующей бытованию личностных образцов (как составной части соционормативной культуры) адресует нас к народному эпосу, а конкретно — к анализу лучших черт присущих нартам, их социально одобренных поступков, форм и способов манифестации жизненного кредо, которое так провозглашает Урузмаг, самый авторитетный из нартов — «От рождения и до конца жизни своей, как бы тяжело ни сложилась судьба, надо со славой и честью пронести имя человека». Реконструкция нартовского морального кодекса (и социального, и личностного) может осветить актуальные проблемы этнической идентичности осетин, в частности, несколько утраченной ныне «культуры себя», «осетинства» — «ирондзинад».
Малые жанры фольклора как этнопедагогический феномен
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2015 / Категория: Авторские статьи, Культура
Народное устно-поэтическое творчество, как и язык, является механизмом трансмиссии культуры, обеспечивая актуализацию и функционирование элементов и комплексов накопленных традиций. Фольклор был формой сохранения и передачи информации энциклопедически широкого охвата всех сторон и граней жизни народа. Исключения не составляли идеи и о воспитании, более того, в фольклоре педагогическая миссия была преобладающей: народное устно-поэтическое творчество воспитывало, сохраняло и пропагандировало идеи воспитания.
Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и подспудно присутствующая нацеленность на единение, доброту, любовь облекалась поэтическим гением народа в формы, пережившие века. Жанрово-фольклорные формы прямо коррелировали с народными средствами воспитания (это — потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д.).
Тутыр (ир) / Тотур (диг.)
Автор: 00mN1ck / 9 марта 2015 / Категория: Культура, Религия
    ТУТЫР / ТОТУР – властелин волков и быков, в прошлом один из самых почитаемых зэдов. Без его воли ни один волк не смеет тронуть животное. Если люди призывали его на помощь против волков, последние убегали. И наоборот, если Тутыр желал наказать кого-либо из людей, он насылал на его скот своих волков. Разгневавшийся на волков Тутыр затыкает их глотки камнями и, таким образом, морит их голодом, а некоторых отдает в руки человека. Согласно легенде Тутыр подбил глаз Фæлвæра, у которого был в гостях; с тех пор волки подбирались к стадам Фалвара со стороны поврежденного глаза.
    В нартовском обществе Тутыр – помощник нартов, дружелюбно относятся к нартам.
    Культ Тутыра уходит в глубокую древность и наделен аграрными чертами. Формирование его восходит к временам, когда главное занятие предков осетин составляло животноводство.
    И не случайно март месяц был назван в его честь. Потому и весенний праздник, знаменовавший Новый год у осетин, назывался Тутыртæ/Тотуртæ, в то время как этот праздник у других иранских народов (персов, таджиков) называется «Новруз» (из персидского языка «Нов» - новый, «руз» - день, т.е. «Новый день» - как и современное название Нового года у осетин – «Ног бон»).
Ритуальное восстановление архетипной модели в осетинской песне «Есть зерно» («Ес хуар»)
Автор: 00mN1ck / 23 августа 2014 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
В статье, исходя из осетинской ритуальной песни «Птица изобилия», рассмотрен мотив небесного происхождения земледелия и роль ритуалов в восстановлении архетипных действий. На основании сравнительной мифологии проанализирована типология осетинской ритуальной песни «Птица изобилия» и грузинского народного земледельческого стихотворения «Был построен в понедельник».
Лексический состав первичных и вторичных номинаций загаданных денотатов (на материале осетинских загадок)
Автор: 00mN1ck / 18 июля 2014 / Категория: Авторские статьи, Культура
Лексический состав существительных, выполняющих в загадках функцию кодовых обозначений, впервые стал объектом изучения в работе З.М.Волоцкой, она предложила опыт классификации лексем, использующихся в болгарских загадках в функции кодовых обозначений или вторичных номинаций, мы же намерены использовать данный опыт в отношении лексики осетинских загадок.
В данной статье перед нами стоит задача описания и классификации лексического состава имен, называющих загаданный денотат, а именно, переименование загаданного денотата и его частей, а также установление смысловых соответствий между первичной и вторичной номинациями загаданного денотата. Все имена подразделяются на два множества лексем: 1) словарных или первичных номинаций загаданных денотатов, выступающих в отгадке (X множество) и 2) кодовых или вторичных номинаций загаданных денотатов, выступающих в образной части загадки (К множество).
Праздничная обрядность осетин: культовый термин Аларды
Автор: 00mN1ck / 11 июля 2014 / Категория: Авторские статьи, Культура
Передаваясь из поколения в поколение, обрядовая поэзия донесла до нас бесценные свидетельства народного восприятия действительности, воззрения предков на природу и попытки воздействия на неё силой слова и действа. Проявлением такого синкретизма — сочетания музыкального, вербального и акционального кодов — представляется автору праздник Аларды.
