поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
Winlink получить бонусы | Круглосуточно: реабилитация наркозависимых цены в Санкт-Петербурге, по всему городу  
 
Язычество или универсальная религиозная культура?
Автор: 00mN1ck / 26 ноября 2009 / Категория: Религия, Религия
(Знаем ли мы, кто мы есть?)

1. Не язычники.

Язычество или универсальная религиозная культура?Технологии внушения появились достаточно давно, ещё на заре человечества, когда формировались мышление и речь. Внушаемость – это свойство каждого человека, очень важное с точки зрения коммуникации. Однако внушаемость, как и слово, молчание, вопрос, призыв, символ и пр. обладают амбивалентной, т.е. противоположной по знаку, природой. Слово может исцелить, а может и убить человека, и это в зависимости от того, какие цели преследует тот, кто это слово произносит. Значит важно знать, какие цели ставит тот или иной человек, организация, учреждение, чего желают активные деятели, лидеры движений, политических партий, различных обществ. Вот и я предлагаю читателю подумать над словом «язычество». Кого называют сегодня «язычниками» и с какими намерениями это делается?

Начнём с определения самого понятия «язычник», которое происходит от старославянского «языцы» («народы, иноземцы») - обозначение нехристианских политеистических религий в литературе христианских народов. Древние греки инородцев называли варварами, а на латыни это слово звучит как «паган». «Паганус»- это деревенский житель; а также всякий чуждый Евангелию. Здесь очевидна связь латинского слова с русским «поганый», истолковываемое как «нечистый», «грязный», в религиозном смысле «нехристь». Объясните теперь тому человеку, который сам себя называет язычником, что означает это слово на самом деле и, думаю, что в следующий раз он поостережётся так определять свои религиозные взгляды, свою религиозную культуру и традицию. Некоторые произносят слово «язычник» даже с упорством и уверенностью, утверждая «да, я – язычник! », вкладывая в эти слова что-то важное и даже сокровенное. Внимательный слушатель сказал бы, что этот человек гордится своими первобытными верованиями. Не оказался ли наш народ вполне демократичный, или как сегодня говорят «толерантный», терпимый к отличному от его собственного, мнению в плену внушения? Не слишком ли легко он поддался на слова, убеждающие, что его обычаи и испытанную временем веру следует «выбросить», как выбрасывают из дома хлам? Фактически Осетия в культурно-историческом смысле переживает сегодня такие времена, которые многие страны и Старого и Нового света пережили в эпоху христианизации, когда молодая ещё религия крушила на своём пути всё, что мешало её росту.

Понятие «язычник» стало очень многозначным, а это затрудняет его понимание. Кроме того, всегда требуется пояснять, в каком значении употребляется это слово. Слова и их смыслы исторически развиваются, и новое значение нередко вытесняет прежнее, которое, конечно, полностью не исчезает, но присутствует на периферии смыслового поля. Так, у термина «язычество» появляется значение политеизма (многобожия). Кто хотя бы не понаслышке знаком с осетинской религиозной культурой, с положениями древней веры может сразу же ответить на вопрос, является ли эта религия политеистической или нет. Ответ здесь вполне однозначный: конечно не является! Отчего же нет? Оттого, что бог, к которому обращаются в молитве, это единый и великий создатель мироздания, и других богов или полубогов в этой религиозной системе не существует. Все остальные сверхъестественные силы – это небесные и земные духи или ангелы, выполняющие строго определённые, отведённые им функции. Человек обращается к ним с молитвословием, просит о земном, житейском, но все его молитвы всегда предваряются обращением к всевышнему. Где же здесь политеизм? Где многобожие и, связанное с ним новым смысловым значением, язычество? Где идолопоклонство, творение кумиров, культ сотворённых человеком предметов и т.д.? Ничего этого, ещё раз подчеркнём, в нашей вере нет. Термин «язычество», любимый в устах христианина и мусульманина, когда они высказываются о религиях и верованиях чуждым им, ведь только они являются носителями истинной веры, только они имеют право на обращение к всевышнему. В этом смысле и индуизм, и буддизм, и даосизм, и синтоизм являются для них языческими религиями.

Рассмотрим несколько случаев употребления термина «язычество» в Новом завете в частности в евангелии от Матфея

Гл.4,15: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая... (выделено автором)

Гл.5,47: И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Гл.6;6,7,8: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Гл.6;31,32,33: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится».

Гл.10;5,17,18: Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Гл.20;17,18: И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; И предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

Надеюсь, что приведённых мест вполне достаточно, чтобы понять, что во время создания евангелий слово «язычник» означало: чужой, иноплеменный, инородный. Очевиден также и негативный оттенок, который присутствует во всех этих отрывках. Как языческая характеризуется и власть Рима, распространявшаяся на территории и народы, входившие в начале нашей эры в состав Римской империи.

2.Язычество» и современность.

В настоящее время продолжается спор между сторонниками монотеизма и сторонниками политеизма. Монотеисты предают анафеме всю дохристианскую и доисламскую части нашего духовного наследия. аргументы, предлагаемые сторонниками, так называемых, «традиционных» религий не выдерживают никакой критики, и напоминают слова и дела тех, кто ещё недавно, во времена воинствующего атеизма, боролся с религиозными предрассудками. Одновременно они же, говоря о возрождении веры, заботятся исключительно и в первую очередь о собственных конфессиональных интересах, подвизавшись на почве воинствующего теизма, расчищая поле для «посева» своей идеологической доктрины.

Христианское и исламское единобожие в культурологическом отношении – это одна из великих катастроф человечества, которая привела не только к дуализму духа и тела, разрешённого и заповедного, божественного и человеческого, но и к противопоставлению народа – богоносца народу языческому, что привело к неисчислимым жертвам как среди тех, кто с точки зрения носителей истинной веры был идолопоклонником, так и среди своих, грешивших против установленных правил и, поэтому, объявленных вне закона, инакомыслящими и еретиками.

