поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Неоязычество как синдром
Автор: 00mN1ck / 14 мая 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Религия
Цораев З.У.

В истории каждого народа есть поворотные моменты, решающие его судьбу. Поэтому, так важно, чтобы общество отдавало себе отчёт в том, что выбор определяющих ценностей –это всегда очень серьёзное дело. От идеологического выбора народа зависит его дальнейшее существование как этноса, как исторического субъекта, способного реализовать свой творческий потенциал. Когда народ сам творит свою историю, посредством сознательного выбора, он понимает все последствия, которые могут произойти в ближайшем или отдалённом будущем. Не следует думать, что принцип пользы, к которому некоторые любят прибегать, всегда срабатывает на сто процентов. История знает, что народы, поддавшиеся соблазну сиюминутной выгоды, в конечном счёте проигрывали и уходили с исторической сцены и, наоборот, даже немногочисленные народы, отстаивавшие свои ценности и проявившие самостоятельность, несмотря на все перипетии судьбы, смогли выстоять и сохранить свою жизнеспособность.

Здесь можно сослаться на историю еврейского народа, который невзирая ни на какие трудности, на преследования, которым он подвергался несколько тысячелетий, на антисемитизм - страшную болезнь, периодически поражавшую европейские государства, - смог сохранить свою идентичность и создать спустя века своё государство.

Что же помогло этому народу в невыносимых, с точки зрения нормы, условиях сохранить свою национальную идентичность? Это идея собственной избранности, это неприятие иных культов и верований, это строгое следование правилам и заветам своих отцов и это вера в то, что бог, несмотря на всю невыносимость существующего положения, никогда не покинет своих детей, свой избранный народ. Здесь помогала даже иезуитская логика, оправдывавшая status qwo: « бог кого любит, того и наказывает».

Все эти рассуждения мы приводим лишь для того, чтобы напомнить, что идеологические компромиссы ведут к историческому поражению и культурной смерти народа. Да, физически никто не пострадает в том смысле, что принятие другой идеологии не является смертельным. Более того, современная цивилизация твёрдо стоит на том, что каждому индивиду и каждому этносу гарантировано право выбора любой идеологии, кроме, конечно же, антигуманной.

История тем и интересна, что в ней есть многообразие народов и судеб, что предполагает обмен ценностями. Однако для того, чтобы жить в дружбе с каким-либо народом, нет необходимости становиться другим народом , ведь тогда теряется сам смысл диалога, предполагающего разность в позициях коммуницирующих субъектов. Диалог можно поддерживать, когда есть хотя бы некоторые различия в ценностях, взглядах, мировоззрении. Физики назвали бы это разностью потенциалов. Только в этом случае возникает импульс к общению и интерес друг к другу. Человечество точно ничего не выиграет, если все в одночасье станут христианами или мусульманами, буддистами или индуистами и т.д.

Короче говоря, мы, прежде всего, отстаиваем принцип разнообразия: каждый народ по-своему прекрасен, его традиции и обычаи связаны с его исторической судьбой, его ценностным выбором. Мы утверждаем, что религиозные верования любого народа достойны уважения, и их нельзя каким бы то ни было образом оскорблять. На наш взгляд, в современных условиях нельзя прибегать к нецивилизованным способам идеологической борьбы за души сограждан (нагнетание миссионерской деятельности). Некоторые религиозные активисты как будто не замечают, что сейчас не времена Средневековья, что в правовом государстве нельзя безнаказанно осуществлять воинствующую политику, прикрывая миролюбивыми словесами культурологическую экспансию, проводимую, кстати, за счёт своих приверженцев, которые вряд ли бы одобрили подобную политику, если бы знали истинные мотивы своих духовных пастырей. Но эта экспансия осуществляется и на средства тех, против кого она направлена, при их прямой помощи, молчаливом одобрении или попустительстве.

Тех же, кто сегодня пытается встать на пути бездумного уничтожения тысячелетних традиций, некоторые представители мировых религий называют «неоязычниками», добавляя к старому бренду «язычник» приставку «нео». Мы, в свою очередь, считаем, что это проявление закоренелой религиозной нетерпимости - новое «издание» враждебности к иным культам и религиозным учениям.

После этого небольшого вступления непосредственно обратимся к проблемам, волнующим нашего современника, пытающегося понять, что сегодня происходит в обществе и, в частности на Северном Кавказе, самой «горячей» точке Государства Российского.

«В Северной Осетии появились неоязычники» -так называется одна из многочисленных публикаций, в которой, с позиций христианства подвергается нападкам традиционная религия осетин. Подобных статей сегодня немало в средствах массовой информации как печатных, так и электронных. О язычестве и неоязычестве в Осетии христианами и мусульманами было сказано достаточно. Считаем, что всё это досужие вымыслы некоторых воинствующих деятелей от религии, забывших важные места из священного писания и когда они как следует проштудируют соответствующие изречения Иисуса, то возможно поймут, что не ведают вообще смысла термина: кого можно называть язычником, а кого этим словом называть не следует.

Поэтому само название появившейся статьи, мягко говоря, вызывает недоумение. С точки зрения этих господ язычниками являются все те, кто не разделяет их символ веры. В данном случае это те, кто молится единому богу -Хуыцау, кто обращается с молитвой о помощи к его посланнику на землю Уастырджи, кто чтит святыни, являющиеся местами поклонения единому богу и его различным проявлениям, земным и небесным духам в соответствии с установлениями древней религии, восходящей своими корнями в ранний период индоевропейского единства. Всё это прямо утверждается в «Российской Газете» в статье Элины Марзоевой «В Северной Осетии появились неоязычники».

Уважаемая Элина, вам следует восполнить свои познания о язычниках и неоязычниках. Скорее всего, ваши ближайшие предки и родственники, вряд ли разделят такой воинственный настрой. Они дадут вам понять, что религиозные взгляды, которые они разделяют, являются монотеистическими (в молитвословии утверждается единство бога), что Уастырджи - это не св. Георгий (христианский мученик), а, как об этом говорится в молитвословии, – божественный посланник («Хуыцауы минавар»). Культы и верования осетинского народа, сильно пострадавшие от времени и от разных социальных и исторических катаклизмов, частично утратили свой смысл и нередко превращаются незнающими людьми в пустую обрядность. На этом фоне среди некоторых верующих возникает стремление заполнить образовавшиеся пустоты, а незнание ими духовных основ традиционной культуры способствует бездумным заимствованиям ценностей и смыслов из других религий. Те же, кого сегодня с лёгкой подачи христианских миссионеров, называют «неоязычниками», видят свою цель в восстановлении и сбережении забытой смысловой и сакральной составляющей нашей традиционной религии.

Мы не скрываем своих целей. Мы хотим сохранить национальную идентичность осетинского народа. В чём здесь криминал? Известно, что религия- это дух народа, это его сердце, это его культура, обычаи, поведение, стиль мышления. Чем сохранение осетинской идентичности грозит РПЦ?

Мы хотим межконфессионального мира. Это значит, что на территории Северной Осетии можно и должно налаживать межконфессиональный диалог и, прежде всего, между представителями мировых религий христианства и ислама. Однако при этом, не следует вычёркивать огромное большинство верующих, которые не организованы институционально, но включены в древнюю традицию. Надо считаться с этим большинством, не навешивая ярлыков на тех, кто стремится донести до общественного мнения существующие проблемы. А проблема заключается в том, что основополагающие ценности традиционной религиозной культуры пытаются подменить культами, догматами и ритуалами иных религиозных учений. Строятся храмы и мечети, как грибы после дождя возникают монастыри и духовные семинарии. Более того, представителям мировых религий открыт свободный доступ к средствам массовой информации и к правительству, в то время как традиционная религия пребывает в положении падчерицы, а её носители не имеют доступа ни к официальным СМИ, ни к госструктурам управления.

Такое положение нельзя считать правильным, но даже наши редкие и слабые протесты против этого вызывают у воинствующих христиан и мусульман «праведный» гнев, и они обвиняют сторонников традиционной религии в стремлении дестабилизировать обстановку.

«В Северной Осетии, - пишет Элина Марзоева,- единственной христианской республике на Северном Кавказе, появилась новая религия "уацдин". Кто же это так определил Северную Осетию? Она так официально называется –«христианская республика»? А как на это посмотрят братья мусульмане? (С нами, представителями традиционной религии, вы уже не считаетесь). В этом же высказывании содержится ещё одна ложь, которой, впрочем, в данной статье достаточно на каждой строчке. То, что Э. Марзоева называет «новой религией», это две официально зарегистрированые религиозные организации, «Асагдин» и «Ацата» одной из задач которых является защита традиционной религии от нападок со стороны недоброжелателей всякого рода, в том числе от различных миссионеров, пытающихся взорвать религиозное пространство традиционной религии и разрушить культовые места.

В целях завоевания полного духовного господства «наши пастыри» не останавливаются ни перед чем, например: «То, что осетины - исторически православный народ и получает законное духовное окормление через РПЦ, уверен Благочинный всех церквей Осетии протоирей Василий Шауэрман. Попытки оттеснить православие с исторически законных территорий и перечеркнуть этим многовековую историю своего народа вызывают у духовного пастыря искреннее недоумение. Он уверен, в основе нового явления лежит не желание национальной самоидентификации, а неоязычество с политической подоплекой». " Осетины, братья, вы не знали об этом? Оказывается вы получали «духовное окормление» от РПЦ! И вы, наверное, считали, что ваша молитва, обращённая без всяких посредников к богу, является вашим исключительным правом?

А когда же появилась РПЦ? Неужели в тот период (9-11 вв.), когда аланы или их цари в политических целях принимали, а также изгоняли христианских миссионеров из Византии, РПЦ было посредником, и уже тогда выполняла свою важную духовную функцию? Что-то здесь не так, как уверяет нас Василий Шауэрман. Пусть скажут своё веское слово представители исторической науки, тем более, что в последнее время авторитет учёных среди иерархов церкви явно подрос. А что означает фраза «оттеснить православие с исторически законных территорий»? Значит, мы живём на этой земле незаконно? Значит, традиционная религия, которая существовала здесь на Кавказе задолго до появления христианства, потеряла законное право присутствия на этой земле? Так кто кого оттесняет? Можно ли после этого доверять уверенности духовного пастыря? Какую политическую подоплёку нафантазировал духовный пастырь? Он лучше нас, сторонников сохранения национальной идентичности, знает, что мы хотим? Извините, но это похоже на бред, если не сказать больше! Вы, господин пастырь, молодец! Вас можно поздравить! Вы, наконец- то, нашли, то, что искали! «Кто ищет, тот находит»- гласит древняя мудрость. Вы ищете способ подавления слабеньких ростков национального самосознания и (наконец- то, о, удача!) обвинить организацию, представляющую традиционную религию, в неоязычестве с политической подоплёкой. Очень оригинальная мысль! Как же она вам раньше не пришла в вашу голову? Да если бы эта организация только попытку сделала, если бы только одно политическое или, не дай бог, экстремистское высказывание, её бы уже закрыли.! Признайтесь, вам «Асагдин» и «Ацата» как заноза, как щепка в глазу. А почему? Да потому, что они раскрывают глаза верующим осетинам на их древние культы, на их обрядовую практику, на правила поведения, этикет. Мы хотим мира на Кавказе и понимаем, что народы Кавказа сближают только их адаты, древние верования, их общая история, а вот столкновение христианства и ислама привело к тому, что мы сегодня имеем. Не надо, поэтому, представлять Осетию единственной христианской республикой на Кавказе. Это уже политическое заявление такого рода, которое противопоставляет народы Осетии всем остальным кавказским народам. Довольно неуклюжее и близорукое заявление с явным политическим подтекстом. Подобный подход обостряет и без того непростую обстановку. Для России мир на Кавказе - это ключ к собственной стабильности и процветанию. Мы считаем, что не противопоставление, а поиск исторического наследия, упор на общекавказскую идентичность, на близость обычаев кабардинцев и балкарцев, чеченцев и ингушей, осетин и абхазцев, многих народов Дагестана может спасти нас всех от нежелательного развития событий, от катастрофического сценария. Только знание нашего общего исторического прошлого может сформировать у молодёжи сознание цивилизационной общности, сознание ответственности всех кавказцев за мир и здесь у нас на Кавказе и в нашей большой родине России.

А вот ещё один образец «добросовестности» пастыря: "Мы не отрицаем, что до принятия Аланией христианства, это было за шестьдесят лет до Крещения Руси, существовала древняя религия осетин, но о ней почти ничего не известно". Любому непредвзятому аналитику сразу же станет ясно, что несмотря на отдельные вкрапления православия в традиционные культы, древняя религия сохранилась во всей своей целостности. В ней есть особая общественная молитва (куывд), культы, ритуальные жертвоприношения, установления (доктрина), духовная практика. Во всех этих компонентах мы встречаемся с оригинальным вероучением, во многом непохожим на ныне широко известные. Даже представление о боге в традиционной религии как едином начале, которому нет равного, отличается от христианской православной трактовки его как соединяющего в себе три ипостаси: отца, сына и святого духа. Таким образом, в традиционной религии бог един, тогда как в православии он троичен. В традиционной религии троично устройство самого мира: в нём выделяется верхний мир, средний мир и нижний мир. Если Хуыцау путём жертвоприношения создаёт Вселенную, то жертва Иисуса носит очистительный характер и осуществляется им в целях спасения людей, погрязших в грехе. Теперь после наших кратких разъяснений читатель сможет и сам сделать выводы о том, сохранилась ли древняя религия и каковы её особенности.

Мы призываем приверженцев христианства и ислама, а также представителей других религиозных конфессий бережно относится к историческому наследию и не обвинять последователей традиционной религии в политическом и религиозном экстремизме.

Молодые религии не должны уничтожать древние исторические корни, давшие им жизнь. Интересно, что и сам Василий Шауэрман отмечает толерантность осетинского народа, на земле которого сегодня закрепились многие религиозные конфессии. Так почему же его так пугает движение за сохранение древней религиозной традиции, которая не может по своей сути привести к доминированию какой-либо религии, а, напротив, ведёт к диалогу между всеми народами, проживающими на территории Северной Осетии, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Уверены (позволим и мы себе подобную формулировку), что за всеми заявлениями пастыря скрывается одна мысль: вся территория Осетии является христианским «заповедником» (и он об этом даже не стесняясь говорит). А кто будет охранять этот заповедник, читатель и сам догадается без нашей подсказки.

Напомним основной тезис, отстаиваемый Василием Шауэрманом: осетины православный народ. Как же этот православный народ более тысячи лет обходился без религиозных книг, без молитвы и, наверное, без бога, если переводы религиозных книг на осетинский язык появляются только сегодня? Обрати, читатель, своё утомлённое внимание на важный фрагмент из статьи Э. Марзоевой: «По словам священнослужителя, сейчас в местной епархии активно ведется работа над переводом текстов богослужений на осетинский язык, этим раньше занимался Российский библейский союз, сейчас же возобновлена деятельность переводческой комиссии: "Уже скоро прихожане смогут молиться на родном языке уже в самое ближайшее время, что должно укрепить православие в Осетии и привлечь людей в храмы». На каком же языке, интересно, до сих пор молились осетины? Духовный пастырь забыл или не знает, что осетину традиционного вероисповедания храм не нужен. Как говорил Коста Хетагуров «Весь мир мой храм...» Достаточно святого места, но и находясь в доме можно обратиться к всевышнему. Об этом же, кстати, уважая древние традиции, говорил Иисус: «6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздасттебе явно.

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (от Мат. 6)


А вот Василий Шауэрман заботится не о духовном состоянии наших сограждан, а о том, как «привлечь людей в храмы». Конечно, без храма никак нельзя! Кто же тогда будет «окормлять» наших священнослужителей? Короче говоря, речь идёт о том, чтобы вовлечь весь осетинский народ в православие. Для этого РПЦ не жалеет сегодня никаких средств. Осетины народ религиозный, затраты скоро окупятся... Есть здесь и политическая подоплёка, только тот, кто эту подоплёку закладывает, скорее всего, человек недальновидный, т.к., ещё раз подчёркиваем, подобные «проделки» вряд ли будут способствовать стабильности на Кавказе.

Можно констатировать, что в условиях «паралича» местной власти, непонимания ею своей ответственности за будущее народа Осетии под благовидными предлогами идёт «духовное освоение» территории Осетии и к каким последствиям это приведёт, не сможет предсказать только дитя детсадовского возраста. За всем этим стоит решение превратить Северную Осетию в форпост РПЦ на Северном Кавказе. Тем самым сторонники такой линии берут всю ответственность за последствия своих действий на себя. Такое решение может привести народ Осетии к конфликту с другими народами Северного Кавказа, где господствует ислам, а продолжение миссионерской деятельности не только не будет способствовать стабилизации на Северном Кавказе, но, скорее всего, будет постоянным раздражающим фактором и причиной обострения противоречий между сторонниками православия и ислама.

Так кто же закладывает мины замедленного действия, кто дестабилизирует обстановку на Кавказе? Вы, господа, уже устроили тот нравственный кризис, о котором постоянно кричите. Вы не можете его остановить. Пора бы прекратить попытки действовать исключительно в своих интересах и решать свои вопросы методом продавливания.

Мы же призываем всех здравомыслящих людей трезво оценить существующие угрозы и понять, что поддавшись сегодня соблазну загнать всех людей в храмы и дать всем религиозную литературу мы не решим ни одной из назревших в обществе проблем, но будем и дальше способствовать уничтожению древнейшей традиции, которая не насаждает какие-либо идеи, несёт мир всем людям и уважает волю народов.

#1 написал: tai (7 июня 2011 03:50)
Верно! Возват к Истоку - единственный путь вперед!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru