поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
ВВЕДЕНИЕ. Часть 2.
Автор: 00mN1ck / 18 ноября 2007 / Категория: Осетинские фамилии и личные имена
ФАМИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ. Фамилии образованы с помощью имен и фамильных суффиксов. Русские фамилии образованы в основном с помощью суффиксов - ов-ев-ав, грузинские - швили, дзе, ури и др. Древнеосетинскими фамильными суффиксами были ан, он, ен, позднее - т. Если в древности осетинские фамилии с суффиксами - ан, он, ен одновременно означали как мужчин, так и женщин, то со временем они стали обозначать лишь женщин в устном обращении.

В устном народном творчестве осетин немало примеров, свидетельствующих о том, что данные суффиксы обозначали и мужчин. Например, Кодзырон Таймураз, Битарон Кайтыко и др.

Осетинский фамильный суффикс - т одинаково обозначает как мужчин, так и женщин данной фамилии.

Следует отметить, что в образовании некоторых осетинских фамилий одновременно принимают участие как суффиксы ан, он, ен, так и суффикс - т - Билаонтæ, Гамаонтæ, Албегонтæ, Созаонтæ и др.

«Суффикс «ан» считается одним из наиболее распространенных показателей множественности имен в иранских языках и наречиях» - пишет В.Ф.Миллер.[26]

Фольклорист А.Х. Бязров высказывает мнение о наличии у осетин еще в средних веках суффиксов «ан», «он» для образования персональных имен. Эти же суффиксы служили формантом для образования отчества. Они присоединялись к личному имени отца субъекта и могли обозначать потомство вообще, включая как мужчин, так и женщин. Форманты «ан», «он», служили и для образования фамилий. Но с течением времени они были заменены в фамильных именах суффиксами «т» или «ат».[27]

Видные ученые В.Ф.Миллер, В.И.Абаев, Б.А.Алборов и другие подчеркивают, что все перечисленные фамилеобразующие суффиксы осетинами были унаследованы от их древних предков -скифо-сармато-алан и являются показателями не только множественности, но и коллектива людей, т.е. служат фамилеобразованию. Давно уже обращено внимание на обилие в скифо-сарматских племенных названиях окончания - ta... Процент названий с таким окончанием настолько велик, что относить его за счет случайности совершенно не приходится. Вполне очевидно, что если не во всех, то в большинстве подобных случаев элемент t относится не к корню названия, а служит каким-то формантом. Но каким?

Когда речь идет о племенных названиях, ответ может быть только один: показателем множественности или коллективности. Так именно и объясняет элемент t В.Ф. Миллер, сближающий его с осетинским показателем множественности.

Осетинский показатель множественности , по догадке Г. Готио, восходит к древнеиранскому коллективно-собирательному суффиксу tva. Недиферинцированно-собирательное восприятие племенных коллективов могло выделить племенные названия среди других именных групп оформлением суффикса t. Со временем t стал универсальным показателем множественности в осетинском.

Племенные названия в ряде языков выделяются особенностью грамматического употребления. В современном осетинском языке, например, чистая основа без всякого суффикса имеет уже значение множественности, точнее коллективное: ir - осетин, turk -турки и т.д. Возможно, что в древнескифском особенностью племенных названий было их оформление не обычной флексией множественного числа, а коллективно-собирательным суффиксом.

В.И. Абаев приходит к выводу, что в значительной части скифо-сарматских племенных названий, имеющих в греческой передаче окончание tva-dvа элемент t принадлежит не основе, а представляет коллективно-множественный покэзатель, равный древнеиранскому 1уа или *, осетинскому .[28]

Поскольку здесь речь зашла о суффиксе t, остановимся на мнении, высказанном А.Х,Бязровым. Автор считает, что в осетинском языке фамильным суффиксом является суффикс ат, который не следует смешивать с суффиксом множественного числа - т. Суффикс «ат» указывает не на множество предметов, f является показателем принадлежности к определенной группе.

Но поскольку суффикс «t»' употребляется чаще суффикса «ат» и поскольку из двух грамматических форм побеждает именно часто употребляемая, в осетинских фамилиях вместо суффикса «ат» начали употреблять суффикс «t». Так, вместо Тыбылатæ начали говорить Тыбылтæ, вместо - Мамиатæ - Мамитæ... Фамильный суффикс «ат» встречается в осетинском нартском эпосе: Æхсæртæгкатæ, Алæгатæ, Борæтæ... Современных осетинских фамилий немало с суффиксом «ат»: Цопанатæ, Рæмонатае, Гæдиатæ, Есенатæ, Фидаратæ, Дудиатæ, Седанатæ и др.[29]

Более подробно на осетинских фамилеобразующих суффиксах остановился Б.А.Алборов в вышеуказанной работе.

Подробный анализ образования фамилий в разных ущельях Осетии привел автора к следующим выводам: осетинские фамилии образовались и образовываются в настоящее время при помощи суффиксов «t» с огласовкой и без огласовки: «он», «ан» присоединяющиеся к этой основе с исходом на согласную непосредственно к этой основе, с исходом же на гласный между основой и суффиксом вставляется неслоговой «й», в значительном числе случаев «и» не переходит в «й» и ставится даже между согласным и гласным (Дзугиан).

Разъединительный гласный несоглосовой «у» предпочитается в дигорском диалекте, а «й» в иронском.

В иронском диалекте фамилии с огласовкой «а» перед суффиксом «t» встречаются чаще, чем «а» без этой огласовки, в дигорском его нет совсем, это «а» формального значения не имеет.

Из трех суффиксов «t», «он», «ан», первый «t» употребляется одинаково для образования фамилий, обозначающих мужчин и женщин, например, Саламты лæппу, Саламты чызг. В этом случае суффикс «t» выступает в функции показателя множественности, обычного в осетинском языке. Употребить фамилию без «t» невозможно: Саламы лæппу, Саламы чызг будут обозначать - мальчик Салама, девушка Сапама, а не Саламовых. Только единственная фамилия Ходтæ-Ходон допускает третью форму Ходы, например Ходы Камал и др.

Суффиксы «он», «ан» в настоящее время употребляются при образовании фамилий, обозначающих женщин, но в прошлом эти суффиксы употреблялись широко и при образовании фамилий мужчин.

Фамильный суффикс «ан» распространен в иронских и примыкающих к ним туальских говорах; в дигорском он совсем не встречается.

Это обстоятельство говорит нам о том, что в ироно-туальских говорах перед конечным сохранился древний «а» пережиточно, в то время, когда в остальных случаях он перешел в «о».