Единобожие подобного толка подготовило психологическую почву для тоталитаризма, так как монотеистическая иллюзия, опирающаяся на единственно избранную бескомпромиссную точку зрения, всегда порождала сужение духовного опыта человека, приводила его к дисгармонии с окружающим миром, состоянию систематической подавленности, чувству греховности перед вышестоящими силами и пр.

Тяготение современного общества к плюрализму и укоренённости содержит в себе, хотя бы даже и неявно, отвержение ограничивающего универсализма и монотеистического, христианско-исламского эгалитаризма. Сама жизнь подталкивает современного человека к поиску мифического многообразия, разносторонности и поливариантности мира и его проявлений.

Культ одномерного восприятия действительности смысла человеческого существования и его истории, выверенный по принципу примитивной логики, терпит крушение. Точно так же сегодня поколеблена оптимистическая уверенность в прогностических возможностях монотеистов. Мы стали свидетелями активизации исследований «наглядно-образного» мышления и возрождения мифа в культуре современного общества одновременно и как предмета, и как способа познания мира и человека, кризиса чисто рыночных ценностей и однозначных теоретических ориентаций. Это порождает определённые последствия и приводит к поливариантным системам, которые управляются конфликтной логикой и самодетерминацией, соответствующей нормальному состоянию живых систем.

Учёные фольклористы, занимающиеся историей идей, исследуя повседневную жизнь, обычаи и традиции народа не перестают сталкиваться с проблемой, так называемых, «языческих» пережитков. Неистребимость народного духа ещё раз подчёркивает здоровый характер веры, связывающей человека с природой, которая считается «ликом Бога».

Существуют школы современной психологии, проповедующие возрождение многобожия как единственной духовности, соответствующей состоянию многоголосой, многозначной и многосмысловой Вселенной. Есть другой путь, который заключается в сохранении и развитии универсальной религиозной культуры, доставшейся нам в наследство от прежних исторических эпох, но не в виде сложной и даже хаотической системы политеизма и не в виде упрощённого монотеизма. Это универсальная религиозная система, сочетающая в себе и принцип единства, и принцип множества, и монизм божественного и плюрализм духовного, и присутствие бога в мире, и его сверхмирное бытие, и самое главное изначальное единство бога мира и человека, их синтетическую и неразрывную связь. Эта религия представляет собой недуалистическое «единобожие», отождествляющее абсолютное бытие и мир, которое заключает в себе универсальное единство, выражающее целостность бытия, поскольку разные духовные силы могут в нём соответствовать различным образам, в которых являет себя божество. В этой связи невозможно замолчать факт методологического слияния подходов древних религий и тенденций современной науки, выступающей против дуалистического разрыва мира и отвергающей представление о человеке как тварном существе, стоящим между богом и природой.

Новейшие тенденции культурного развития утверждают, что поливариантность суть определение самой действительности, а этика естественных религий учит не гнуть спину перед силой обстоятельств. Насущность подобного рода ценностей в обществе, таким образом, не подлежит сомнению.

История показывает, что развитие общества процесс весьма противоречивый, и не всегда тот, кто следует исторической моде, оказывается впереди планеты всей. Там, где безраздельно, на протяжении десятков веков господствовало христианство (например, в Европе), прежние культы либо полностью уничтожены, либо настолько потеснены, что сегодня практически представляют собой всего лишь национальную экзотику; их восстановление будет во многом искусственным и может приобрести искажённые формы, перерасти в маскарад, в нечто, не вполне соответствующее задачам времени. Другое дело у нас. Наше преимущество в том, что не требуется создавать искусственные модели, нужно лишь сохранить нашу религиозную культуру и дать людям возможность развиваться на основе её богатых традиций. Пока древняя вера жива в быту и духовной культуре народа она препятствует внедрению в сознание думающих людей чуждых им идеологических установок. Нам нужно положиться на здравый смысл и опыт народа, верить в его мудрость, которая не позволит ему отвернуться от духовного наследия предков, отказаться от чувства единства с миром, которое даётся только его собственной испытанной временем религиозной культурой.

3. Символика.

Мы живём уже в 21 веке, в такое время, когда бытие человека во многом определяется научно-техническими достижениями современной цивилизации. Может показаться, что сегодня человечество живёт в совершенно ином мире, который существует по исключительным, только ему присущим законам развития. В самом деле, новейшие средства передачи, производства и хранения информации коренным образом изменили нашу жизнь: пространство бытия сжалось, расстояния сократились, изменился городской ландшафт, преобразилась и окружающая природная среда. Во многом эти изменения коснулись и человека, его мировоззрения, его привычек и интересов, других побудительных мотивов. Однако считать, что эти обстоятельства коренным образом отодвинули духовные искания и потребности человека - заблуждение, либо не желание воспринять очевидное: человеку нельзя терять духовную связь с культурой предшествующих поколений, с традициями и обычаями своих предков. Человек есть, прежде всего, интегрированное выражение позитивного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Только осознанное его использование открывает широкие возможности для духовного роста и совершенствования. У нас, слава богу, ещё есть пока ценности, связывающие нас с великой культурой, подарившей миру духовные богатства, включающие в себя знания о человеке и его месте во вселенной, о его бытии, выраженном через систему символов.

Одним из таких символов являются традиционные в Осетии три пирога. Они настолько традиционны, настолько вросли в нашу культуру, что представить без них не только ритуальное застолье, но и любой праздничный стол невозможно. Что же символизируют три пирога?

Как показывает опыт, это не такой уж простой вопрос, который «берётся» с первой попытки. Он требует вдумчивого исследования, т.к. многие знания утрачены, а те, что остались, мягко говоря, получили искажённую интерпретацию, не всегда по злому умыслу, но и по причине действия закона времени, когда новые проблемы и события покрывают прошлое густым слоем забвения и непонимания. Вообще прежде не принято было касаться сакрального публично, эта тема была табуирована и обсуждение подобного находилось под запретом - «нæфæтчиаг». Предполагаю, что подобное положение вещей могло стать причиной частичной потери подлинной информации, которая компенсировалась указанием на природные явления и стихии.

