|
Реклама |
|
Вся информация о health nutrition доступна на сайте podmoskovye.bezformata.com. |
|
|
Пережитки погребального обряда скифов в нартовском эпосе осетин |
Автор: 00mN1ck / 10 марта 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос |
Погребальный культ представляет собой совокупность религиозно-магических обрядов, связанных с представлениями о загробной жизни. Истории мало известно о погребальном ритуале скифов. В основном это сообщения Геродота и археологические данные. Но последнии, в силу своей специфики, могут привлекаться только как вспомогательный материал. Многое из религиозно-мифологических воззрений, на которых основывался весь социально-политический уклад жизни скифов, в той, или иной степени отражаются в нартовском эпосе. Нартовский эпос бытует у многих народов Кавказа. Но, как убедительно показали Вс.Миллер, Ж.Дюмезиль, В.Абаев и другие, многие архаичные религиозно-мифологические элементы в эпосе других кавказских народов заимствованы у осетин, и они не могут существенно дополнить скифо-нартовский материал. Поэтому для анализа привлекаются только осетинские варианты нартовского эпоса. К тому же, некоторые пережитки скифских обрядов в нартовском эпосе возможно бывает объяснить только с привлечением материала по этнографии, религиозно-мифологическим воззрениям осетин. |
К вопросу теории иранского происхождения термина «нарт» |
Автор: 00mN1ck / 10 марта 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос |
Большинство исследователей нартского эпоса придерживается теории происхождения термина "нарт" из иранских языков (Г.Ю.Клапрот [24], Л.Лопатинский [12], А.Шегрен [22], В.Ф.Миллер [23], В.Пфафф [21], М.Туганов [13], Б.Алборов [10] и др.). Впервые к иранскому языку в объяснении термина "нарт" обратился Л.Лопатинский, занимавшийся кабардинским языком и фольклором, а также кабардинскими вариантами нартских сказаний. Л.Лопатинский вывел "нарт" от армянского "мард" ("человек") [12; 45], одновременно выдвинул также предположение о вероятном происхождении этого слова из иранского nar- "мужчина". Эта теория была подхвачена многими нартоведами. Мы не будем касаться вопроса возможности вычленения в слове "нарт" показателя множественности [2], допустив такую вероятность. Но что нам дает nar-, даже если допустим, что в современном осетинском языке могли каким-то образом получить не форму næl, а форму nar? Слово nar встречается во многих языках, как индоевропейских, так и монголо-тюркских и кавказских. В большинстве из них оно выражает понятие "самец", в некоторых языках обозначает самца конкретного животного. Так, в грузинском - nari "самец верблюда", в чеченском и ингушском - nal "кабан" [19; 166], в монгольско-тюркских языках - nar "самец верблюд", "производитель" [20; 259]. Во многих языках nar входит в состав сложного слова, как показатель мужского пола: в персидском - nargav "бык", narxar "осел", в белуджском - naryan "жеребец", nerak "петух", в лурском - nartak "кабан" и т. д. |
Специфика комического в архаических формах осетинского нартовского эпоса |
Автор: 00mN1ck / 27 января 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос |
Чувство комического − одна из характерных особенностей, присущих человеку, одно из проявлений эстетического отношения к действительности. Комическое возникает уже на ранней ступени развития общества как своеобразное отражение сознания человека, восприятия им окружающего мира. Специфика архаического комизма своеобразна. Постижение его связано с большими трудностями: мы непроизвольно переносим в далекое прошлое современные представления о смешном, и потому архаический вид комизма современным человеком всегда переосмыслен. С изменением понятий и представлений претерпевает изменение и чувство комического. Чтобы понять архаический вид комизма, надо рассматривать его в естественной среде, в той обстановке, о которой повествуется. Общественно-эпической средой, в которой функционируют нартовские герои, является военно-дружинный быт. Этот своеобразный быт и психология, отраженные в древнейших слоях осетинского эпоса, и определяют характер и специфику комического в нем. |
Образ волшебной чаши в нартовском эпосе |
Автор: 00mN1ck / 12 декабря 2008 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос |
Образ волшебной чаши играет важную роль в мировом фольклоре. Видное место занимает этот образ в осетинском нартовском эпосе. Нарты называют свою волшебную чашу Нартамонга, иногда Уацамонга или просто Амонга. |
Идеология в нартском эпосе |
Автор: 00mN1ck / 29 ноября 2008 / Категория: Древнее учение Осетин, Нартский эпос, Культура, Религия |
Как-то, я сидел в кругу друзей. Мы пили чай в прикуску со сладостями, которыми нас угостил гостеприимный хозяин. Компания наша состояла в основном из друзей единомышленников, сторонников традиционной культуры нашего народа. Мы, как обычно, говорили о разном. Разговор коснулся вопросов идеологии. Один из нас, относительно новый человек в компании, высказал мысль о том, что у осетин нет идеологии: «У мусульман, у христиан есть, у осетин нет» (здесь осетины как носители отдельной религии). В тот момент я несколько резковато отреагировал на его высказывание: «Этот человек говорит глупости, несмотря на то, что уже не первый день общается с нами». Естественно моя реплика показалась для собеседника обидной, и он уже на повышенных тонах доказывал мне, что у осетин нет никакой идеологии. Надо сказать, разговор у нас не получился, и мы расстались с взаимными «недосказанностями». |
Народный идеал в эпических образах |
Автор: 00mN1ck / 12 сентября 2008 / Категория: Нартский эпос, Культура |
Проблемы, связанные с отражением прошлого в различных вербальных и материальных формах, рассматриваются многими поколениями историков. Одним из феноменов, изучение которого позволяет пролить свет, по крайней мере, на некоторые стороны восприятия и отражения прошлого, является историческая память. Под ней в обобщенном виде Е.А. Мельникова понимает совокупность относительно устойчиво сохраняемых на протяжении двух или более поколений знаний и представлений о коллективном прошлом определенного социума. Историческая память занимала особое место в консолидации и самоидентификации социума. Ее социальную ценность осознавали сами носители, что выражалось в уважении, оказываемом обществом знатокам традиции. Как правило, в древних и средневековых обществах сказители либо занимали привилегированное положение, либо получали богатые дары. |
Краткий катихизис осетинского мировозрения |
Автор: 00mN1ck / 15 января 2008 / Категория: Древнее учение Осетин, Нартский эпос, Религия |
Посмотрев на наименование катихизиса, человек может задаться вопросом – зачем нужна новая религия. Но, есть два «Но». Первое это то, что религия, сохраненная в предании предков, не новая, а самая что ни наесть древняя. Второе это то, что эта религия говорит нам о иной причине творения человека и ином его предназначении. |
УАСАМОНГА |
Автор: 00mN1ck / 25 сентября 2007 / Категория: Нартский эпос, Религия |
Кадаг «Уацамонгæ» является, пожалуй, ключевым для понимания истинности в древней религии наших предков. Уасамонга (Уацамонгæ) переводится буквально Уас –указательница.
Что такое Уас?.. Обратимся к В.И. Абаеву. «Уас в обычном переводе можно перевести «слово», «известие». Но в осетинской традиции «семантика уас явно связана с религиозно-магическими представлениями». Так, к примеру, главнейшие персонажи христианизированного осетинского пантеона снабжены эпитетом Уас: Уасгерги «Святой Георгий», Уасилла «Святой Илья», Уастутыр «Святой Федор». Здесь Уас может означать только «божество, божественный, святой». И. Гершевич, привлекая некоторые среднеиранские факты, дает для уас в приведенных сочетаниях значение - дух, что также приемлемо (ср. выражение уас рухс «божественный свет»)». (В.И. Абаев. Избранные труды. ИР. Владикавказ, 1990 г., стр. 111). |
Некоторые параллели демонологических персонажей у народов Северного Кавказа. Третья часть. Словарь-справочник |
Автор: 00mN1ck / 18 июля 2007 / Категория: Нартский эпос, Культура, Религия |
ПРОДОЛЖЕНИЕ... Кибирхан – у даргинцев существо, иногда выступающий в образе домашнего духа. К. посещает избранных людей к большой удаче или к большому несчастью, к перемене судьбы. Тому, кто сможет у него спросить "Что мне?" он предсказывает судьбу. Часто душит ночью спящих, не давая им возможности пошевелиться. Абдал – у цахуров то же что и Авдал. Авдал – у лакцев покровитель диких коз, оленей, туров. А. иногда крадет из утробы матери еще не родившегося ребенка и делает его пастухом туров. Так ребенок со временем становится Авдалом. |
Некоторые параллели демонологических персонажей у народов Северного Кавказа. Вторая часть |
Автор: 00mN1ck / 18 июля 2007 / Категория: Нартский эпос, Культура, Религия |
ПРОДОЛЖНИЕ... Хотя у других народов Северного Кавказа не зафиксирован такой праздник (Осетинский праздник "Бундорта" отдаленно напоминает ингушский обычай, по которому в известный день (среда, называемый кер-Сели), посвященный богу Сели, считался большим грехом дать из очага кому-либо из соседей хоть один уголек. В это день было запрещено вовсе выкидывать огонь или золу из очага), но образ "домашнего духа", "домового" распространен почти у всех народов. |
Некоторые параллели демонологических персонажей у народов Северного Кавказа. Первая часть |
Автор: 00mN1ck / 18 июля 2007 / Категория: Нартский эпос, Культура, Религия |
Перечень демонологических персонажей у народов Северного Кавказа богат и многообразен. Большинство мифологических образов, олицетворяющих силы зла, восходят к ранним религиозно-мифологическим воззрениям. Под влиянием христианства, а в большей степени Ислама, они подверглись трансформации и, в большинстве своем, превратились в сказочные персонажи. Одним из таких отрицательных персонажей у всех северокавказских народов является великан. Путь превращения этого героя самых разнообразных мифов в отрицательного персонажа наиболее ярко демонстрирует осетинский "уæйуг" ("великан"). |
К вопросу теории монгольского происхождения термина «нарт» |
Автор: 00mN1ck / 16 июля 2007 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос |
Теорию монгольского происхождения термина "Нарт" впервые разработал непревзойденный иранист-этимолог и нартовед В.И.Абаев, затем эта теория получила дальнейшее развитие в трудах профессора Т.А.Гуриева.
В.И.Абаев, обобщив опыт изысканий прежних исследователей нартов, пришел к выводу, что без строго научно-методологического подхода к вопросу о происхождения термина "Нарт", невозможно найти истину. Он отмечал, что "термин "Нарт" имеет столько этимологий, сколько имеется народностей, у которых он засвидетельствован. Абсурдность такого допущения очевидна".1 Невозможность объяснения данного термина из иранских, побудило В.И.Абаева обратиться к неиранским языкам, отмечая в одной из своих работ, что "неудовлетворительность иранских опытов разъяснения термина "нарт" в значительной мере объясняется тем, что поиски велись наобум, вслепую, в порядке подбора случайно созвучных слов".2 |
Уастырджи и Нарт Батраз в системе осетинской мифологии |
Автор: 00mN1ck / 29 июня 2007 / Категория: Нартский эпос, Религия |
Одним из самых популярных персонажей всех жанров устного народного творчества осетин является Уастырджи/Уасгерги. В мифологических представлениях осетин образ Уастырджи однозначно соотносится с военной функцией. С этим связывается его роль как покровителя мужчин и путников. Осетины воспринимали Уастырджи и как покровителя своих далеких предков. |
Смерть Батрадза |
Автор: 00mN1ck / 16 февраля 2007 / Категория: Духовный мир осетин » Нартский эпос |
И начал Батрадз войну с духами и даугами, земными и небесными, где только ни настигал он их, там уничтожал и калечил. Собрались тут все духи и дауаги и пришли жаловаться богу: -- Нет нам житья от Хамыцева сына Батрадза. Пошли на него погибель. -- Не знаю я, как вам помочь, -- ответил бог, -- Помимо моей воли появился он на свет, и нет в моих руках погибели для него. |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|