|
|
Флаг в семейной обрядности осетин |
Автор: 00mN1ck / 26 марта 2010 / Категория: Гербы и Флаги, Культура |
Сфера материальной культуры охватывает вещи, совмещающие в себе бытовые и символические функции. В зависимости от того, какие свойства преобладают в данный момент —«вещность» или «знаковость», можно говорить об их истинном значении. К числу таких вещей относится флаг и его варианты. В семейно-бытовой обрядности осетин флаг занимал важное место, однако в литературе этот вопрос обойден глубоким молчанием. Все это и побудило подробно осветить функции флага и тем самым попытаться раскрыть еще одну малоизвестную страницу народной культуры. В осетинском быту флаг представлен несколькими разновидностями, отличающимися по форме, размеру, цвету и декору. В средневековых хрониках, иконографии и историческом фольклоре осетин он выступает как атрибут военного дела. |
Образ покровителя охоты в осетинской мифологии |
Автор: 00mN1ck / 3 февраля 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Культура |
Образы божеств и покровителей охоты, лесных духов, широко распространены в мировой мифологии. У народов Западного и Восточного Кавказа получил широкое распространение культ Афсати. Имя покровителя охоты у кавказских горцев встречается почти с аналогичными названиями: у сванов – Апсат, у балкарцев и карачаевцев – Апсати, у абхазов – Ажвейпаша, у адыгов – Мозтых, у чеченцев и ингушей – Елта [5:249]. Согласно высказыванию Т.А. Гуриева, имя древнего хозяина скота (Pasupati) образовано от pasu – «скот» и pati – «господин», «хозяин». Отсюда – Апсати – Афсати – Всати.
|
Осетинский детский фольклор в обучении и воспитании детей |
Автор: 00mN1ck / 1 февраля 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Культура |
Возможности использования устного народного творчества в современном образовательном процессе многообразны. Неслучайно, как бесценное наследие, достались нам удивительные перлы осетинского словесного фольклора. Гениальность народа, который их создал, состоит в том, что он придумал культурный код, универсальную, стройную систему, с помощью которой культивировались нравственные и эстетические ценности, закреплялась мораль в сознании людей, оказывалось воспитательное, развивающее воздействие на подрастающее поколение детей. |
Осетинская литературная сказка |
Автор: 00mN1ck / 17 января 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Культура |
Сказка как способ художественного отображения жизни, как составная часть духовной культуры народа имеет долгую и интересную историю. Сказочные принципы изображения универсальны и узнаваемы в любом явлении искусства. Каждое поколение по-новому прочитывает «старые», традиционные сказки и создает сказки своего времени с опорой на историко-культурную традицию. |
Как сдвинуть с места Чашу Уацамонга или продолжение темы - «Кто мы и куда идем»? |
Автор: 00mN1ck / 13 апреля 2009 / Категория: Образование, Культура |
Хочу откликнуться на «Открытое письмо нашей интеллигенции и всем тем, кто, может быть, захочет с божьей помощью сделать что - нибудь для своего народа, последнего хранителя Уацамонга», автором которого является Мира Цховребова. Поэтичность и патриотический дух данного обращения, а также его женское авторство невольно обращают внимание на роль женщины в общественной жизни Осетии. |
Кто мы и куда идем? |
Автор: 00mN1ck / 13 апреля 2009 / Категория: Образование, Культура |
С кем бы мы не встречались минувшей осенью - с журналистами, депутатами Европарламента, дипломатами, правозащитниками, госчиновниками, простыми людьми, далекими от политики, но потрясенными "агрессией России против крошечной демократической Грузии" - нам задавали одни и те же вопросы: что осетины не поделили с грузинами и каким мыслят свое будущее - в составе России или как суверенное государство? |
Идеология в нартском эпосе |
Автор: 00mN1ck / 29 ноября 2008 / Категория: Древнее учение Осетин, Нартский эпос, Культура, Религия |
Как-то, я сидел в кругу друзей. Мы пили чай в прикуску со сладостями, которыми нас угостил гостеприимный хозяин. Компания наша состояла в основном из друзей единомышленников, сторонников традиционной культуры нашего народа. Мы, как обычно, говорили о разном. Разговор коснулся вопросов идеологии. Один из нас, относительно новый человек в компании, высказал мысль о том, что у осетин нет идеологии: «У мусульман, у христиан есть, у осетин нет» (здесь осетины как носители отдельной религии). В тот момент я несколько резковато отреагировал на его высказывание: «Этот человек говорит глупости, несмотря на то, что уже не первый день общается с нами». Естественно моя реплика показалась для собеседника обидной, и он уже на повышенных тонах доказывал мне, что у осетин нет никакой идеологии. Надо сказать, разговор у нас не получился, и мы расстались с взаимными «недосказанностями». |
Особенности ритуала и текста осетинских бранных формул и проклятий |
Автор: 00mN1ck / 14 ноября 2008 / Категория: Духовный мир осетин » Культура |
Категории культуры, как известно, отражают специфику существующей системы ценностей и определяют нормы социального поведения и восприятия мира (1). Этническая культура обладает специфическим для каждого этноса своеобразием, причём её традиционные нормы, проявляющиеся наиболее ярко в быту, существуют в форме стереотипов восприятия, чувствования и поведения, элементы которого обнаруживаются в речевой деятельности. |
Сведения турецкого этнографа Я. Калафата о народных верованиях сарыкамышских осетин |
Автор: 00mN1ck / 21 октября 2008 / Категория: Авторские статьи, Культура |
Представленный ниже фрагмент полевых исследований известного турецкого этнолога и фольклориста Яшара Калафата был впервые опубликован в 1998 году в издаваемом в Стамбуле журнале «Бирлешик Кафкасья» («Объединенный Кавказ»). Ценность данного материала для нас определяется прежде всего тем обстоятельством, что он является одним из крайне немногочисленных документальных свидетельств, характеризующих, пусть и весьма односторонне и поверхностно, этнокультурный облик сарыкамышских осетин — в недавнем прошлом наиболее значительной локальной группы осетинской диаспоры на территории Турции. |
Генеалогические представления осетин |
Автор: 00mN1ck / 17 сентября 2008 / Категория: Новая история, Культура |
Важнейшим аспектом общественного сознания осетин XIX века были коллективные представления отдельных обществ о своем происхождении. Исследование данного аспекта позволяет выявить традиционные генеалогические структуры в общественном сознании осетин XIX века и их зависимость от уровня социально-экономического развития.