Сказанное ниже подтверждает мысль о том, что нужно бережно относиться к знаниям и ценностям, дошедшим сквозь завесу времени и отделённым от нас новым социальным пространством, созданным человечеством за последние несколько веков.

Итак, почему осетины ставят на стол три пирога? Почему пироги имеют круглую или треугольную форму? Заглянув в интернет в универсальном электронном словаре Википедии в статье о трёх пирогах читаем следующее объяснение: «число три означает символически три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля». Знакомому хоть немного с традиционной культурой и религией осетин трудно согласится с подобной формулировкой, потому что в ритуальном молитвословии нет молитв, посвящённых солнцу, воде или земле.

Одна из первых попыток приоткрыть завесу, скрывающую древнюю символику принадлежит Вилену Уарзиати, который считал, что круг можно рассматривать как символ земли, а треугольник как символ плодоносящей силы земли. Верхний пирог, по Уарзиати, символизирует бога, средний солнце, нижний землю. В исследовании вопроса о символике трёх пирогов нам могут оказать существенную помощь сравнительные данные различных наук, в частности этнографии и религиоведения .

Ещё в 19 веке учёные связывали осетинскую культуру с культурой северных иранцев. Осетинская религия рассматривалась как исторически сложившийся симбиоз язычества и христианства. К сожалению, подобная точка зрения поддерживается сегодня в общественном мнении некоторыми представителями интеллектуальной элиты. Более того, обыватели, нередко именуя своих предков, современников и себя язычниками, не понимают даже смысла слова «язычник», о чём уже было сказано выше. Этим объясняется неверная в своей основе ориентация некоторых исследователей, просто не замечавших целого ряда противоречий, возникавших в трактовке символики осетинской религиозной культуры. Однако, работы современных ученых показывают, что древнеиранская религиозная традиция, которая систематически представлена в сохранившихся в Осетии религиозных комплексах, простирала своё влияние далеко на Восток, например, на Даосизм, возникший при Чжоусской (Скифской) династии в Китае, и буддизм, основанный Сидхартхой Гаутамой - представителем древнеиранского племени саков. Последние исследования показывают, что и такие мировые религии как ислам и христианство возникли на основе древнеиранских верований. Иранская идеология оказала влияние и на формирование целого ряда идей в иудаизме.

Возвращаясь к рассматриваемому вопросу отметим, что символ круга с точкой в центре очень древний и для наших предков весьма значимый. Здесь можно сослаться хотя бы на найденную в царских николаевских курганах золотую фиалу, форма которой совпадает с формой осетинского пирога, или на одежду скифских воинов, основным узором которой был круг с точкой в центре.

Что же означает этот символ в религиях народов мира, черпавших из сокровищницы древнеиранской традиции, выкованные в течение веков, ценности?

При первом же знакомстве с восточными учениями оказывается, что этот символ весьма распространён как в ведических культах, так и в даосизме и в различных направлениях буддизма. Он всегда был основным символом бытия, символом, выражающим единство и гармонию инь и ян, символом абсолюта. Понятие абсолюта в восточных религиях имеет совершенно иной смысл, нежели в западных, например, у тех же христиан, которые придерживаются идеи личностного Бога. Согласно восточному монизму, единый бог как непроявленная сущность мироздания существует во всём и как Абсолют вмещает в себя всё творение; его бытие носит целостный характер и постигается посредством медитации, одной из форм которой является молитва.

Сегодня раскрыты уже многие загадки и тайны древних учений, и, поэтому, мы можем понять, как трактовался этот символ в ранних и поздних религиозно-философских системах. Следует сказать, что прежде всего этот символ связан с представлением о зарождении мира. Так, в гимнах Ригведы, одном из древнейших памятников мировой литературы, говорится:

Ничто не существовало: ни ясное Небо,
Ни величие од (санскр. Дух; сравните с осет. уд) над Землёю простертой.
Не было смерти, и бессмертия не было.
Не было границ между днём и ночью.
Лишь Единый в своем дыхании без вздохов,
И ничто другое не имело бытия.
Царил мрак, и все было сокрыто изначала,
В глубинах мрака – Океан бессветного.

А вот как об этом же говорится в «Книге Дзян»: «Не было ничего. Единая тьма наполняла беспредельное Всё. Не было Времени, оно покоилось в Бесконечных недрах Продолжительности. Не было вселенского разума, ибо не было Существ, чтобы вместить его. Не было ни Безмолвия, ни Звука, ибо не было слуха, чтобы ощутить его. Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя» (выдержки из книги: Космические легенды Востока. Изд. «Сфера», Москва. 1991г.). В индусской священной книге «Вишну–Пурана» есть такие строки: «Не было ни дня, ни ночи, ни тьмы ни света, ничего кроме Единого, не постижимого разумом, или Того, что есть Парабраман».

Известный индийский философ Радхакришнан, блестящий знаток древних учений, так писал о сути единой подлинной реальности : «Это единое - душа мира, имманентная причина того, что есть во вселенной, источник всякой природы, вечная энергия. Это - ни небо, ни земля, ни солнечный свет, ни буря, но другая сущность, ...единый, дышащий не дыша. Мы не можем видеть его, мы не можем правильно описать его, эта высшая реальность, которая живет во всех вещах и движет их все, это реально единое цветёт в розе, прорывается в красе облаков, показывает свою силу в бурях и рассыпает звезды по небу. В этой единой реальности исчезает всякое различие между арийцем и дравидом, евреем и идолопоклонником, индусом и мусульманином, христианином и язычником. Здесь на мгновенье мелькнул идеал, перед которым все земные религии - лишь тени, указывающие на совершенство дня. Единое называется многими именами. Жрецы и поэты многими словами превращают во многое скрытую реальность, которая только, одна. Человек вынужден образовывать весьма несовершенные идеи об этой необъятной реальности. Желания его души, по-видимому, прекрасно удовлетворяются неточными идеями, "призраками, которым мы здесь поклоняемся . Глупо препираться по поводу символов, при посредстве которых мы пытаемся выразить эту реальность. ЕДИНЫЙ бог называется по-разному, в зависимости от той сферы, в которой он проявляет себя, или склонностей ищущих душ».