Суффикс «т» более нового или по крайней мере одновременного происхождения, с суффиксом «ан» и вытесняет этот последний. Суффиксы ан, он, ен, имеют такую же функцию, как и «т», т.е. показывают принадлежность носителя фамилии к определенному коллективу, роду и в то же время являются и показателем множественности, сохранившиеся пережиточно только в двух словах-местоимениях «адон» - эти, «удон» - те, имеющие параллельные формы с третичным новым показателем множественности «т» - «адæдтæ» - «адонтæ», «уыддаттæ» -«уыдонтæ». Употреблением этого суффикса в эпоху матриархата и объясняется то обстоятельство, что этот суффикс до сих пор сохранился главным образом только в фамилиях, употребляющихся для обозначения женщины. На рубеже перехода от матриархата к патриархату он продолжал быть в употреблении. Поэтому в этом суффиксе мы должны усмотреть такое слово, которое первоначально должно было обозначать и женщину и мужчину.

Суффикс «т» представляет из себя обычный показатель множественности. Это вполне согласуется с нормами первобытного мышления, когда каждый член общества представляется членом определенного коллектива, орды, а позже рода, т.е. суффикс «т» показывает одновременно «дитя», «сын» и, очевидно, является усеченной формой слова «тыр» «т», сохранившегося в новогодней песне «уæ ус тыр ныййарæт - да родит ваша женщина сына».

Продолжительные политико-экономические и культурные связи осетинского и грузинского народов привели к тому, что к осетинским фамилиям стали прибавляться грузинские фамильные окончания «швили», «дзе», «ури». Особенно это сказалось на юге Осетии, хотя имеются редкие примеры и на севере Осетии, например Бедошвипи, Хетагури и др. Замечено, что чаще прибавляется «швили», а в Туальском ущелье - окончание «ури»-(Тваури).

Когда на севере Осетии грузинское влияние было вытеснено кабардинским, появились осетинские фамилии с фамильным суффиксом «хъо», например: Аладжыхъо, Борыхъо -Аладзыхъотæ, Борыхъотæ и т.д., где «хъо» также обозначает «сын».

С возобладанием русского влияния на осетин последние вместо родовых фамильных суффиксов стали употреблять русские фамильные суффиксы «ов», «ев». Этот суффикс стал прибавляться и к тем осетинским фамилиям, которые уже успели усвоить грузинские или кабардинские суффиксы, например Хетагуров, Аладжиков,

Полемика, возникшая из-зэ того, кому принадлежит создание осетинского показателя множественности «т» - угрофинам (В.Ф.Миллер), яфетидам (Н.Я.Марр, Ф.А.Розенберг) или иранцам (Л.А.Фрейман) излишне страстна: каждый из этих народов сам создавал этот суффикс.[30]

Осетинские фамилии, как и фамилии других народов Кавказа, в массовом количестве были записаны в конце XVIII века при камеральных описаниях населения.

На севере Осетии осетинские фамилии были зафиксированы с русскими фамильными суффиксами - ов, ав, ев, а на юге Осетии - с грузинскими: швили, дзе, ури, хотя ни на севере, ни на юге Осетии осетинские фамилии не были правильно записаны. К примеру, вместо Багаты появились Багаевы или Багашвили, Багаури и т.д. Со временем абсолютное большинство осетин, проживающих на юге Осетии, начали писать свои фамилии с русским фамильным окончанием, а большинство осетин, проживающих в разных районах бывшей ГССР, сохранили написание своих фамилий с грузинским окончанием. Правильное написание осетинских фамилий сохранилось только при написании на осетинском языке. Некоторые осетинские фамилии с грузинским окончанием и в осетинском написании сохраняют свою форму. Зачастую искажаются не только окончания осетинских фамилий, но и их основа, так, вместо Хабалашвили от Хæбæлатæ многие начали писать Хабелашвили, вместо Кедишвили (Четытæ) - Кеташвили. Таких примеров немало, на что обратили свое внимание лингвисты Д.Г.Бекоев[31], З.Д.Цховребова[32] и др.

Многие фамилии встречаются даже в двух-трех вариантах: Черткошвили - Кертикошвили - Кертикашвили - Гердикошвили, Маргишвили - Маргиани, Тедиашвили - Тедешвили -Теделури, Хубулашвили - Хубулури, Беставашвили - Бес-ташвили ~ Бесталашвили, Кудзишвили - Кудзошвили - Кудзиашвили Имеются и такие переселенцы, которые, находясь среди грузинского населения, были вынуждены вообще изменить свои фамилии. Например, из жителей села Ередви одни, носящие фамилию Борцвадзе, говорят, что их предки были Валиевы (Уалытæ) из села Зонкар, другие, носящие фамилию Жужниашвили, говорят, что их предки были Бестаевы (Бестаутæ) иэ села Гудис, третьи, носящие фамилию Жоржикашвили, говорят, что их предки были Кокоевы (Кокойтæ) из с.Цру. Окропиридзе из с.Дисеу считают себя Чочиевыми, Да-ташвили - Черткоевы, Меладзе - Дриаевы, Диаконашвили -Гуларовы, Читишвили - Четиевы.

З.Д.Цховребова подробно осветила вопрос искажения корней осетинских фамилий при написании на грузинском языке и подвергла справедливой критике работы грузинских ученых И.Майсурадзе и Г.Топчишвили за их старания огрузинить осетинские фамилии. И.Майсурадзе в свою книгу «О грузинских фамильных именах» (Тб. 1981 г.), включил множество осетинских фамилий с грузинскими фамильными окончаниями и выдал их за грузинские фамилии. То же самое повторяет Г.Топчишвили в своей работе «О некоторых этно-исторических вопросах населения Ксанского ущелья».

З.Д. Цховребова приводит сведения, записанные ею от жителя с. Курта Ксанского ущелья И.А.Мартиашвили, который указывает, что у него мать носит фамилию Жамурели, а на самом деле она была из осетинской фамилии - Битартæ. Но поскольку предки ее переселились из Дзимырского ущелья, которое по-грузински пишется Жамурское ущелье, они начали писать Жамурели. А в Пшавии осетины - переселенцы из Дзимырского ущелья пишутся Джамурели.

Многие осетинские фамилии искажаются и в русском написании, например, две разные осетинские фамилии Гаджитæ и Гæджитæ по-русски пишутся Гагиевы, тоже же самое можно сказать о Коцтæ и Хъоцытæ - которые по-русски пишутся - Кочиевы. Очень часто человек затрудняется, как правильно написать по-русски ту или иную осетинскую фамилию. Например, одни из осетинской фамилии Авзургутæ по-русски пишутся Авзураговы, другие Авзурговы, одни из Бтемыратæ пишутся Бтемираевы, другие Бтемировы, из Годжыцатæ - одни Гогичаевы, другие Гогичевы и т.п. В г. Моздоке и Моздокском районе многие осетины приняли русские фамилии: Яковлевы, Медведевы, Кочкаровы. Они помнят свои прежние осетинские фамилии, но когда-то, как они говорят, так были написаны и так остались.

