АТРИБУТЫ КУЛЬТА УАЦАМОНГÆ |
Автор: 00mN1ck / 25 декабря 2008 / Категория: Духовный мир осетин » Теософия и теология |
Для перехода к самим условиям «духовной практики» остаётся назвать два качественных порядка, обязательные для понимания смысла и сути этой практики. Первый – порядок качества человеческого материала, проходящего испытание. Второй – природа духовного материала, вовлечённого в испытание.
В Нартиаде испытание проходят два героя одного родоначала – оба из наследия «сиятельно рождённых - æхсар (æхcæртæггатæ)». Первый – жрец тепла-жара Сос-лан, второй – образцовый витязь батр-Ас. Испытание в завершённом виде связано со вторым и мы остановимся на нём. Арийская природа образов эпохи Ас сомнений не вызывает.
Это образность перехода от культов «восхождения рождением Гам-Ар (гам-ир, гам-эр, гим-эр и т.д.)», к культам и идеологии эпохи витязей Гам-Ас, к которой принадлежит и Па-Тэр-Ас (в ином порядке титульных терминов тэр-ас-пи их знал Геродот у скифов - traspi). Иерархия силы Асов – Гам-Ас: в ней и поколения юных витязей «батр-Ас (Па-Тэр-Ас)», и поколения их отцов Гам-Ас (звук «г/к» закономерно переходит в «х», потому в поколениях это отец-сын Хам-Эс – батр-Ас; форма хамичи-батэр у татаро-монгол от ариев – элита у них арийская; у элиты монгол и религия была арийская – религия Бон, в её основе – идеология Нартиады).
Другими словами, анализ идеологии, на которой основана «духовная практика» уацамонгæ, ведётся исключительно и строго на основе ир-асских данных Нартиады.
Испытуемый батр-Ас проходит две ступени посвящения. На первой он совершает земные подвиги возрастной дееспособности – побеждает могучих людей. Затем он побеждает и святых – он уничтожает их десятками. При этом среди побеждённых масса как «языческих», так и «христианских» святых. Вследствие этого батр-Ас пьёт напиток чаши, в котором ещё мечутся гады, химеры и хтонические существа плодородия – этих он вываливает на землю. Все сведения об этих подвигах уацамонгæ признаёт Истиной. После этого он одевает чашу уацамонгæ себе на голову – это коронация высшего жреца культа Асов.
И здесь он переходит в главный статус культа – в статус «благосиятельного» Ху-Ссау. Но поскольку в Нартиаде этот термин уже приобрёл значение теонима Бога, то это трактуется как претензия на статус бога Хуссау, тогда как он взошёл лишь в полноценный статус главы культа Асов, а «сиятельным Ссау» он был по рождению – его родоначало восходит к «сиятельно рождённым - æхсар/ксай-ар/». Другими словами, объявив себя «благосиятельным Ху-Ссау», он не стал богом Хуссау. Он ещё даже не взошёл на небеса «восходящим рождением (Дзау-Ар)» - для этого в земной жизни ему предстоит пока «умереть»…
Но его земные расправы над святыми и ангелами достигли того, что те уже не являются людям открыто (æргом нал цæуэнц), он закрыл им возможность летать с земли на небо и солнце (нал сæ уадзэ (батр-Ас) арвæй зæхмæ хурмæ хæтэн»). Но до «восхождения рождением (Дзау-Ар)» на небеса, батр-Ас должен пройти ещё одну ступень испытания – она решающая: это испытание на знание МЕРЫ.
Испытание состоит из нескольких действий. Хуссау посылает ему навстречу мешок весом с землю – и он эту МЕРУ ВЕСА не осилил. Тогда Хуссау сбросил перед ним клубок МЕРЫ ДЛИНОЙ ВСЕХ КОРНЕЙ ЗЕМЛИ СО ВСЕЙ МЕРОЙ ИХ ПРОЧНОСТИ – и он не осилил. Хуссау сбросил ему МЕРУ ВСЕГО ЗЕМНОГО ЗНАНИЯ ЗОНД – и он не осилил. После этого Хуссау – Творец бытия, который НИКОГДА НЕ УБИВАЕТ САМ, даёт святым и ангелам бесхитростный РАЗУМНЫЙ простейший проект УПРАВЛЕНИЯ КЛИМАТОМ с жарой и безводием – и батр-Ас умирает в сухой степи, в муках продолжая преследовать небожителей. И «восходит рождением (Дзау-Ар)» на небеса в статусе Уасстэрджи, но до этого он сам убил массу этих уасстэрджитæ - великих воинов небес, и уациллатæ – святых илиев.
И это тоже крайне важный показатель нравственности витязей Ас. Перечислим эти показатели. Но пока отметим, что зæрæ уасстэрджи, или зæрин уасстэрджи не связан происхождением с христианским «святым георгием» - это предтеча зороастра (зæрæуасстэр-джи – «золотой великий витязь парящий»), тоже один из идеологических продуктов идеологии Нартиады. Отметим самые общие показатели испытания.
Первый показатель очевидный – всё, что батр-Ас побеждает на этом этапе, это очевидно явные враги нартов или его самого, но все они тоже люди.
Второй показатель тоже очевидный – батр-Ас побеждает святых, которые унизили его супругу (нартэ-зæд – «святой самцов» оскорбил его жену, пришедшую с подношением и просьбой дать изобилие, обозвав её сексуально необузданной /«мэррэт»/), или нанесли урон его родичам.
Третий показатель – это массовое уничтожение святых и ангелов по неназванной причине, при том, что сам Хуссау обо всём ведает, но не останавливает побоище…
Оценим основные из этих показателей: бар (BAR – «мера»), барст (BARST – «отмеренное»), миниуæг (MIN-i-WÆG – «качество, свойство», буквальный смысл – «разумный нрав»; это то «качество/свойство», которое бог Хуссау присвоил каждому творению как его составную часть, вложив в него а-Мон-д – «счастье/судьба») .
Источник: uasdan.com |