В даосском трактате о Дао говорится, что прежде был уцзи, т. е. тьма и небытие, потом появился свет в точке и появилась масса вещей и явлений, которая называется тайцзи. Процесс зарождения бытия обозначают кругом с точкой в центре, где «единица рождает бесконечное множество». Этот символ зарождения мира и есть символ Бога.

Аналогичная идея о происхождении бытия отражена в Нартском эпосе:

«Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ раджы, мæнг дуне дам уыди фынæй, æмыр æмæ саудалынг. (Нарты кадджыта. ИР. 1989г.)

Мир был темным и сонным, но потом происходит рождение Бога из Света, который и сам есть Бог (причина самого себя): «Хуцау фæлдыст у дунейы рухсæй мæ у дунейы рухс» (Бог рождён светом Он и есть Свет). Таким образом. мы имеем возможность ещё раз убедиться в древности культа почитания единого начала и в попытке древних мыслителей осмыслить его сущность и законы существования.

Итак, центральная точка в круге означает непроявленность бога, так что три круглых пирога символизируют идею непостижимости и сверхразумности высшего первоначала. Троичность, зафиксированная первоначально в трёх кругах, как символах вечности, проявляется в трёх земных гранях: начале, середине и конце бытия; верхнем, среднем и нижнем уровнях мироздания; мыслях, действиях и желаниях человека. В данном случае идея троичности нашла своё материальное выражение в треугольнике, и, следовательно, треугольный пирог означает проявленность бога в энергиях феноменального, чувственно воспринимаемого мира, в образах земного бытия.

Поэтому первое молитвенное обращение в любом случае есть обращение к единому и великому творцу всего сущего. Более того, в молитвословии всякий раз подчёркивается, что молящиеся обращаются именно к Всевышнему, что они именно те, кто молится богу, как единому первоначалу, которое есть основа, середина и конец мироздания.
Мир согласно учению древних Ариев, подразделяется на три уровня:

1 -верхний мир, который населён светлыми духами;

2-средний мир, который предоставлен человеку, обращающемуся за помощью к земным духам;

3- нижний мир, скрывающий могущество сил земли и воды.

То же самое и в осетинской традиции, где Уас – Божественная Весть отождествляется с Дунейы Рухс (Мировым Светом), дауджита – материальный мир, и уайу – силы, несущие смерть и изменчивость бытия, и представляющие далимон – низший дух, обитающий в нижнем мире. В данной троичности заключается целостность Божественного мироздания, т. к. Хуыцау объединяет всё сущее и не-сущее, всё, что рождается, и, что переходит в иной мир и пребывает в нём. Напомним, что треугольник символизирует эманацию бога, его явленность в качестве производительных сил земли (зедов и дауагов). Именно к ним обращаются в молитвословии, прося помощи и поддержки в земных делах: в домашнем хозяйстве, в воспитании детей, на охоте, на войне, при сборе урожая и пр.

Треугольные пироги, которые делаются по особым случаям, таким образом , посвящены тем, кто управляет производительными силами земли, однако при этом сохраняется связь с богом, ибо точка в центре маркирует единство мира. Универсальный символ зарождения бытия (круг с точкой в центре) актуален и сегодня. Он развивается, т. к. продолжается процесс познания мира человеком. Его смысловой мир обогащается новым социальным и этическим содержанием. Символика трёх пирогов вступила в ту стадию, когда метафора, как иносказание, позволяет раскрыть новые свойства человека и мира и связывает с тремя пирогами пожелание трёх прекрасных вещей- здоровья, душевного спокойствия и счастья. Тот же символ может означать рождение живого из семени; этот процесс рождения божественного мира является непрерывным, практически непрекращающимся становлением. Время и пространство генезиса и развития бытия распределяется на процессы текущие, завершённые и возможные, ожидаемые. Отсюда взгляд, выражающий философское умонастроение, что три пирога символизируют прошлое, настоящее, будущее и при этом вечное и актуальное пребывание Бога в сотворённом им мире. Таким образом, три пирога становятся символом сохранения этносоциума, символом, который связывает нас с предшествующими поколениями творцов великих идей, общезначимых ценностей и великого знания о предназначении человека.

З.У.Цораев, канд.филос. наук.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
#1 написал: Дана (26 ноября 2009 19:56)
Спасибо за работу,но мне кажется нужна обратиться к Зороастризму провести аналогию с нашими традициями.. Заратустра был скифом и проповедовал в Персии.Поэтому может иранцы заимствовали верования у наших предков,а не наоборот.Правда с появлением ислама многое изменилось и трудно будет отыскать истину.Прошу вас взяться за расследование. ) Эта тема не даёт мне покоя! bully

#2 написал: КЪУЫДАЙРАГ (27 ноября 2009 21:29)
ДА ЭТО ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА ТОМУ КТО НЕ ВЕРИТ В НАШУ ТРАДИЦИОННУЮ РЕЛИГИЮ! НАДО ОТКРЫТЬ ВСЕМ ОСЕТИНАМ ГЛАЗА КОТОРЫЕ ЗАКРЫТЫ ТЁМНОЙ ЗАНАВЕСОЙ В ХРИСТЯНСТВЕ И В ИСЛАМЕ!
АЕМАЕ ХАЕССОЙ НАЕ ФЫДАЕЛТЫ ДИН!

#3 написал: gorga07 (3 декабря 2009 02:36)
Цораты лаеппу,дае цаераембонтае бирае!
Тынг раст аемае ахсджиаг хъуыдагыл фыссыс.