Осетинские фамилии подвергаются искажению и в других странах. Известно, что во второй половине XIX в. часть осетин переселилась в Турцию. По данным В.Уарзиаты число осетинских фамилий там свыше 100. Как отмечает автор, осетины, проживающие в Турции между собой общаются по фамилиям в осетинском произношении, но в официальных документах пользуются отуреченными фамилиями. Например, Кодзыртæ по-турецки пишутся Октар, Золойтæ - Айдован, Дзасохтæ - Кылыдж, Рубайтæ - Езбай, Цæхилтæ - Алпай и т.д. Некоторые фамилии пишутся в трех вариантах: например, одни их Хосонтæ пишутся Албай, другие - Егюн, третьи - Хошкан. Пока что они помнят о своем осетинском происхождении, но со временем некоторые из новых фамилий на турецкий лад потеряют свое первоначальное произношение и написание.

В XIX в. и раньше в этническую среду осетин вливались некоторые грузинские, балкарские, кабардинские, вайнахские элементы, Так, по народным преданиям Митцитæ по происхождению Джапаридзе из Западной Грузии. Дарчиевы, Хамицаевы, Церекаевы тоже считаются выходцами из Грузии. По преданиям Базиевы, Джераевы, Гацалаевы, Ортабаевы, Беккузаровы выходцы из Балкарии, Дзарахоховы - из Ингушетии, Апаевы - из Чечни, Нафитæ - из Кабарды и др.

Шел и обратный процесс миграции осетин в Грузию, Балкарию, Кабарду, Ингушетию.

Так, ксуисские Нукрадзе по происхождению считаются из осетинской фамилии Гобозтæ. Раньше они жили в Знаурском районе. Чочели считают свое происхождение от осетинской фамилии Цоцитæ (Чочитæ), Гобеджишвили - от осетинской фамилии Гобетæ и т.д.

По сообщению А.И.Мусукаева кабардинская фамилия Буговы по происхождению - осетинская. Она образовалась из осетинской фамилии Зыкъуыртæ. Одна ветвь этой фамилии получила фамилию Шеретлоковы.

А.Н.Мусукаев приводит народное предание о родстее осетинских фамилий Дадтетæ, Ахатæ, Амотæ с карачаевской фамилией Боташевы. Согласно этого предания в осетинском селении Махческ проживали три брата из фамилии Дадтетæ. Братьев звали Амо, Ако и Аха. Кто-то похитил их сестру. Братья погнались за ними и убили одного из похитителей. Боясь кровной мести, они переселились из Махческа. Амо поселился в Кабардинском селе Ерокко и от него пошла фамилия Амоевы, Ахо поселился в Лескене и от него пошла фамилия Ахотæ, а Ако поселился в Карачае и от него пошла фамилия Боташевы.

По сведениям А.Н.Мусукаева кабардинские Мендоховы тоже по происхождению осетины. Предки их из Алагира.[34]

По сведениям того же А.Н.Мусукаева балкарские фамилии Газаевы, Керменовы считаются родом из Осетии.[35]

Осетинскими по происхождению являются и другие балкарские фамилии: Атабиевы, Кобановы, Гузеевы, Кундуховы, Глашевы, Гасиевы, Мусукаевы, Цораевы, Чочаевы, Музиевы, Гоценаевы (Хучинаевы), Кубадиевы. С другой стороны ряд осетинских фамилий вышел некогда из балкарских, например, Асановы, Баевы, Цалаевы, Базиевы, Нафиевы, Гулдиевы, Гацилаевы, Ортабаевы, Мистуловы.[36]

Много искажений осетинских фамилий и в самом осетинском написании, о чем говорил Музафер Дзасохов в газете «Рæстдзинад». Залина Тотрова поднимала вопрос о вариатив-ности в осетинских фамилиях, подчеркнув влияние диалектов и говоров осетинского языка на это явление. В качестве примеров можно привести Зæнгиатæ - Зæнджиатæ, Цыбыртæ -Чыбыртæ, Дзиццойтæ - Джиджджойтæ, Гагитæ - Гæджитæ, Æлбортæ - Æлборатæ, Карсантæ - Карсанатæ и т.д. Фамилия Икаев у иронцев - Икъатæ, у дигорцев - Екъатæ, Сырхаутæ -Сурхаутæ, Сихъотæ - Сехъотæ т.д. [37]

Видный осетинский писатель и общественный деятель Иван Джанаев (Нигер) в свое время призвал осетинский народ писать свои фамилии правильно, так как они звучат на родном языке. Но по его мнению правильнее будет, если осетинские фамилии примут свое прежнее оформление с суффиксами ан, он, ен (Гæбæриан, Карсанон, Гаглуен).[38]

Позднее этот призыв Нигера поддержал языковед Тамерлан Гуриев, С их мнением о возврате к старым фамильным окончаниям не согласны языковеды А.Агнаев и З.Исаева, которые считают, что в настоящее время в сознании осетин суффиксы ан, он, ен укоренились как показатели принадлежности к женскому полу, поэтому правильнее будет писать осетинские фамилии с суффиксом «т», т.е. так, как они произносятся в настоящее время в осетинском языке (Гæбæратæ, Æлбортæ, Гаглойтæ). А.Т.Агнаев опасается того, что русские фамильные окончания настолько укоренились при написании осетинских фамилий по-русски, что вряд ли можно будет добиться написания осетинских фамилий на русском так, как они произносятся на родном языке. Тоже самое можно сказать и об укоренении грузинских суффиксов в фамилиях части осетинского населения.

Осетинский народ вполне заслуживает того, чтобы его представители носили свою фамилию в правильном написании без искажений. Осетинские фамилии надо писать на всех языках так, как они произносятся в настоящее время на родном языке.

Вопрос правильного написания осетинских фамилий весьма злободневный и решать его надо. При получении новых паспортов совершеннолетними гражданами в паспорте нужно написать фамилию так, как она звучит на родном языке. Соответственно нужно писать фамилии и при выдаче документа об окончании среднего учебного заведения. В этом вопросе не должно быть препятствий ни со стороны родителей, ни со стороны соответствующих организаций. Это новое молодое поколение со временем передаст своему потомству фамилии в правильном написании и так будет восстановлено этническое лицо осетинских фамилий. Нам часто приходится гадать, кто из носящих одинаковые фамилии в русском написании осетин, ингуш, чеченец, кабардинец и т.д.

