ТЕРМИНЫ СИЛЫ-МОЩИ-ДЕЕСПОСОБНОСТИ В ИДЕОЛОГИИ НАРТИАДЫ |
Автор: 00mN1ck / 25 декабря 2008 / Категория: Духовный мир осетин » Теософия и теология |
Этих терминов много, но мы остановимся на часто употребляемых в Нартиаде. Это также и термины, выражающие «силу» как стремительность»: Йау/Ау (JAW/AW – «сила, действенность, дееспособность»), Ама (AMA – «сила»), Уæйэг (от WAD – «ветер-ураган»), Тау (TAW/TAV – «сила»), Ас (ASu – «стремительная сила»).
Особо отметим, что уже очень рано – и это отнесено в идеологии Нартиады даже к первой её эпохе, складываются представления о Силе как о свойстве Слова. Но очевидно, что это представление о Силе Слова есть явление той эпохи, когда магия слова уже была частью веры в силу словесных молитв о рождениях Ар. Однако надёжно это датируется индоевропейской эпохой идеологии Нартиады, поскольку у индоевропейцев ещё и в Европе долго сохранялся обычай выходить на возвышенности и холмы - выкликать плодородие. В идеологии Нартиады есть ключевой термин для обозначения «возвещений, взываний, кричаний» - Гæ/Гоао (GOAO – «выкликать, возвещать, взывать, кричать»).
Очевидно, что сила «Возвещения-Слова» – это новый уровень понимания «силы вообще»! И являет начало отхода от звериных образов силы эпохи тотемов – к человеческим, разумным. Это уже была эпоха, когда Сила Слова рождала философию.
Зная идеологию Нартиады и значения её терминов легко представить молельцев той эпохи, выходивших на возвышенности и холмы: они «рождения выкликивали» - Ар-Гоао! В идеологии Нартиады это отложилось целым жанром Ар-Гоао/Аргъау! Отсюда и одно из названий арийских «молелен» - Аргъуан, и сам термин «моление» - Аргъауэн. Все это – на возвышенностях и холмах, а то и высоко в горах.
Поменяйте последовательность частей на Гоао-Ар, вглядитесь и думайте. И вы легко обнаружите, что это двойная основа современного термина «кричать» - гар. Абаев показал развитие гар между «крик»-«песня». И в сопоставлении с первоосновой Гоао-Ар переход «крик» - «песня» прекрасен своей логикой. В процессе религиозных освящений произошло перераспределение: «выкликание рождений» стало одновременно и высоко сакральным - и Гоао-Ар перешло в гар и зар. Значения Зар (ZAR – «гимн, песня»), и собственно Гар (QÆR - «крик» вообще, напомним – звук хъ в ир-асском есть явление позднее), со временем разошлись.
И значит «просто кричать» - уже не значит «молиться»: молитва требует пения-музыкальности!!! Это имеет последствия и непосредственно для культа. Возглашение стало речитативным «молением»: «Ар-Гоао» - «Ар-Гъау», и затем «пением» Зар – и это уже не «крик» Гар. То есть возникло представление о разумно организованном строе «выкликания» того, что должно откликнуться «рождением разумным» - Ар-Мон. Восхождение от стартовой идеи «рождения силы» к идее «рождения разумного» совершенно ясное! Более того, молитвенный фрагмент «разумного выкликания» Мон-Гоао, нацеленный на «выкликание рождения разумного» - Гоао-Ар-Мон («гармон/гармония/»), представлен в очень важном атрибуте культа – это уАЦ-а-МОН-ГОАО (WACAMONGOAO – «уацамонгæ» - «вести этого разума выкликающая»).
А с учётом того, что в строе трёхструнной лиры фæндэр фоновая струна называется «кричащая» - г/хъ/æргæнæг, и это «крик» - Гар, а ведущая мелодию называется амонæг (а-МОН-æг – «это разумеющая»), вся идея «выкликания рождения разумного» Гоао-Ар-Мон - «гармон», в виде пения-моления на возвышенностях и холмах, выкликающих детородие и продуктивность полей и скота, являют полную панораму мирового карнавала. Центральным атрибутом культа была уацамонгæ - чаша Истины.
Но это уже высший уровень разработанности всей системы ир-асского единобожия – и наивысший уровень того, что именуется духовной практикой. И об этом отдельно…
Источник: uasdan.com |