#4 написал: Сарматы Фырт (3 декабря 2009 07:44)
По признанию многих иранцев, там до сих пор довольно много приверженцев традиционной древней религии во многом схожей с нашей.

Цораев поднял очень важную проблему. Большое ему за это спасибо. Ведь действительно, так много наших осетин называют себя язычниками, даже не подозревая " с чем это едят". Мне совсем недавно пришлось долго доказывать довольно образованным, немолодым людям, что МЫ- НЕ ЯЗЫЧНИКИ.
Как же так, ведь мы молимся Уастырджи, Уацилла, Фалвара, и другим святым?! В том-то и дело, что святым, а не богам. И в первую очередь мы молемся Дунесфалдисаг Иунаг Стыр Кадджын Хуыцаума.
"Вы молитесь камням и деревьям"- заявляют обычно те, кто к осетинской культуре имеет только отдалённо-генетическое отношение. Нет, не молимся мы камням и деревьям. Мы молимся Богу возле этих определённых святых мест. А попробуйте докажите мне граждане-христиане или мусульмане, что это более "язычно", чем молиться нарисованным портретам или в построеных грешными людьми искусственных сооружениях.
Да те же провославные и католики в таком случае больше язычники, чем мы, осетины. Мы хотя бы царей, королей, полководцев, убийц в лик святых не возводим.

Один парень спросил меня: "Если мы не язычники по религии, тогда кто мы?".
Я сказал: "Мы - Осетины! И вера наша тоже не христианская, мусульманская или буддистская. Она - осетинская".



Хотел бы связаться с автором материала по данной теме.

Руслан Кучиты
www.ossetians.com

#5 написал: Laburag (9 декабря 2009 09:04)
Обсуждаются очень серьёзные вопросы и сразу же возникаю к тем кто пишет.Например к Кудайраг-у,говоря о "фыдалты дин" а откуда слово "дин"? Как звучит слово религия по осетински? Дин-арабское слово.Делаем выводы... Наши соседи ингуши говорят,что они потомки кобанской культуры,бронзовый век,а как же они не сохранили в своём языке слово бронза,ведь оно было важнейшим.Слова решают много.А следующий ответ Сарматы фырту "Дунесфалдисаг Иунаг Стыр Кадджын Хуыцаума" надо подумать откуда это словосочетание? Из ислама! И так же,мусульманину нет никакой необходимости молиться в том месте которое ты считаешь,что построенно грешными людьми,нам достаточно определить направление света и всего лишь!

#6 написал: 00mN1ck (9 декабря 2009 13:07)
Цитата: Laburag
Обсуждаются очень серьёзные вопросы и сразу же возникаю к тем кто пишет.Например к Кудайраг-у,говоря о "фыдалты дин" а откуда слово "дин"? Как звучит слово религия по осетински? Дин-арабское слово.Делаем выводы...

У Абаева посмотри - не арабское.
Цитата: Laburag
Делаем выводы... Наши соседи ингуши говорят,что они потомки кобанской культуры

Кобанская культура - индоевропейская. Ингуши - не индоевропейцы. Только осетины индоевропейцы на Кавказе.
Так что пусть говорят - может кому-то легче smile
Цитата: Laburag
А следующий ответ Сарматы фырту "Дунесфалдисаг Иунаг Стыр Кадджын Хуыцаума" надо подумать откуда это словосочетание?

Это нужно проверять в фольклоре - есть ли такой оборот.

В целом же комментарий нравится.

#7 написал: Laburag (10 декабря 2009 09:10)
Думаю особой необходимости нет,куда либо заглядывать и сравнивать,так как всё давным давно известно,к "гадалке не ходить"!И ещё хотел добавить,к высказыванию,что необходимо открыть глаза всем Осетинам на истиную веру!На какую? На ту,которая ведёт к алкоголизму,пока пили араку хоть не так ярко выраженно было,а сейчас что? На ту,поклоняясь которой,приходят и уносят все пожертвования? И так можно продолжать...!Давайте оставим всё как есть,в Священной для мусульман книге есть сура"Во имя Аллаха миластивого,милосердного!Скажи:"О вы неверные!Я не стану поклоняться,чему вы будете поклоняться,и вы не поклоняйтесь тому,чему я буду поклоняться,и я не поклоняюсь тому,чему вы поклонялись,и вы не поклоняйтесь тому,чему я буду поклоняться! У вас ваша вера,и у меня-моя вера!" Кто то сам выберет,кто то этничесски,но я против,чтоб человек менял своё вероисповедание,пусть каждый изменит в себе лучше что либо другое,ни то скоро людям станет известна ещё одна легенда,уйдём в небытие как нарты!

#8 написал: ARTUR6121 (10 декабря 2009 15:16)
Очень интересная тема. Спасибо автору. От себя хочу добавить, что наша Вера на много древнее чем кажется на первый взгляд. И в Иран она попала с севера. Просто на юге она лучше сохранилась. Да и происхождение христианства и соответственно ислама, от "языческой" , а точнее Ведической философии не нуждается в доказательствах. Потому и такая схожесть практически всех христианских и языческих ритуалов и символов. Дело в том что христианство материализовало духов в живых людей. Духи стихий в язычестве - ни что инное как проявление Абсолюта в разных частях Природы. Христианство же "вселило" их в реальных исторических личностей, тем самым, грубо говоря, создало себе кумиров, что является прямым нарушением. Простой пример - Римский полководец Святой Георгий. Уверен при жизни он носил другое имя. Но приняв христианство ему присвоили новое христианское имя и канонизировали как великомученника. А теперь подумайте кто же больший идолопоклонник - поклоняющийся Абсолюту через его проявления в Природе (духам) или поклоняющийся мощам реальных исторических личностей. Остается добавить что ислам это младший брат христианства, как бы они этого не пытались отрицать!