В этой связи хочется привести слова Тамерлана Гуриева: «Замечено, что у соседних народов много общих имен и фамилий. Случайное совпадение последних не может быть исключено, однако таких случаев сравнительно мало; чаще всего общность фамилий свидетельствует об общности их происхождения или прочных связей между их носителями. Например, предком ингушской фамилии Дударовых был Арслан, который бежал к своим родственникам. Кстаги, осетины Дударовы издавна имеют родственные связи с ингушами. Осетинское происхождение имеют ингушские фамилии Цуровы, Льяновы, Хаматхановы, Бедоевы, Гайтовы, Таучиевы, Тариевы и многие другие.

Известно, например, что все поколения ингушей Цуровых хорошо знали осетинский язык, продолжали поддерживать родственные связи с однофамильцами осетинами. Более того, старики ингушей Цуровых, собираясь на обсуждение важных вопросов, говорили, согласно принятой традиции, на осетинском языке.

Не следует забывать и то, что у народов нашего региона было принято давать детям имена своих названных братьев и сестер, иноязычных друзей.

Это приводило, естественно, к распространению одних и тех же имен, многие из которых обнаруживаются в корнях общих фамильных названий...[39]

При подготовке книги «Осетинские фамилии и личные имена» нами использованы личные полевые записи, проведенные во время этнографических экспедиций в течение ряда лет почти во всех ущельях севера и юга Осетии, а также в местах компактного проживания осетин в отдельных районах Грузии. Благодаря этому нам удалось составить словарь осетинских фамилий. Этот словарь мы сверили с напечатанным на страницах газеты «Рæстдзинад» словарем осетинских фамилий, составленным известным лингвистом Н.Г.Багаевым, дополнили собранным нами материалом. Большую помощь нам в правильном написании осетинских фамилий оказала доктор филологических наук А.Дз. Ца-гаева, любезно согласившаяся ознакомиться с составленным нами словарем, за что приношу ей свою благодарность. При сборе материалов для словаря мы интересовались и фамилиями-æрвадæлтæ, но по всем фамилиям нам не удалось собрать таких сведений, так как информаторы не могли их в полной мере дать. Мне посчастливилось собирать этнографический материал, в том числе и материал об осетинских фамилиях у таких известных информаторов, как Андо Наниев, Уари Шанаев, Давид Бегизов, Тох Бузоев, Тома Гаглоев, Бига Санакоев, Вано Дулаев, Гега Джиоев, Хасако Дэугаев, Дарья Битеты и др., которых вспо-минаю с чувством благодарности.

По теме использованы архивные материалы из Государственных архивов Северной и Южной Осетии, отдела рукописных фондов СОИГСИ, научного архива ЮОНИИ, ЦГИА Грузии.

Большую помощь при работе над данной темой нам оказала заведующая отделом рукописных фондов СОИГСИ им. В.И. Абаева З.П., Тамаева, любезно предоставившая интересующий нас материал, хранящийся в возглавляемом ею рукописном отделе, за что приношу ей свою благодарность.

В отделе рукописных фондов оказался весьма ценный материал по осетинской этнографии и фольклору, в том числе и по истории осетинских фамилий.

Особо хочется выделить материал, собранный Е.З. Бараковой в 1938-1961 годах в Алагирском районе. А в 60-70 годах ХХ века в разных районах Северной Осетии А.Дз. Цагаевой.[41] За последние годы часть этих материалов опубликована на страницах журнала «Мах дуг».

В отделе рукописных фондов мы ознакомились с работой Е.Г.Пчелиной «Местность Уалладжир и шесть колен рода Ос-Богатара».[42] Работа эта весьма интересна во многих отношениях, но наше внимание она привлекла как источник для уточнения расселения тех пяти древних родов: Царазонтæ, Агузатæ, Сидамонтæ, Кусагонтге, Цахилтæ, с которыми народное предание связывает происхождение осетин. По материалам, имеющимся у автора, самым древним местом поселения потомков Цахила по сказанию является Урс-донское ущелье и его села: Дагом, Урсдон, Доныфарс Поколение Кусагона занимало левый берег реки Ардон и Мизурское плато. Первоначальным местом поселения Сидамонтээ считается местность Ксурт, затем их потомки заняли Архонское ущелье, образовав села Архон, Дейкау и Цус. Жители с.Унал переселившиеся из Ксурта также считаются потомками Сидамона. По преданию, приводимому Е.Г.Пчелиной, старший сын Ос-Богатара - Цараз, образовавший род Царазонтæ, занимал верхнюю часть Ардона - все Касарское ущелье, Нузальское ущелье, села: Бад, Кора, Назыджин и др. Потомки Агуза по данным Е.Г.Пчелиной занимали в Северной Осетии местность Закка в Нарской котловине и Трусовское ущелье у истоков реки Терек, а на юге Осетии они эаселили Рукское ущелье, находящееся в верховьях реки Большая Лиахва.

В своей работе Е.Г.Лчелина описывает не только места расселения, но и памятники материальной и духовной культуры Алагирского ущелья, которые народ связывает с этими древними родами. Помимо этого в работе имеются сведения о фамилиях-æрвадæлтæ е рамках потомков этих древних родов. В связи с этим хочется отметить, что до сих пор сохранились предания, согласно которым те или другие фамилии относят себя к разным коленам древних осетинских родов: Царазонта, Агузата, Сидамонта, Цахилта, Кусагонта.

Ниже приводим перечень фамилий, относящих себя к тем или другим древним осетинским родам, в частности Алагирского ущелья.

К Царазоновым относили себя следующие фамилии; Абоевы, Абочиевы, Агузаровы, Аладжикоевы, Алихановы, Асаевы, Афсановы, Битоевы, Бицоевы, Гамазовы, Газдановы, Газаевы, Губаевы, Доциевы, Джусоевы, Дзасоховы, Дзигоевы, Дзитоевы, Дзусовы, Жажиевы, Зандаровы, Елоевы, Кабуловы, Кайтмазовы, Кацлаевы, Качмазовы, Кзоевы, Кибизовы, Кудзаговы, Кобегкаевы, Купеевы, Лаппинаговы, Магкаевы, Мамиевы, Мамукаевы, Маргоевы, Мамитовы, Мзоковы, Муртазовы, Ногаевы, Ревазовы, Сатаевы, Сикоевы, Солоевы, Таркановы, Таугазовы, Тегкаевы, Теккоевы, Тотиевы, Туаевы, Туриевы, Урумовы, Ходаевы, Хабаловы, Халаевы, Хасиевы, Хетагуровы, Хосоновы, Хурумовы, Чемеевы, Чехоевы, Челдиевы (Гелдиевы), Цуциевы, Чочиевы.

