ТЕОЛОГИЯ |
Автор: 00mN1ck / 25 декабря 2008 / Категория: Духовный мир осетин » Теософия и теология |
Мы приступили к исследованию разделов теологии и теософии ир-ас-аланского единобожия только сейчас, когда нами уже издано порядка двенадцати исследований идеологии Нартиады. Исследование теологии и теософии ир-асского (или ир-ас-аланского) единобожия полностью основано на этих изданиях, в них приведён и весь соответствующий научный аппарат. Здесь этого нет - потому для интересующихся нартологией список основных изданий дан в конце. Здесь мы сделаем первые оценки уже установленных уровней этой системы, названий и функций бога, само возникновение святых образов, дадим первую оценку общих, для большинства молитв, формул.
Мы не делаем выводов на основе ир-ас-аланских материалов, находящихся вне идеологии Нартиады. Поэтому мы не упоминаем и язычества, поскольку в Нартиаде полностью отсутствуют прямые или сколько-нибудь ясные его признаки!
При этом мы и не исключаем, что фаза язычества была – об этом можно догадываться по ряду данных, взятых по отдельности. Но идеология Нартиады дощла до нас в таком системном виде, что брать её смысловые блоки вне всей системы и строить на этом выводы и оценки очень рискованно… Язычество логичнее оставить на будущее - не стоит на столь серьёзной научной базе, выстроенной к нашему времени, повторять ошибки, а нередко даже и очевидные глупости предшественников… К примеру, как вообще может прийти в голову мысль о язычестве, если один из главных сюжетов Нартиады – это сюжет сотворения вселенной единым богом Хуссау!
Эти и другие факты и факторы, которые приходится учитывать при исследовании ир-асской теологии и теософии, мы здесь отметим. Пока напомним значение термина «ир-ас-аланский» (или – «ир-асский») в наших исследованиях: это не этнический и не расовый термин, он составлен для обозначения того, что в науке считается преемственностью этнической истории осетин. Сам по себе этот вопрос не имеет решающего значения для характеристик идеологической культуры этого народа – и к тому же нам неизвестен вклад идеологической культуры алан, как равно и асов как этноса, в религиозную систему осетин.
В Нартиаде, если не учитывать наше толкование термина «алан» (ALAN - wÆL-wYN – «высший смотрящий», в Нартиаде - Уон), нет даже упоминания об аланах.
Начать мы вынуждены с краткого свода ранних эпох Нартиады, поскольку всё, на чём выстроена идеология Нартиады и ментальность осетин, указывают, что вся система ир-ас-аланского мировоззрения, в том числе религия, достались от далёких предков как великое сокровище. Теперь выясняется, что это сокровище всего мира!
Источник: uasdan.com |