Основными источниками для реконструкции традиционных генеалогических структур в общественном сознании осетин XIX века являются генеалогические и исторические предания (жанр несказочной фольклорной прозы) и генеалогические схемы, содержащиеся в документальных источниках XIX в., исходивших от осетинских фамилий и отдельных лиц для обоснования своих личных, сословных и поземельных прав. |
Народный идеал в эпических образах |
Автор: 00mN1ck / 12 сентября 2008 / Категория: Нартский эпос, Культура |
Проблемы, связанные с отражением прошлого в различных вербальных и материальных формах, рассматриваются многими поколениями историков. Одним из феноменов, изучение которого позволяет пролить свет, по крайней мере, на некоторые стороны восприятия и отражения прошлого, является историческая память. Под ней в обобщенном виде Е.А. Мельникова понимает совокупность относительно устойчиво сохраняемых на протяжении двух или более поколений знаний и представлений о коллективном прошлом определенного социума. Историческая память занимала особое место в консолидации и самоидентификации социума. Ее социальную ценность осознавали сами носители, что выражалось в уважении, оказываемом обществом знатокам традиции. Как правило, в древних и средневековых обществах сказители либо занимали привилегированное положение, либо получали богатые дары. |
Некоторые параллели демонологических персонажей у народов Северного Кавказа. Третья часть. Словарь-справочник |
Автор: 00mN1ck / 18 июля 2007 / Категория: Нартский эпос, Культура, Религия |
ПРОДОЛЖЕНИЕ... Кибирхан – у даргинцев существо, иногда выступающий в образе домашнего духа. К. посещает избранных людей к большой удаче или к большому несчастью, к перемене судьбы. Тому, кто сможет у него спросить "Что мне?" он предсказывает судьбу. Часто душит ночью спящих, не давая им возможности пошевелиться. Абдал – у цахуров то же что и Авдал. Авдал – у лакцев покровитель диких коз, оленей, туров. А. иногда крадет из утробы матери еще не родившегося ребенка и делает его пастухом туров. Так ребенок со временем становится Авдалом. |
Некоторые параллели демонологических персонажей у народов Северного Кавказа. Вторая часть |
Автор: 00mN1ck / 18 июля 2007 / Категория: Нартский эпос, Культура, Религия |
ПРОДОЛЖНИЕ... Хотя у других народов Северного Кавказа не зафиксирован такой праздник (Осетинский праздник "Бундорта" отдаленно напоминает ингушский обычай, по которому в известный день (среда, называемый кер-Сели), посвященный богу Сели, считался большим грехом дать из очага кому-либо из соседей хоть один уголек. В это день было запрещено вовсе выкидывать огонь или золу из очага), но образ "домашнего духа", "домового" распространен почти у всех народов. |
Некоторые параллели демонологических персонажей у народов Северного Кавказа. Первая часть |
Автор: 00mN1ck / 18 июля 2007 / Категория: Нартский эпос, Культура, Религия |
Перечень демонологических персонажей у народов Северного Кавказа богат и многообразен. Большинство мифологических образов, олицетворяющих силы зла, восходят к ранним религиозно-мифологическим воззрениям. Под влиянием христианства, а в большей степени Ислама, они подверглись трансформации и, в большинстве своем, превратились в сказочные персонажи. Одним из таких отрицательных персонажей у всех северокавказских народов является великан. Путь превращения этого героя самых разнообразных мифов в отрицательного персонажа наиболее ярко демонстрирует осетинский "уæйуг" ("великан"). |
Спасительница Нана - Задалеская |
Автор: 00mN1ck / 5 июня 2007 / Категория: Личности, Культура |
Безграничная свобода, которой так поклонялись аланы, обернулась для них трагедией. Народ, закаленный в военных баталиях рабству предпочел гибель. В 1395 году хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо-татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами. Предав алан «мечу джихада» он почти полностью отправил в «огонь гиены» целый народ. |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|