К Агузовым относили себя фамилии: Абаевы, Агузаровы, Ардасеновы, Беслекоевы, Битаровы, Бигдаевы, Ванеевы, Габисовы, Габараевы, Габоловы, Гаглоевы, Галавановы, Гатеевы, Гусаловы, Гобеевы, Дзантиевы, Дзидзоевы, Дзугкоевы, Джерджиевы, Зораевы, Икаевы, Каировы, Касаевы, Катаевы, Кесаевы, Козаевы, Колиевы, Козоновы, Лавоевы, Осиаевы, Плиевы, Рамоновы, Саламовы, Санакоевы, Саулоховы, Саутиевы, Сирхоевы, Созаевы, Томаевы, Ханикаевы, Ханаевы, Цагараевы, Цидаевы.

К Сидамоновым относили себя фамилии: Абиевы, Агнаевы, Акиевы, Аккалаевы, Алборовы, Алдаковы, Алдатовы, Андутовы, Адырхаевы, Ансаовы, Атаевы, Ачеевы, Базировы, Басаевы, Баскаевы, Бацоевы, Беккузаровы, Бесаевы, Бердикоевы, Бибиловы, Биджеловы, Бираговы, Бицоевы, Бокоевы, Болиевы, Босиковы, Боциевы, Бутаевы, Бязровы, Вазиевы, Ватаевы, Габановы, Габеевы, Гагиевы, Гагацевы, Годжиевы, Гепповы, Гобеееы, Гобановы, Гагарцевы, Губаевы, Гозюмовы, Гуацаевы, Дауровы, Доциевы, Дудиевы, Джедикоевы, Джимиевы, Дзаникоевы, Дзаниковы, Дзарахоховы, Дзерановы, Дзиовы, Дзодзиевы, Дзокаевы, Доцоевы, Есеновы, Земетовы, Золоевы, Заоевы, Зангиевы, Икаевы, Илаевы, Кантеевы, Кардановы, Кабоевы, Калоевы, Карсановы, Кэнтаевы, Каммерэаевы, Кодзиревы, Кодэаевы, Касабиевы, Кайтовы, Карасаевы, Кобесовы, Коммоевы, Каджаевы, Кундуховы, Кутаровы, Лалиевы, Лавоевы, Легкоевы, Лековы, Лолаевы, Мадзаевы, Мамсуровы, Магкаевы, Меликовы, Мулдаровы, Мисиковы, Муриевы, Пагаевы, Перисаевы, Приевы, Ревазовы, Сагкаевы, Слановы, Санеевы, Суановы, Сахаговы, Седановы, Созаевы, Саткоевы, Смайловы, Слоховы, Сапоевы, Тахоховы, Таймазовы, Талиновы, Тауджиевы, Тедеевы, Таубоевы, Тедтиевы, Тихиловы, Телпаровы, Тохсировы, Тотиковы, Тибиловы, Теховы, Тоховы, Тулаевы, Тубоевы, Табишкаевы, Темирканоеы, Тохсаровы, Таубоевы, Уруэмаговы, Урумовы, Фардзиновы, Хадарцевы, Хаматовы, Хлоевы, Хосроевы, Хотоновы, Хотаевы, Хозиевы, Худаловы, Цаллаговы, Цараковы, Цомаевы, Цогоевы, Цуккаевы, Цопаноеы, Цхурбаевы (Цховребовы), Цихиевы, Чеселаевы, Черчесовы.

К Кусагоновым себя относят следующие фамилии: Азиевы, Айларовы, Амбаловы, Арсаговы, Бабаевы, Бесоловы, Бурдзиновы, Битиевы, Бизиковы, Габуевы, Гасиновы, Гасиевы, Габуповы, Галабаевы, Гагкуевы, Газюмовы, Губиевы, Газдановы, Дзагоевы, Дзугаевы, Дзигасовы, Дзбоевы, Джиоевы, Джикаевы, Касаевы, Калоевы, Караевы, Кокоевы, Карсановы, Калаевы, Келехсаевы, Кулаевы, Магкоевы, Мецаевы, Мисостовы, Марзоевы, Наскидаевы, Остаевы, Саламовы, Себетовы. Таутиевы, Тигиевы, Хестановы, Хнеевы, Хубуловы, Хоховы.

К Цахиловым относят себя следующие фамилии: Айларовы, Арсаговы, Баскаевы, Бзиковы, Бурдзиновы, Бурзиеаы, Бубаевы, Бутаевы, Габисовы, Галуевы, Габиевы, Габуевы, Галуевы, Гасиновы, Готцоевы, Гергиновы, Засеевы, Зангиевы, Каргиновы, Кариаевы, Караевы, Кусаевы, Куловы, Маккаевы, Марзоевы, Мсоевы, Мерденовы, Нартикоевы, Наниевы, Салбиевы, Слановы, Себетовы, Сохиевы, Сугаровы, Тауджиевы, Теблоевы, Тауджиевы, Теджиевы, Торезовы, Хацаговы, Хастаевы, Хугаевы, Хохаевы, Цахиловы, Цитджиевы, Шанаевы, Чиселаевы.