#9 написал: Сарматы Фырт (11 декабря 2009 03:57)
Когда мы находим какие-то параллели в нашей вере с христианством или исламом, это не обязательно должно значить, что мы это переняли. Все эти официальные религии образовались на основе древних религиозно-философских учений, к коим относится и прародитель нашей осетинской веры.
В документальном фильме Zeitgeist (см. на youtube.com), если мне память не изменяет, довольно убедительно это доказывается.

Ну а насчёт религии вперемешку с пьянством, это называется видеть только вершки, не подозревая о корешках. Наше сегодняшнее пьянство, как и другие атрибуты окружающей безнравственности и разврата, как раз и являются отступлением от веры и образа жизни предков. Только люди довольно сильно оторванные от своих корней могут думать, что попойки - это и есть ирон агъдау.
См. здесь:
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid
=769

#10 написал: Laburag (11 декабря 2009 07:14)
Да,ссылка Сарматы фырта очень актуальна,прочитал с большим интересом.Ну а на сёт оторванности,она может и есть,но точно не от корней! Я на ряду со всеми переживаю,что будет дальше! И я не занимаюсь агитацией в переход из одной веры в другую,что Осетины делали регулярно.Я не говорю,что народ других республик кавказа не употребляют алк.напитки.,употребляют и не меньше(общаюсь со всеми представителями края)но всё же я вижу неразделимую связь напитков и так называемой традиционной религии.И если кто то скажет почему я так зацепился за "этот"алкоголь,да потому,что народ диградирует именно из за этого!Я приезжал в республику после событий в Ю.О. ребята пригласили в ресторан,а там отмечают день рождения маленькой девочки,родители за одним столом,дети отдельно за другим,а чуть дальше молодые ребята человек 12,напились,стали раздеваться практически до трусов и кричать,что они победили грузию и им все поролельно! Это что агъдау,были бы трезвые так бы не вели себя,и что вообще за мода,посмотрите сайт одноклассники,вся наша молодёжь,порни по пояс раздетые,а девушки выпячивают бюст и тд и тп,почему у представителей других республик это может единичные случаи а у нас массовые?! Короче говоря проблем много и обсуждать это можно долго, был бы толк.Религия это очень важная состовляющая часть человека,ещё раз повторюсь,я не агитирую,но в жизнь приходят новшевства,это понятно,прогресс,но не надо его вносить в религию,христианство этому не противоречит,но в исламе это запрещенои и это хорошо,так как есть вещи которые просто не должны меняться,и пусть это будет выглядеть как "каменный век" за то будет держать человека в рамках.И в правду тема нескончаемая,можно говорить и говорить,досадно только,что в осетии почему то не очень любят мусульман,по всей республике строят церкви,храмы и не одна мечеть не отристоврированна,хотябы! Ни в одной республике кавказа нет таких красивых по архетектуре мечетей и ни одна из них не похожа на другую,и все в разрухе.Вот и весё.

#11 написал: Сарматы Фырт (11 декабря 2009 21:00)
Laburag,
Я с тобой во многом согласен. Но зачем нам искать в исламе или христианстве то, что для наших предков всегда было незыблемым. Всё что ты перечисляешь считалось величайшим позором, а сам позор хуже смерти. Ведь отход от их веры и Агъдау в послевоенные десятилетия и породил все эти уродливые явления. Вывод напрашивается сам собой.
Нужна народная идеология (называй и религией) удерживающая людей от всего этого - вот она, у нас дома. Далеко ходить не надо. Достань из дедовского чулана, почисть и пользуйся. И самое главное убеди своих младших также держать ЭТО в чистоте и пользовании.
Я так думаю.

#12 написал: ARTUR6121 (12 декабря 2009 01:50)
А разве наша традиционная Вера поощряет подобное поведение? Разве наш Агъдау говорит о том что нужно напиваться? При чем тут Вера если есть в республике идиоты? А что среди мусульман не наркоманов и пьяниц? А на счет реставрации мечетей- так дерзайте! У нас в республике довольно большая мусульманская община. Почему бы вам не отреставрировать или не построить новые? Храм на ул. Барбашова построен на пожертвования. Стройте, реставрируйте.

#13 написал: Сарматы Фырт (12 декабря 2009 19:22)
Друзья,
Я очень боюсь словосочетания РЕЛИГИЯ ОСЕТИН.
Потому что при всех сегодняшних реалиях и создавшейся ситуации вокруг и внутри Осетии (не разделяю её на Юг и Север), религия, как ни что иное может разрушить наше общество, наше единство и наше будущее. Если мы поставим религию выше национальных интересов и выше того уровня, на котором она была веками, уверяю вас, сразу же найдутся могущественные "доброжелатели", которые захотят окончательно "разделить нас, чтобы властвовать".
Не мы первые. Такая дьявольская методика работает по всему миру уже много лет и всегда приносит свои плоды в виде сотен тысяч убитых, ненависти между людьми и народами, и в конечном итоге, их катастрофу.
Любая из официальных (строго контролируемых из определённых центров) религий является ничем иным, как сильнейшим наркотиком, похуже героина. Разница только лишь в том, что героин для тела, а религия для души.
В Европе католики убивают протестантов и наоборот, причём половина из "святых отцов" - педофилы и гомосексуалисты.
Свидетели Иеговы умилённо с благими речами разрушают семьи вырубают корни народов, убивают людей не разрешая переливание крови.
Шииты и суниты с возгласами Аллах Акбар остервенело истребляют друг друга сотнями тысяч. Причём в своей священной войне против неверной Америки и Израиля они и не подозревают, что именно эти ими и управляют, умело пользуясь их религиозным фанатизмом.
"Такой хокей нам не нужен", как говорил Озеров. Нельзя давать ИМ шанс вовлечь нас в религиозные разборки внутри Осетии. Потеряв единство, мы потеряем всё.
Я за то, чтобы и руками и зубами вцепиться в свои корни - только в этом наше спасение.

#14 написал: ARTUR6121 (13 декабря 2009 02:10)
Согласен на все сто! Терпимости нам не хватает друг к другу. Ни плевать нужно на оступившегося, а помочь встать на ноги!

#15 написал: Laburag (13 декабря 2009 06:15)
Не будем говорить и вникать,кто и на что строил,всё равно это приведёт к спору,и в нем не родится истина,а Артур можно подумать сам стоял с коробочкой для пожертвований! Мы все кавказцы,горцы,горячая кровь,будем спорить и может на словах и придем к одному мнению,в чё я опять таки сомневаюсь,но то что в душе у нас будет обратно противополжное,в этом я ни чуточки не сомневаюсь.По этому,мы все давно сделали свой выбор,тот что передали нам старшие.Кто то скажет сейчас,что старшие нам завещали то о чём говорится выше,но раз у нас у каждого своё мнение я скажу,считаю,что наша история началась тогда,когда образовались конкретные фамилии,а всё что было раньше,конечно важно,но там столько всего было,что сам чёрт голову сломит,и кто может утверждать,что у него были конкретные прородители,я думаю известны не более 10-12 поколений.А из известных мне моих предков это 9 колен и все они были или как записано на бумаге магометане,вот по их стопам пошёл и я,и мне не хочется,чтоб мне теперь навязывали,что либо иное.А единство у нас есть и будет,ни смотря ни на что,как бы кому этого не хотелось,главное,чтоб не было правокаторов как гр.Джигкаев и его творения и чтоб садясь за стол,меня не напрягали,выпей за то,выпей за это,так как это обязательно,вы же не пьёте и не восволяете мою веру,а почему я должен это делать.Моя пробабушко прожила 107 лет и была глубоко верующей мусульманкой и до конца жизни совершала намаз,так вот она,царство ей небесное,говорила,что Бог один,и пусть все будут такими же мудрыми!

#16 написал: Alag (15 декабря 2009 00:10)
Для того что бы не пить, разве обязательно быть мусульманином? Или для того что бы при людно демонстрировать свои прелести, необходимо напиться? Для некоторых может и да, но ведь это некоторые. А как же китайские пьяные святые? Или стиль пьяницы в кунфу? У различных народов отношение к спиртному различное. Разве того кто приходит напиться, а не разделить радость или горе ближнего, можно назвать гъдаудттг? То что слово дин заимствовано арабами из древнеиранского ясно говорит о том, кто их учил религии. Обличать можно и нужно, но ведь необходимо восстанавливать и сохранять, то что уже почти потеряно. И название религии имеет не последнее значение. Мы ведь не язычники. Уасдин и Ассианство, соотответственно Уаздан и Ассианин это наименование религии и ее последователей на осетинском и русском языках.

#17 написал: ARTUR6121 (15 декабря 2009 00:30)
Уверен, Лабурег, что мы едины и никогда вопрос религии не разобьет наш народ.И пробабушка твоя права - бог един, только понимаем это мы поразному. Бог это вершина горы пути к которой разные, но цель одна.

#18 написал: ЦАПАР (18 декабря 2009 01:23)
Традиционнная релеигия осетин открывает нам совсем иную истрию нашего народа. Асы существовали всегда и во время скифов и во время аланов и во время сарматоа. Асы принадлежность к вере. Религиозному учению давшее миру арстократическую культуру.
Асы стояли у истоков англосаксонских гос. образований, у истоков российской государственности, Древнего Египта. Ирана, Китая, Индии и д.т.
Теперь нужно понять что несет эта религия, и почему её последователи в мифах народов мира богоподобные люди? Почему слава древних асов по сей день занимает умы именитых флософов? Какие секреты духовных тайн открывала нашим предкам религия клана Ацата?

#19 написал: Дана (20 декабря 2009 00:54)
Вот,вот ! Нашим предкам было известно "нечто"! И если мы опять обретём это знание и объединимся,то обретём прежнюю силу! И ненужны нам религии! Мы никогда не были рабами и не будем.Благородство у нас в генах!И мало ли кого это не устраивает, арийцы не победимы. bully

#20 написал: апфсшк (26 декабря 2009 18:49)
интересная статья, но кое-что не по делу может, так древний символ круг скорее всего не может быть симвовлом земли, тогда еще об этом могли не знать, а вот символом солнца является - это блины и пироги круглые и желтые.

фамилия Цораев, от слова цорай - лицо?

#21 написал: Цапар (27 декабря 2009 09:51)
Надо же такой коментарий:((но кое-что не по делу может, так древний символ круг скорее всего не может быть симвовлом земли, тогда еще об этом могли не знать, а вот символом солнца является - это блины и пироги круглые и желтые.)). Интересно о чем думал этот гражданин когда читал статью? Да и вообще интересна природа мозгов, которые читают и не видят. Это от неспособности дочитать до конца или от тупости рожденной неспособностью к сосредоточению?

#22 написал: AAlana09 (29 апреля 2010 21:50)
Только мужчина мог прийти к заключению того, что точка в центре пирага имеет какое-либо отношение к Богу. Если вы спросите любую женщину которая их печет, то она вам скажет, что без дырочки пирог вздуется и разорвется при выпечке. Я так же дyмаю, что в пирагах значение имеет не форма, а количество. Тесто удобнее всего разминать в круг. Так же хочу сказать, что скорее всего пироги появились значительно недавно. Учитывая, то что наши предки так много перемещались и передали другим народам культуру, веру и отрибутику и т.д., то наверняка где-то еще бы осталась эта традиция, печь пироги, раз уж она связана с Богом.
Хочу обратить ваше внимание на то, что все ученые основываются на своих предположениях. А предположение ничто иное как спекуляция если ей нет подтверждения. Мы же не предпологаем когда образовалась Русь, когда началась революция,1миpовая,2миpовая, когда расспался СССР, мы знаем наверняка. Но если мы не оставим этой информации нашим потомкам, то им останется только спекулировать по этому поводу. Сами ученные не могут прийти к единому мнению по многим вопросам. Поэтому, нужно пологаться только на собственный здравый рассудок, интуицию и анализ.