Рассмотрим этнографический материал по обрядности Аларды.
Наиболее ранняя фиксация культа Аларды — в труде Б.Гатиева «Суеверия и предрассудки у осетин». К циклу весенних праздников, отмечаемых по два раза в год, относят кувд «патрону оспы Аларды» В.Ф.Миллер и B.C. Уарзиати.
Имя Аларды акад. В.Ф.Миллеру представляется не осетинским, а «искажением какого-нибудь иностранного».
В словарной статье об Alardy|Alaurdi в «Историко-этимологическом словаре осетинского языка» В.И.Абаева это — название одного из осетинских дзуаров («божеств»); а также культ божества, насылающего оспу, который связан с древним ритуалом «очищения» от эпидемических заболеваний, в частности — оспы.
Гендерные аспекты моды в Терской области в начале XX в.
Автор: 00mN1ck / 9 марта 2014 / Категория: Авторские статьи, Культура
Для современной науки характерен интерес к гендерным исследованиям, которые рассматривают социально-исторические явления с учетом социальных аспектов пола. Реформы середины 80-х гг. XX в. изменили позиции женщины в обществе. Они создали условия для возникновения новых форм женского движения, для рождения множества общественных объединений, которые начали добиваться не просто формально-юридического, но и реального равенства. Современное женское движение проявляет повышенное внимание к так называемой женской истории.
При изучении газетных публикаций конца XIX в. обращаешь внимание на изобилие рекламных объявлений, многие из которых были рассчитаны на привлечение внимания женщин. Книги, чтение, превратившись в обычное времяпрепровождение обеспеченных девушек и женщин, во многом определяли их кругозор.
Значение и символика фольклора в семейных обрядах осетин
Автор: 00mN1ck / 23 февраля 2014 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Значение и символика фольклора в семейных обрядах осетинИз многочисленных обрядов, совершаемых в семье, особо выделяются три обряда жизненного цикла. Это обряды детские, свадебные и погребальные.
Семейные обряды осетин сопровождались танцами, играми, песнями, которые занимали очень важное место в традиционном быту осетин, что нашло отражение и в героическом нартском эпосе. Осетинские народные танцы подразделяются на медленные с мягкого, плавного пластического рисунка и стремительного быстрые.
Исполнялись народные танцы под игру на гармонике. Небезынтересно мимоходом отметить, что гармонике завоевала себе прочное положение у многих туземцев Кавказа; осетины даже кладут ее в могилу умершей девушки, так как умение играть на гармонике входит в число важнейших добродетелей осетинских девиц.
Для женской роли в танцах, и медленных и быстрых, характерны придельная плавность шага, выразительность и движения рук. Подчеркнутая строгость и одновременность с этим тонкая грациозность исполнения, отличительные черты женского танца. Основным средством выражения женской хореографии являются плавные движения руками, в этом смысле женские танцы осетин сочетаются с аналогичными танцами Востока, где движения рук в танце пластичны, разнообразны, а также многозначны в своем смысловом значении. Для мужской пластики характерны резкие, угольные движения рук. В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные прыжки, резкие повороты, проходы и т.д.
Свадебный обряд у осетин
Автор: 00mN1ck / 21 февраля 2014 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Свадебный обряд у осетинКавказ в Российской Федерации - это сложный и пестрый в этнокультурном отношении регион. Самосознание народов Кавказа неразрывно связано с их историей и самобытной культурой. В России, да и в мире плохо знают народы Кавказа (а их около 60), имея о них представление из старых литературных описаний, страдавших либо непониманием психологии и образа жизни кавказцев как поголовно разбойников, либо их экзотически-романтическим восприятием.
К истории, культуре, традиции кавказских народов обращались научные деятели, литераторы, путешественники, общественные деятели и др. Кавказ и его народы стали объектом изучения кавказоведения, зародившегося в России в XVII в. За почти три века существования кавказоведение продвинулось далеко вперед благодаря таким выдающимся ученым, как В. Ф. Миллер, М. М. Ковалевский, М. О. Косвен, Е. И. Крупнов, В. И. Абаев и др.
Начало XXI века характеризуется возросшим интересом к истории, культуре, традициям и обычаям, которые отличаются неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. В эпохи кризисные есть необходимость в ретроспективном взгляде, анализе, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций и обычаев, совместимость или несовместимость некоторых из них с сегодняшним временем. Обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры этноса, особенностям его.
Способы ведения пчеловодства у осетин
Автор: 00mN1ck / 20 февраля 2014 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Способы ведения пчеловодства у осетинИстория возникновения медоносной пчелы на нашей планете уходит в глубочайшую древность. Согласно данным палеонтологии пчелы существовали на Земле уже 40 миллионов лет назад. Как полагают, ученые, родиной пчелы является Ближний Восток, а точнее Южная Индия. Именно из южной Индии пчелы проникли сначала на Ближний Восток, затем в Египет. Дальнейший путь пчел привел в Центральную Европу. Оттуда они и пришли в нашу страну.
Жаркий субтропический климат, который тогда существовал в Европе, обилие лесной и медоносной луговой растительности благоприятствовали размножению и расселению пчел.
Но начавшийся на Земле глобальный процесс горообразования, в результате которого выросли целые горные страны, в том числе Кавказ, вызвал похолодание на всей планете. Началось оледенение Земли. Половина Европы оказалась подо льдом. Ледниковое дыхание заставило пчел покинуть европейскую часть и отступить к югу. Остались пчелы на месте своего обитания лишь в горных лесах Закавказья, Кавказа, Альп и Карпат.
Алутон – феномен культуры алан-осетин
Автор: 00mN1ck / 18 февраля 2014 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Алутон – феномен культуры алан-осетинДанная статья посвящена одному из феноменов традиционной культуры алан-осетин — священному напитку алутон. Путешественник XIX века Ю.Г. Клапрот писал по этому поводу следующее: «В Они мне рассказывали, что в Двалети некоторое время тому назад в земле нашли большой глиняный сосуд, похожий на те, которые употребляют в Грузии для хранения вина. Сосуд содержал массу, похожую на деготь, если ее сильно вдыхали или брали небольшие порции в рот, наступал крепкий и длительный сон. На том месте, где лежит сосуд, не росло никакой травы, а зимой здесь не залеживался снег. Двали называют это вещество — лутон...»
В.И. Абаев в своей книге «Осетинский язык и фольклор» посвятил этому вопросу специальную статью: «В поездке 1931 года в горную Дигорию мне удалось получить подтверждения последнего значения. Один старик-дигорец сообщил, что в пору его молодости приготовление алутона было распространено в Дигории, это было пиво, в котором вываривались бараньи туши. Теперь стали понятны и знакомые мне ранее представления о чудесных насыщающих свойствах алутона: пиво как хлебный сок уже имеет способность утолять не только жажду, но и голод; будучи же до отказа пропитано бараньим жиром, оно несомненно могло насыщать... конечно не навсегда, но надолго».
Методология исследования проблем истории осетинской эксплицитной эстетики
Автор: 00mN1ck / 8 октября 2012 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
В статье предлагаются некоторые принципы методологического подхода к исследованию истории осетинской эксплицитной эстетики. Выявляются этапы и периоды истории осетинской эксплицитной эстетики. Даются возможные пути и принципы анализа этапов и периодов истории эстетики осетин XIX‑XXI вв.
Айларты Измаил, «ИРОН ФАРН» (ирон æвзагыл)
Автор: 00mN1ck / 30 марта 2012 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
В книге дается развернутое описание быта осетин, материальной и духовной культуры. В ней показаны система земледелия и скотоводства, традиционные верования и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью осетин.
Айларты Измаил, «ИРОН ФАРН» (ирон æвзагыл)
Об обряде «Строительная жертва» в традиционной культуре горцев
Автор: 00mN1ck / 26 февраля 2012 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
(на материале поэмы К.Л. Хетагурова «Плачущая скала»)

Известно, что макрокосма (окружающий человека мир) и микрокосма (жилище человека) в мифологическую эпоху понимались как развертывание из тела жертвы, причем жертва — это тело и космоса, и будущего жилища. Вот почему облик дома принимал облик жертвы-тотема, т.е. жертвы-человека, что объясняют сохранившиеся слова, общие для обозначения частей тела человека и жилища; ср. в русском языке окно — «око»; в осетинском — цæджындз («ангел головы») — название центрального столба в жилище, в чеченском — ког (каменная колонна) — переводится как «ноги».
В данной статье речь пойдет о мифологическом обряде «строительная жертва», характерном для горцев Кавказа.
Этот обряд, получив отражение в обычаях, суевериях и будучи связан с обрядом выбора места под строительство жилища и с началом его строительства, конечно же, не мог не найти отражение в фольклоре и литературе народов Кавказа, в частности, в творчестве Коста Хетагурова (поэма «Плачущая скала»).
Общее и особенное в осетинской повести 70-х годов XX века
Автор: 00mN1ck / 17 января 2012 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Общее и особенное в осетинской повести 70-х годов XX векаВ 70-х гг. XX в. в осетинской повести происходят существенные жанровые процессы, которые приводят к качественному обогащению жанрового содержания повести. Во-первых, расширяется диапазон нравственно-этических исканий, что значительно расширяет философский кругозор жанра повести. Во-вторых, концептуализируются представления о мире и человеке, а художественный мир жанра повести становится масштабнее. В-третьих, углубляется психологизм повести, что обогащает арсенал художественно-изобразительных средств не только жанра повести, но и всей осетинской прозы.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru