Даурбек Макеев Частые проявления экстремизма - тревога нашего времени. Вооружённые вылазки смертников в отношении мирных граждан, взрывы, теракты, отнимающие жизнь невинных людей и причиняющие безграничное горе родственникам и близким, порождают нестабильность и общественное беспокойство. Наиболее жестокие удары террористов пришлись на Осетию. Ни для кого не секрет, что, как правило, экстремистские настроения носят религиозный оттенок. В чём причина? Обычные граждане, не искушённые в религиозной грамоте недоумевают: «Как набожные люди, почитающие «святые писания» могут идти на такие преступления”? Но все мы слышали с экранов телевизора как преступники убивающие и мучившие людей кричали «Аллах акбар, до встречи в Раю». Убийцы издевались над детьми, морили их голодом и жаждой, и надеялись попасть в рай… Неужели святые писания не считают подобное за преступления?
Попробуем разобраться.
В «Священных» религиозных книгах наряду с призывами к любви и добропорядочности можно найти призывы отличающиеся нетерпимостью к инакомыслящим. Так, например, в Коране - священной книге мусульман, на ряду с мирным «Нет принуждения в религии» (Корова 257(256)) можно встретить и такое: «А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» (Коран. Покаяние 5(5)). “И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху» (Коран. Добыча 40(39)). Подобную нетерпимость можно увидеть и в Библии: «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай её, он пусть ест»(Второзаконие14,21). Есть и явные противоречия даже в рамках «сочинений» одного автора. К примеру, Моисей, автор заповеди «не убий» учит: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даёт тебе; да не пощадит их глаз твой” (Вт. 7,16), или так: «И когда Господь твой, предаст его в руки твои, порази в нём весь мужской пол остриём меча»(Вт.20, 13). Или тот же Иисус который учит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас» (От Матф.5;44), вдруг выдаёт: «Врагов же моих, тех которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте передо мною» (От Луки 19;27). Таких отрывков из Библии можно привести великое множество. Когда мне приходилось спрашивать о таких противоречивых наставлениях в книгах «священной религии любви» у служителей церкви, они как один говорили, что подобные наставления направлены против язычников справедливо ассоциируемых в народе с многобожниками и идолопоклонниками, которые, по их словам, конечно же, «негодяи» и «детоубийцы». Пусть так. …Но позвольте, язычниками сегодня называют (некоторые из тех, религиозных и «околорелигиозных» авторов, у кого есть доступ к СМИ) и современных осетин, придерживающихся традиционных верований своего народа. Так, что же получается? …Теперь на нас показывают как на «предмет для битья», по причине того, что мы хотим следовать религии своих отцов? Строки «Священных» писаний призывают к насилию по причине иноверия. Мы знаем о том, что именно этими наставлениями пользовались кровавые идеологи миссионерских войн. Кто сегодня может оградить нас от того, что кто то из современных толкователей «святых писаний», не воспользуется жестокими призывами ради укрепления своей власти или дестабилизации общества обратившись к совету писания: «Жертвенники их разруште, …рощи их вырубите»(Вт. 7;5) «И приведёт их Господь твой, в великое смятение так, что они погибнут»(Вт.7; 23)?
Да…??? Конечно же есть над чем задуматься… Ведь авторитетные представители религиозных организаций выступая в средствах массовой информации и называя кого то язычниками фактически указывают своим прихожанам «мишень» создавая тем самым благодатную почву для религиозной ненависти и экстремизма. Не таким ли способом были обмануты те, кто убивал детей в Беслане? Те, кому прежде внушили святость Корана, святость каждого слова из Корана, а затем показали «святые строки» толкающие на убийство? Я могу допустить (со слов ревнителей писаний), что «Святые писания» иногда имеют иносказания, смысл которых может толковаться только знающими людьми. Пусть так, но кто даст гарантию на то, что Святое писание не попадёт в руки нечестивых людей и не будет использоваться для обмана чистых и наивных граждан стремящихся к справедливости? Тем более это вероятно в условия пропаганды разврата, когда уставшие от безнравственности молодые люди, остро чувствующие социальную несправедливость готовы идти на отчаянные поступки ради восстановления порядка и справедливости. Поскольку, в средствах массовой информации продолжается пропаганда разврата и насилия, мы понимаем, что власть бессильна в отношении экстремизма. И строки из святых писаний никуда не исчезнут, мы должны с ними как то считаться. Учитывая всё это мы со своей стороны предлагаем снять остроту ситуации и выйти на позитивный уровень решения проблемы. В этом ключе можно рассмотреть путь предложенный Хаджимуратом Гацаловым, в статье «Дорога Единобожия»: «Давайте будем познавать друг друга»(Пульс Осетии №7 2011г.), пишет он. Такое предложение действительно очень актуально на сегодняшний день, так как на поверку оказывается, что уровень религиоведческих знаний чрезвычайно низок, даже среди ответственных чиновников, деятелей культуры и священнослужителей, а невежество есть главное условие порождения религиозной нетерпимости.