#23 написал: Zero (29 сентября 2010 14:25)
Очень интересно!Цораев,молодец! Хочу добавить что ирон агъдау тесно связан с языком. Если русский язык вытеснит осетинский из городов обратно в горы то очень тяжело будет его вернуть и говорить что-либо о религии станет уже намного бессмысленнее. Наберите в Википедии "Осетины" вы увидите что там уже написано про ассимилиляцию. А также больше работать над общественной идеологией пропогандируемой через СМИ. Считаю что это 2 главных направления на сегоднешний день в религии и культуре.

#24 написал: Gottor (9 декабря 2010 21:14)
Три круглых пирога символически обозначают строение материальной Вселенной,состоящей из трех уровней.Верхний пирог-уровень райских планет(поэтому его преломляют).Срединный пирог-уровень пограничных планет(выдвигают,обозначая наше пребывание,планету Земля).Нижний пирог-уровень адских планет.Отверстие в центре каждого крулого пирога-"планеты",означает наличие сознательной жизни,даже на адском ,нижнем уровне(демоническая цивилизация-Dalimontae).Источники:Веданта,"Тайная Доктрина"Е.Блаватская.

#25 написал: Дзывгъис (15 февраля 2011 15:12)
Вот, уже лучше, наша молодёжь начинает потихоньку помаленьку выходить из спячки и обретать свою голову,а не тупо креститься и делать то что нам везде и всюду пытаются втулить и навязать, застраивая всю республику церквями и часовнями!

#26 написал: kabe85 (11 апреля 2012 14:55)
Я больше чем уверен, что вот те, за которых говорит Лаебураег, типо напились 12 молодых людей и начали раздеваться, кричать и т. п. и те девочки в ОК показывающие свои прелести, на самом деле и есть забытие своих духовных ценностей, т.е. веры(религии) и принятие чужих. Их Алан Чочиев называет осетинцами...
Лаебураег! А ты бы их спросил, кто они по вере, и снова, я больше чем уверен ответ был бы православные осетины...
Судить надо по факту,а фактом там являлся не напились и разделись, а к кому они себя относят,вот!

#27 написал: Sarmat (28 сентября 2012 11:25)
О Аллах выведи этих людей из тьмы к свету наставь их на истинный путь.... Аминь. Это молитва для осетин язычников которые пребывают во мраке и невежестве...

#28 написал: 00mN1ck (16 октября 2012 12:37)
Цитата: Sarmat
О Аллах выведи этих людей из тьмы к свету наставь их на истинный путь.... Аминь. Это молитва для осетин язычников которые пребывают во мраке и невежестве...

это что, молитва онлайн? там прочтут?

#29 написал: ALAN (15 января 2013 06:49)
Где мой комментарий??

#30 написал: IRON (24 октября 2013 16:34)
Sarmat, может кто то заблудился и пребывает в невежестве, но не все, и надо выбирать слова! А ислам и христианства предкам Алан чуждо!

#31 написал: fidar (16 июня 2014 15:09)
Цитата: Сарматы Фырт
Как же так, ведь мы молимся Уастырджи, Уацилла, Фалвара, и другим святым?! В том-то и дело, что святым, а не богам. И в первую очередь мы молемся Дунесфалдисаг Иунаг Стыр Кадджын Хуыцаума.
Да, среди осетин во время застолья принято первый тост посвящать Всевышнему Богу. Потом идут Уастырджи, Фалвара и т.д... список немаленький под конец получается. И после всех этих выпитых рюмок любой мудрый становится глупым... И вообще, откуда это пошло, что Всевышний Бог одобряет поклонение другим Богам (или святым), те же Уастырджи, Фалвара, Уацилла, Св. Георгий и т.д.? Построили жертвенники практически для всех псевдо богов, а в честь Иунаг Стыр Кадджын Хуыцау почему-то нет? Даже в Библии есть отрывок, где говорится дается наставление евреям, чтоб не не создавали себе других богов и не поклонялись им, ибо я Бог ревнитель, и не отдам свою славу никому другому. Цитата: книга Исаия, глава 42. "Я Всемогущий Бог. Это моё имя, и я не отдам своей славы никому другому и своей хвалы — резным изображениям..." Лично для меня Библия является авторитетом, не знаю ни одну книгу, которая сравнилась бы с ней в плане мудрости, исторической точности, актуальности, древности.

#32 написал: temirleng (27 декабря 2014 00:41)
Спасибо за статью и коментарии . Я думаю что истина , послание , весть ,откровение (по осетински УАС ) просачивается именно сейчас потому что настало время пробуждения. Ещё одно свидетельство того что время пробуждения настало это почти критическое положение нашего языка (если не сегодня то никогда). Мне кажется что мы свидетели кульминации игры , по крайней мере у меня такое ощющение. Согласен однозначно с понятиями триединства в миропонимании наших предков, это проявляется и в мифологии и в обычаях и в языке. Это триединство наши(человечества)предки сумели выделить да ещё и зашифровать что иногда наводит на мысль о недоступном для нашего современного уровня развития языка свойстве. Триединство в реликтах:
 
       АС                             АЛ                                   АД
  (движение)                   (жертва)                            (удовольствие)
 
     УАС(САУ)                  УАЛ(ЛАУ)                             УАД(ДАУ)
   (путь)(идти)              (земля)(конечность)                 (эгоизм)(твоё)
 
       МОН                         АДАЕМ                              ДАЕЛИМОН
     светлые силы               человечество                    тёмные силы
 
  Далее можно продолжить , т.к. это только азбука , и чтение слов в прямом и обратном прочтении (Хатияг ывзаг) особенно в мифологии поражает воображение . Я бы не поверил что такое возможно и в других языках.
Небольшую путаницу правда вносит алфавит , но устная речь поправляет))
Если интересно можно продолжить. 
 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru