Исследование идеологии Нартиады уже позволило разгадать многие загадки из её прошлого, относящиеся также и к её первой эпохе.
Установлено, что страна ариев той эпохи состояла из двух частей нартэдон и сэрдтэдон (NARTYDON-SYRDTYDON), а между ними мост… Ясно, что после того, как сказано о мосте между нартэдон и сэрдтэдон, невозможно вообразить, чтобы в этих нечто - названных «дон», можно было усмотреть значение«воды», ибо тогда мост соединял …две воды… И ясно, что это два сухопутных «дон», потому что то, что соединяет мост – это наверняка «суши»…
Разумеется, речь здесь о двух разных словах ариев: дана – «вместилище» (DANA - оно в уазæгдон – «вместилище гостей/гостиница/», дэргъдон – «вместилище фруктов», хордон – «вместилище зерна», уасдан – «вместилище асов» и т.д.), и дану – «вода» (DANU). Надо лишь угадать, почему «вода в нартэдон грязная», когда в Нартиаде всё нартовское чисто до святости, а в «сэртдэдон «вода» чистая»… Разгадка простейшая – перед нами обители двух сторон эпохи группового брака: нартэдон – это «вместилище мужей-самцов» и в ихнем «вместилище-дон» похуже с чистотой, чем в сэрдтэдон – во «вместилище жён-самок».
Исследования Нартиады надёжно установили, что нарт – это групповое обозначение «мужей-самцов» эпохи группового брака, ныне - нæл, а сэрдон – это групповое обозначение «жён-самок» той же системы брака, ныне – сэл.
Нас это интересует в той связи, что жрецы той системы тоже были разделены на жрецов-нартов и жрецов-сэртов. И они во всём соперничали – это ясно видно из соперничества нартов и Сэрдона, пронизывающего Нартиаду.
Кто входит в половое и возрастное сообщество сэрдон – это ясно видно из образов, в которых сэрдон выступает, чтобы обмануть нартов. В человеческом облике сэрдон обращается во все воплощения женского возрастного ряда - старух, женщин, невест и девочек, и только в два воплощения мужского ряда – мальчиков и стариков. То есть сэрдон – это образность женско-детских коллективов эпохи группового брака, куда переходили также и старики с утратой дееспособности, поскольку в нартэдон не было традиции присмотра за немощными – здесь немощь отвергали и высмеивали, отношение нартов к Сэрдону соответственное. Потому сэрдон не обращается в зрелых нартов, хотя с изобретением лиры фæндэр нарты признали его «своим» старцем.
В животном облике сэрдон также обращается в образы тотемического ряда женских воплощений, в которые обращаются лишь Родившая Мать Нартов Дзерасса и Неродившая Мать Нартов Сатана. И всё проясняется со жреческими женскими функциями – их всего две.
Очевидно, что «дзерасса» - это образ сексуальной нормативности материнства той эпохи, а «сатана» - это образ воскормительной её нормативности. И это тоже групповые квалификации материнства. Другой вопрос, является ли групповой термин «дзерасса» (TYR-ASSA – «юная воительница»), принадлежащий последней эпохе идеологии Нартиады - эпохе Асов, жреческим?
Ответ может быть дан только с учётом того, что «юная вительница» Тэр-Асса является женской параллелью «юного воителя» Тэр-Ас, (ба-Тэр-Ас). И тогда всё просто и ясно: «страж юный витязь» па-Тэр-Ас («батр-Ас»), в последнем земном «рождении-смерти взошедший (–Дзау-Ар)», в новый небесный статус «великого витязя» уАс-Стэр-джи, и учредивший на земле святилища этого «великого небесного витязя восходящих рождений» уАс-Стэр-джийэ-Дзау-Ар, на земле может быть только жрецом-витязем! И в этом статусе батр-Ас признан величайшей святыней духовной практики Асов – признан чашей уАЦ-а-МОН-ГОАО («уацамонгæ» - «вести этого разума возглашающая»).
И в честь трёх последних «небесных» ступеней «восхождения рождением (Дзау-Ар)» бог Хуссау пролил три слезы, которые своим движением вниз указали, откуда надо идти вверх молитвам о «восхождении рождением (Дзау-Ар)» великого предка-героя Ас.
Вопрос с датировкой затруднён – слишком мало ориентиров. Группы «стражей юных витязей (Па-Тэр-Ас/«батрас»/)» зафиксированы у скифов с перестановкой частей титула – Тэр-Ас-Пи (traspi у Геродота), и с его дополнением «дерзкие/герои» - хъайтар (katiar у Геродота), но религия скифов оценена как политеизм. А история Нартиады на многие тысячелетия древнее эпохи скифов и в ней нет политеизма…
Другое дело, что сюжеты новой эпохи были внедрены в древний пласт Нартиады цензорами эпохи Асов для исключения образов группового брака из идеологии. Так что названия предшественницы «дзерассы» мы уже не узнаем и это означает, что мы не узнаем названия главной жрицы детородия эпохи группового брака Нартиады, кроме её общего образа единственной многодетной - «сэрдонэ гацца (сэрдонова шлюха)», детей которой без счёта «убивают», а они без счёта «рождаются» в обрядах «рождения-смерти-рождения» дзæуæггаг. В отличие от этого название жрицы изобилия устанавливается легко по индикатору «воскормящая мать сат-æна»: этот жреческий титул состоит из æfsat – «насыщать», и æna – «мать» (переход фсат-сат). Ясно, что мужской параллелью - родителем-насытителем - был жрец-отец и его называли æфсати (ÆFSATY – «насыщающий»)
И тут, на разницах между «сатана»-«сэрдон», мы можем отметить один момент моления единобожной системы: жрица «сатана» всегда молится единому богу Хуссау, восходя на возвышенность и делает для этого æртæ мэдамæстэ (три медовые лепешки) и никогда не использует кровавых жертв! А жрица «сэрдон» из 8-7 тысячелетий до новой эры молится детородному плодородию, восседая на головах жертвенных коров – это молитва с кровавыми жертвами… Сегодня народ ир-ас/ос молится единому богу Хуссау тремя молитвенными пирогами с названием - чъири (kere/kyry/kry – «время, возраст»).
Итак, по сходству количества пирогов у жриц «сатана» и у народа ир-ас/ос, мы можем утверждать, что единому богу Хуссау они молятся с тех пор, когда у них установилось ясное представление о «трёх временах», которые в обоих случаях воплощаются тремя пирогами – Символами Времени. Это формулирует вопрос – «с каких пор жрицы «сатана» и народ ир-ас/ос молятся богу Хуссау тремя временами?». А время – вопрос философии!
Таким образом, основные вопросы поставлены, перейдём к ответам.
Источник: uasdan.com |