Недавно, перелистывая страницы интернета, я обратил внимание на диалог главы миссионерского отдела православной церкви Осетии А. Пикалева, где он называет традиционную веру нашего народа «языческой», а Уастырджи, почитаемого в среде традиционных осетин «языческим божком». Хаджимурат Гацалов, лидер осетинских мусульман, в упомянутой статье говорит, что традиционная религия осетин Уацдин «радикально отличается от системы монотеизма», явно намекая на многобожие этой системы. Традиционные верования считают языческими немалая часть представителей наших соотечественников, получивших атеистическое образование. Не составляют исключения даже те исследователи, которые имеют непосредственное отношение к религиоведческой науке: они обвиняют в неоязычестве людей желающих сохранить традиционную для осетин религию, сопротивляясь попыткам искоренения её исконных смыслов, обрядов и верований.
У нас нет желания обвинять кого либо в невежестве. Обстоятельства сложились так, что люди не могут узнать о вере отцов из средств массовой информации, из учебников. Это не удивительно, ведь уже более двухсот лет институты осетинской религии находятся в угнетённом состоянии. Кроме того стереотипы, сложившиеся под влиянием догматических религий, порой не дают возможности разглядеть целостное религиозное мировоззрение существующее в осетинской культуре. Причина незнания религиозных вопросов состоит ещё и в том, что мировая наука религиоведения достаточно молодая. Как это не покажется для некоторых удивительным, само определение религии было сделано совсем недавно (не более 20 лет назад), что оказалось возможным на базе научных исследований К. Юнга, Э. Сутич, А. Маслоу, С. Гроффа, А. Уотс, М. Мерфи, и др. мыслителей и психологов 20 века. Таким образом, за постсоветский период, положения в религиоведческой науке сильно изменились.
В современном религиоведении различают религии догматические и религии чистого опыта. В догматических религиях главное догма ((от греч. dogma - мнение, учение, постановление), положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах). В религиях чистого опыта, не то, что бы нет непреложных истин, но передаче этих истин в письменах не доверяют. «Истины» выраженные в словесной форме, не считаются правильной опорой. Адепты религий «чистого опыта» считают, что божественное знание открывается не в словах, а только лишь в Ясном (чистом, естественном) сознании. Для постижения этих истин предлагается не слепая вера, а собственный опыт (очищения, самодисциплины). Так, например представитель догматической религии может показать писание и сказать: «Здесь истина». Для представителя религии чистого опыта символическая «Чаша знаний» - Уасамонга, имеет такие свойства, что её не передашь (ни словами, ни письмом) и она недоступна никому без личного подвига, при котором человек должен научится контролировать мысли, избавиться от страстей и привязанностей. Именно поэтому миссионерство (навязывание «прописных истин») в религиях чистого опыта считается не приемлемым и вредным занятием. Здесь не мешало бы отметить, что догматические религии (в особенности христианство) формировались под сильным влиянием поздней древнегреческой мысли. Известные же религии «чистого опыта» сформированы на мировоззрении древних индоевропейцев, которых не затронуло влияние поздней античности. Классическим примером разницы этих религиозных взглядов можно считать спор Анахарсиса и Солона, где грек Солон представляет общую тенденцию мысли классического античного мира, Анахарсис же находится под влиянием скифских (древнеиранских верований). Солон был общественным деятелем и составлял законы. Узнав об этом Анахарсис стал смеяться над его работой: «он мечтает удержать граждан от преступлений и корыстолюбия писаными законами, которые ничем не отличаются от паутины: как паутина так и законы, когда попадаются слабые и бедные их удержат, а сильные и богатые вырвутся». Анахарсис, как и потомки его земляков считал, что гораздо важнее словесного закона забота о внутренней духовной чистоте граждан. Истоки которой он видел в постижении внутренней природы. На вопрос царя Креза о том какое из живых существ он (Анахарсис) считает справедливейшим, тот ответил, что «самых диких животных, так как они одни живут по природе, а не по законам: природа же по его словам есть установление Божества, а закон установление человека, и справедливо пользоваться тем, что открыто Богом, а не человеком». На этом стоят религии «чистого опыта», для постижения естественной природы, в которых, используются различные практики. В религии осетин эти практики заложены в традиции. Постижение глубин естества человеческой природы в религиоведении называется специальным термином – «трансперсональный опыт», который по сути и есть религиозный опыт. А для того чтобы понять, что является главным признаком этих религий, обратимся к определению религии.
Под понятием религия понимают комплекс
представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующийся на трансперсональном переживании предполагающий установку на воспроизведение этого базового переживания.
Религия
представляет собой чрезвычайно сложное многоуровневое и многоаспектное явление, включающее в себя помимо глубинного опыта, ядра этого явления, также догматику (религиозную доктрину), религиозную практику (психотехническую, ритуально-богослужебную или жертвенную), культ, теологические спекуляции и, наконец, религиозные институты. (Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного.)
Таким образом ядром религии является трансперсональный опыт, всё остальное (доктрина, практика, ритуал и др.) привязываются именно к этому опыту. Современные психологи выяснили, что наиболее явным признаком тансперсонального опыта в религии является миф, причём именно первичный миф, каковым, без сомнения, является и Нартский эпос. Миф есть продукт трансперсонального мышления и даже называется некоторыми современными исследователями, «трансперсональным организмом» (Реут Д.В.) . Таким образом утверждение Х. Гацалова о том, что «Необходимо разделить религию и эпос, это разные понятия» (ст. «Дорогами единобожия» ), на сегодняшний день оказываются несостоятельным с точки зрения современного религиоведения.
Именно первичный миф является главным свидетелем наличия трансперсонального опыта в религии, который по определению является ядром религии. Религиозное же мировоззрение легко считывается с мифа. Не является исключением и Нартский эпос. В эпосе мы можем найти описание акта сотворения мира, которое в свою очередь нам дает представление наших предков о Едином Боге. В эпосе нигде нет даже намёка на многобожие. Эпос даёт знание о сотворении человека, о посланнике религиозного учения для народа. Предания сохранили представления о том, что такое Истина (или иначе Божественная Весть), представления о загробном мире. Наши предки донесли до нас целостное религиозное учение. Учение единобожия не заимствованное ни у кого, но живущее в самом народе, со времён первого божественного посланника Саеуасса. Прежние поколения донесли до нас и уникальную традицию совмещающую в себе и духовную практику и передачу мировоззрения.
Всё это у нас есть, но к величайшему сожалению не все понимают значимость доставшегося нам наследия в деле сохранения этноса, а так же для предупреждения от ошибок, как наших современников, так и следующих поколений. Для кого то, в силу их высокомерия, всё наследие предков несостоятельно и не достойно внимания. Но такое отношение в реальности является результатом невежества. Нашим «знатокам» действительно необходимо умножать знания в религиоведении, психологии, физике, для того, чтобы осознать ценность того что досталось нам с устными преданиями и традициями, или хотя бы для того, чтобы не выглядеть простаками в своих рассуждениях.
Грамотность в религиозных вопросах просто необходима, если мы действительно хотим пресечь религиозную травлю. Религия осетин это религия Единобожия. Конечно единобожие традиционной для осетин религии отличается от единобожия авраамических религий. В авраамических религиях Бог отличается от своих творений, так же, как гончар от своих изделий и одни изделия могут получиться хуже другие лучше (из этой логики и идея «избранного народа»). В единобожии осетин Всё сущее имеет божественную природу, Бог отдал своё «Тело» (которое есть Свет) для сотворения мира, поэтому всё сущее Едино и это есть Бог, Всеобъемлющий, непостижимый и недоступный для определения ограниченному сознанию человека. Всё сущее происходит из тела Бога и поэтому, нет ничего, что не было бы достойно внимания и уважения. Религия о которой мы говорим возникла, как показывает современная наука, на Кавказе, эволюционным путём. Религия эта не национальная, и своей, по праву, её могут считать все народы Кавказа включая русских. Эта та самая религия которая всегда жила между Чёрным морем и Каспием до христианства и ислама. Это та самая религия, под влиянием которой сформировался менталитет благородства и чести, гостеприимства и ответственности за свои слова и действия, которым так восхищались поэты и гордились народы Кавказа. Религия, которую в народных преданиях сохранили осетины, кабардинцы, абхазы, балкарцы, ингуши, чеченцы является религией единобожия, она всегда была истинно народной (не навязанной из вне), на её мировоззрении возникли адаты. Это та самая религия, которая не разъединяет и не стравливает народы, так как на её основе не может возникнуть идея изначальной избранности или никчемности какого либо народа. Принимая идею божественного происхождения всего сущего, она способна оказаться объединяющим фактором противостоящим терроризму и экстремизму на Кавказе. Мы уверены, что знание об этом может оказаться сдерживающим фактором, для тех, кто на сегодняшний день оказался слепым орудием в руках информационных преступников.
На основании вышесказанного мы хотим призывать к ответственности и осмыслению происходящего, тех, кто выступает перед людьми в СМИ, тех, кто влияет на образование. Мы вслед за Х. Гацаловым призываем к ликвидации неграмотности в области религиоведения. Мы убедительно просим отказаться от небезобидных «ярлыков» в отношении традиционной религии осетинского народа. Каждый должен осознать, что те, кто называет традиционных осетин язычниками, по знанию или по невежеству, является преступником, участвующим в травле мирных граждан почитающих традиции предков.
|