Согласно фамильным преданиям некоторые осетинские фамилии образовались от более первичных фамилий. Так, например, Арсаговы и Гасиновы образовались от фамилии Бесоловых. Газдановы от фамилии Булацовых. Дамбеговы и Сурхаевы - от Дзалаевых, Габуевы - от Кубатиевых, Дадтоевы - от Кайтуковых, Дедегкаевы и Ксуровы - от Таутовых, Койбаевы - от Дреевых. Фамилия Дигур приблизительно 200 лет назад образовалась от фамилии Токаевых. Дзатцеевы образовались от Тугановых (Туйгьанта). Дзидзоевы - от Габуевых. Дзиоевы, Гиоевы, Джиоевы одна фамилия, производная от Джиоевых. Дзуевы образовались от Зугутовых. Дзангобековы (Дзотовы) произошли от Кораевых, Гатаевы от Газаевых. Годизовы тоже от Булацевых произошли. Хаевы от Газаноеых. Галабуевы, Гуссаевы, Коцоевы, Кацановы, Дзедзеевы образовались от Мулдзеровых, жили в Галиате. Гариевы произошли от Кокаевых. Гецаевы - от Дзайниковых. Губуровы - от Хаматовых, Ахболатовы - от Гудиевых, Гуссаевы произошли от Галаов Гауса, насчитывают уже II поколений. Гурдзибеговы произошли, от Седановых. Кацановы - от Милдзиховых. Керчелаевы - от Кокиевых. Кокаевы - от Исаковых, Кекелаевы - от Мзоковых. Кнатаевы от Басиевых. Кочиевы (Къочита), Салказановы, Боциевы, Бараковы, Даниевы произошли от Калаговых. Лавоевы - от Агкалаевых, Лагоевы - от Тугановых, Малтизовы - от Олисовых. Тепсиевы - от Фидаровых, Кацлаевы, Дзидзоевы, Качмазовы - от Хажаевых. От Тебоевых произошли Дзилиховы, Битиновы, Боллоевы, Дзукаевы. Кибиловы /Чьыбылтæ/ произошли от Дриаевых, Гадиевы - от Кодзировых, Джусоевы - от Кайтмазовых, Гелиевы, Габуаевы, Гахаевы - от Черджиевых. Гелдиевы и Гаджиновы - от Джелиевых /Гелиевы/, Едзиевы в недавнем прошлом образовались от Хабеевых. Езвеевы произошли недавно от Булацевых, Елбистовы - от Кобегковых. Кодалаевы, Сотаевы и Гоцоевы произошли от Черткоевых, Татаровы, Карцаевы, Баразговы образовались от Цопановых. Цориевы от Цораевых, Аликкаевы /Аликовы/ - от Тлатовых. Бациевы - от Боциевых, Арбиевы - от Цаликовых. Балоевы - от Малиевых. Тагзаевы и Кибировы - от Беркисаевых. Богиевы - от Тасоевых. Бугаевы - от Цагараееых. Габоевы от Тулатовых. Кораевы, Кайсиновы и Исаковы - от Гаджиевых. Коджиевы и Галеовы произошли от Уналдиевых. Байсонгуровы - от Олизаевых, /Олизтæ/, Доциевы и Салатовы - от Кайтаевых /Хьайттатæ/, Саухаловы - от Мамитовых. От Суановых про изошли Дзагоевы, от Дзагоевых - Парастаевы. Булкаевы произошли от Бестаевых, Кулуховы - от Наниевых. От Джусоевых произошли Дзигоевы и Жажиевы. От Качмазовых /Хъæцмæзтæ/ произошли Туриевы.

Фамилия Ахболатовых произошла от имени одной патронимии /фыды-фырт/ из фамилии Гудиевых. Как правило, к женщинам второго образования обращались по первой фамилия, например, к женщинам из фамилии Ахболатовых обращались не Ахболатон, а Гудион. К женщинам из фамилии Галавановых обращались не как к Галуанон, а Гаглуен, поскольку Галавановы произошли от Гаглоевых.

В личном фонде известного осетинского ученого, профессора Б.А. Алборова, хранимом в отделе рукописных фондов СОИГСИ им. В,И. Абаева имеются ценные работы автора по разным вопросам осетиноведения. В их числе находится и работа о происхождении осетинских фамильных названий, в которой автор приводит предания о происхождений некоторых дигорских и иронских фамильных названий. В этой же работе дается подробный анализ происхождения осетинских фамильных суффиксов. При этом автор останавливается на особенностях фамилеобразующих суффиксов в дигорском и иронском диалектах, показывая это на конкретных примерах.

В отделе рукописных фондов (СОИГСИ) хранится очерк фамильной генеалогии Тегкаевых, составленный Х.Н.Тегкаевым[43].

Весьма ценные сведения о потомках древних осетинских родов, их расселении в Алагирском ущелье приводит Б.А.Калоев в своей статье «Происхождение некоторых осетинских фамилий по народным преданиям». Ценность этих сведений в том, что они основаны на архивных материалах, приводимых автором. Известно, что народное предание о происхождении осетин родоначальником ряда древних осетинских родов, оставивших большое потомство, считает Ос-Богатара. Б.А.Калоев в указанной статье подверг сомнению, что Царазон сын Ос-Богатара. «Наиболее могущественным владетелем в документах выступает Царазон, которого некоторые ошибочно считают сыном Ос-Богатара. Наоборот, по известной надписи в Нузальской церкви (в с.Нузал) Ос-Богатар был одним из девяти сыновей Царазона. В число последних входил и Сослан-Давид, муж грузинской царицы Тамары. Этот факт свидетельствует о древности и знатности Царазоновского рода - могущественного владетеля в средневековой Алании, имевшего контакты с феодальной Грузией. Во всяком случае, Ос-Богатар был менее известным и могущественным, чем Царазон; на исторической арене он появился, по-видимому позже Царазона».[44] О большой знатности и популярности рода Царазоновых в средневековой Алании по историческим и фольклорным данным сомневаться не приходится. Что касается сообщения предания о том, что Царазон был сыном Ос-Богатара, в этом тоже нет ничего ошибочного, если учесть, как на это правильно указывает Ф.Х. Гутнов, что фольклорный герой синтезирует события, происшедшие в разное время (V и ХIII-ХIV вв.), в разных местах с разными историческими реальными деятелями Алании, носившими одно имя (или титул). «С позиции человека сегодняшнего дня такое смешение недопустимо. Но народное сознание в средние века довольно беззаботно относилось к хронологии и географии, легко переносило события из одной эпохи в другую, из местности в местность. Коллективная память группировала факты в соответствии с ходом эпического повествования, приписывая все события одному лицу. Устная традиция не забывала преимущественно те события, которые способны поразить мысль людей, воспитанных на мире, эпосе, сказке. Она без труда объединяла разных героев, в особенности носителей одного имени. По этой причине несколько реальных Ос-Богатаров а предании выступают в одном лице».[45 ]Можно полагать, что появившийся после возвеличения рода Царазоновых Ос-Богатар одно лицо, а предок древнеосетинских родов, упоминаемый в народном предании - другое.

Б.А.Калоев приводит ценные сведения и о потомках легендарного Хетага, населявших Нарскую котловину и ее ответвления - Гуркумтыком и Джинатком

Заслуживают большого внимания и фамильные предания, приводимые Б.А.Калоевым в его капитальном труде «Осетины», вышедшем в Москве в 1971 г.[46] Автор отдельно рассматривает фамилии Дигорского ущелья и фамилии иронцев из разных ущелий севера Осетии. При этом он подчеркивает, что в Дигорском ущелье в силу разных причин поселились иронцы в разные исторические периоды, особенно в началё XIX е. Б.А.Калоев отмечает, что в Уаллагкоме иронское население численно преобладало над дигорским. В приводимых автором фамильных преданиях можно проследить и сведения о фамилиях-æрвадæлтæ и их расселении.

Большую работу по записи расселения осетинских фамилий по северу Осетии провел Кайтмырза Кайтов, опубликоаавший на страницах газеты «Рæстдзинад» историю эаселения отдельных ущелий; Алагирского, Кобанского, Даргавского, Дигорского, Куртатского, Трусовского. Им же приводится предание об основании Уалладжира (Алагирского ущелья).[47]

Заслужиеают большого внимания статьи Виссариона Наниева о происхождении осетинских фамилий Мамисонского, Зругского ущелий и ущелий реки Джоджора.[48]

Известный осетинский этнограф Виссарион (Беса) Константинович Тотров при исследовании семьи и семейного быта крестьян юга Осетии в конце XIX - начала XX века, записал и предания о заселении верховьев реки Большая Лиахва. Многих населенных пунктов, о которых писал Б.К.Тотров уже нет в данном регионе. Жители этих сел переселились на север Осетии, а часть из них спустилась в низменные районы юга Осетии.[49]

Значительную работу по фамилиям Дигорского ущелья провел ветеран войны Гецаев Афако Алиханович. Опубликована его монография «Дигори коми муггагти равзурд» /Происхождение фамилий Дигорского ущелья - Дзауаджикау, 1999г/. В монографии, помимо общих сведений о Дигорском ущелье, дается перечень населенных пунктов с проживающими в них фамилиями по микрорайонам Дигорского ущелья: Устур Дигори ком, Гулари ком, Задалески зилд, Тъæпзэн Дигори зилд, Донифарси зилд, Уаллагкоми зилд.

Монография А.А. Гецаева содержит множество фамильных преданий, дающих сведения, как о появлении той или другой фамилий, так и о родственных фамилиях-æрвадæлтæ. Интересный материал представлен в Историко-этногрэфическом справочнике «Осетия» (составители В.А. Торчинов и М.Ш. Кисиев. С.-Петербург - Владикавказ, 1998 г.), где собран разнообразный историко-этнографический и краеведческий материал об Осетии, и в частности, в части VI - Осетинские фамилии и имена.[50]

Нельзя не отметить монографию В.Х. Тменова, Е.Б. Бесоловой и Е.Н. Гонобоблева - «Религиозные воззрения осетин», где отдельно рассматриваются православный и мусульманский ономастиконы (именники).[52] Большая работа по изучению истории происхождения осетинских фамилий и имен проводится доктором исторических наук Ф.Х. Гутновым.

К представленному нами словарю осетинских фамилий прилагается перечень фамилий-æрвадæлтæ, записанные нами, а также записанные Е.Е. Бараковой в Алагирском ущелье и А.Х. Гецаевым в Дигорском ущелье. Дается и перечень фамилий, относящих себя к той или другой из древних осетинских фамилий /Царазонта, Агузата, Сидамонта, Кусагонта, Цахилта/. Перечень неполный из-за отсутствия сведений. Исходя из данных фамильных преданий нами приводятся сведения о появлений относительно новых фамилий из другой уже существующей фамилии.

Мы уже отмечали значение фамильных преданий для освещения многих вопросов истории народа. Отрадно, что за последние годы возрос интерес к истории своей фамилии у многих представителей нашего народа. Появились в печати монографии, брошюры, посвященные историй отдельных фамилий /Слановых, Цаллаговых, Кантемировых, Хабаловых, Джиоевых и др./, В периодической печати Осетии появилось немало статей о той или иной фамилий.

История фамилий - часть истории народа. В этой связи первоочередным является составление полного словаря осетинских фамилий и имен. В данной работе представлены и словарь мужских и женских имен, составленных на основе фамильных преданий осетин. Возможно, в составленных нами словарях осетинских фамилий и личных имен, нами упущены какая-то фамилия или имя, за что приносим свои извинения. В конце работы даются генеалогические таблицы некоторых фамилий и списки использованной литературы и сокращений.

Выражаю глубокую благодарность Председателю Правительство РЮО Юрию Ионовичу Морозову за оказанную финансовую поддержку при издании данной книги.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Ванеев З.Н. Народное предание о происхождении осетин. Цхинвал, 1956, с.4.
2. Абаев В.И. Происхождение осетинских фамильных имен - Царазоита, Агузата, //Литературная Осетия, 1982, № 60, с.115.
3. Абаев В.И. Указ. соч., с.123.
4. Бязров А.Х. Осетинская родословная X в. // Сб. Осетинская филология, вып. 1, Орджоникидзе, 1981, с, 80.
5. Козырева Т.З. Осетинская антропонимия древнего и средневекового периодов, //Сб. Оиомастика Кавказа, - Махачкала, 1976, с. 247.
6. Андроникашвили М.К Очерки по ирано-грузинским языковым взаимоотношениям, Тбилиси, 1966, сс. 139-140/на грузин. языке/.
7. Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания как исторический источник. - Орджо-никидзе, 1989, с.151; Его же, Века и люди, - Орджоникидзе, 2001.
8. Никонов Н.В. Имя и общество. М., 1964, сс. 167, 172.
9. Чичагов В.К. Из историй русских имен, отчеств и фамилий. -М., 1959, с. 109.
10. Крюков М.В. Китайские фамилии, как и когда они возникли. // Сб. Этнография имеи. -М., 1971, с. 3.
11. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. Т. 1, - М., 1949, с.62.
12. Ванеее З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии. - Тбилиси, 1955, с.53.
13. Гагкаев К.Е. Состав и функции осетииских личных имен. // Известия СОИГИ. Т. XIV, вып. 1, Орджоникидзе, 1964, сс. 53, 73.
14. Суперанская А.В. Языковые и внеязыковые ассоциации собствеиных имен. // Сб. Антропонимика. - М., 1970, с. 9.
15. Алборов Б.А. Осетинские племенные, сословные и фамильные названия. // ОРФСОИГИ, фонд 19/ЛИТ./ОП. I, д.137, сс. 79, 121.
16. Бязыров А.Х. Фамильиые имена Биазыртæ и Бестаутæ. // журн. Фидиуэзг, 1962, №6, с. 81.
17. Исаева З.Г. Осетинская антропонимика. Орджоникидзе. 1986, с. 5.
18. АгнаевА. Об осетинских фамилиях. //журн. Мах дуг, 1987, № 8, сс. 103-106.
19. Гагкаев К.Е. Указ. соч., стр. 70.
20. Исаев М.И. Осетинские имена... . // Справочник личных имен народов РСФСР.-М., 1965.
21. Цогоев В.Г. Словарь осетинских личных имен. - Орджоникидзе, 1990.
22. Исаева З.Г. Осетинская антропонимика, с.9.
23. Алборов Б.А. Указ. соч., сс. 90-93.
24. Джусойты Н.Г Что означает компонент «хуы» в осетинских фамилиях, // газ. «Советон Ирыстон», 1979, № 134 /от20 июля/.
25. Цулая Г.В. Об абхазской антропонимии. //Сб, Этнофафия имен, -М., 1971, с. 70.
26. Миллер Б.В. Показатель множествениости «ан» в иранских языках. // Сб. Па~ мяти Н.Я. Марра, - М-Л., 1938, с.190.
27. Бязров А.Х. Историческое изменение осетинских фамильных имен. // журн. Фидиуæг, 1969, № 4, с. 90.
28. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. сс. 119-120.
29. БязровА.Х. История нартского эпоса, //журн. Фидиуæг, 1988, № 5, с. 87.
30. Алборов Б.А. Указ., соч., сс. 110-115.
31. БекоевД.Г Иронский диалект осетинского языка. -Цхинвал, 1985, с. 214.
32. Цховребова З.Д. Как пишутся осетинские фамилии на других языках. // журн. Фидиуæг, 1990, №1, сс. 87-90.
33. Уарзиати В.С. Осетинские махаджеры в Турции. // журн. Мах дуг, 1992, № 3. сс. 98-108.
34. Мусукаев А.И. К истокам фамилий. Предания и легенды, - Нальчик, 1992, с. 11.
35. Мусукаев А.И. Балкарские тукумы, - Нальчик, 1975, с. 83.
36. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - нача-леХ1Хвв.-М.,1974, с. 105.
37. Тотрова 3. Осетинские фамильные названия. // журн. Дарьял, 1993, №1, сс. 157-167.
38. Нигер /Иван Васильевич Джанаев/ Как должны быть написаны осетинские фамилий /к постановке вопроса/. // Полное собрание сочинений. Т III, Орджоникидзе, 1968, с. 58.
39. Гуриев Т.А. Как рождается фамилия. // газ. «Социалистическая Осетия», 1983, №210; Его же, Важный вопрос осетинской антропонимии. // Сб. Пробле-мы осетинского языкознания. - Орджоникидзе, 1984.
40. Баракова Е.Э. Этнографические записи - Дагом, Цамад, Архон, Дзауаджикау. // ОРФСОИГИ, фонд 4, оп. 1, ед.хр. 39,64, сс. 6,86
41. Цагаева А.Дз. Фольклорные и этнографические полевые записи 1960-1970 гг. // ОРФСОИГИ, фонд, фольклор оп. 1, ед.хр. 382, 394, папка 144; Ее же. Об од-ном значений суф. «он». // журн. Мах дуг, 1981, № 8, с. 106.
42. Пчелина Е.Г. Местность Уалладжир и шесть колен рода Ос-Багатара. // ОР-ФСОИГИ, фонд 6, оп. 1, ед.хр. 21. Ее же, Урс-донское ущелье в Северной Осе-тии. // Сб. Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа, Ленинград,
1947.
43. Тегкаев Х.Н. Очерк фамильной генеалогии Тегкаевых. // ОРФСОИГИ, ф. 4,
оп. 1, д. 100.
44. Калоев Б.А. Происхождение некоторых осетинских фамилий по народным преданиям. // Полевые исследования института этнографии, 1973, - М., 1983, с. 207.
45. Гутнов Ф.Х. Указ. соч., с. 78. Его же, Из истории образования осетинских фа-милий. // Проблемы осетинского языкознания, в.2,1987.
46. Калоев Б.А. Осетины, -М., 1971, сс. 35-56.
47. Кайтов К. Предания предков. Об основании Уалладжира /Алагирского ущелья/ // Рæстдзинад, 1966, № 81, Мизур. // газ. Рæстдзинад, 1968, № 35, Кобанское ущелье, Даргавс. // Рæстдзинад, 1966, № 33, Куырттата. // Рæстдзинад, 1966, № 46, Село Карца, // Рæстдзинад, 1966, № 121, Дигорское ущелье. // Рæстдзинад, 1966, № 133, Цамад. // Рæстдзинад, 1966, № 37.
48. Наниев В.И. Записи о природе и населении верховьев долины реки Джоджо-ра // ОРФСОИГСИ, ф. 3, оп. 1, д. 11, сс. 11-18; его же, Зыруггом // журн. Фидиуæг. - Цхинвал, 1986, № 6; его же, Мамисангомы мыггæгты равзæрд. // журн. Фидиуæг, - Цхинвал, 1985, № 10; его же, Урстуалты мыггæгтæ. // журн. Фидиуæг, - Цхинвал, 1988, № 8; его же, Хетæгкатæ. // журн. Фидиуæг, - Цхинвал, 1982, №2.
49. Тотров В.К. Семья и семейный быт крестьян Юго-Осетии в конце XIX - нача-ле XX вв. // Диссерт. на соискание ученой степени канд. истор. наук Тбилиси, 1963, сс. 40-47.
50. Гецаев А.А. Происхождение фамилий Дигорского ущелья. Дзауаджикау, 1999.
51. Осетия. Историко-этнографический справочник. - С-Пб - Владикавказ, 1998, сс. 188-265.
52. Тменов В.Х., Бесолова Е.Н., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин. -Владикавказ, 2000, сс. 210-231; 335-343.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ОРФСОИГИ - Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных исследований
ОЯФ - Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. I. М., Л., 1949
СОИГИ - Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований
СОИГСИ - Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И Абаева
ЮОНИИ - Юго-Осетинский научно-исследовательский институт им. З.Н. Уанеты
ЦГИА - Центральный Государственный исторический архив Грузии



З.Д. Гаглойти "Осетинские фамилии и личные имена". Цхинвал "Южная Алания" 2007

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
#1 написал: Ила (19 апреля 2008 18:50)
Илаевы относят себя не к Сидамонта,а к Царазонта. )

#2 написал: лариса (13 июня 2008 16:44)
я живу в украине,фамилия моя кайтаева,родственники отзовитесь,бабушка кайтаева раиса была детдомовской,больше ничего не знаю

#3 написал: Галина (23 июня 2008 21:43)
моя фамилия в девичестве ГЕГА.Помогите мне с моей родословной.Надеюсь на Вашу помощ.

#4 написал: Друид (20 ноября 2008 19:30)
Галина, попробуйте тут посмотреть http://www.etimologiya.ru/

#5 написал: Наталья (2 февраля 2009 21:18)
Здравствуйте!Может кто-нибудь подскажет к кому относится моя фамилия Гулеева?Всем спасибо.

#6 написал: Инесса (9 октября 2009 16:02)
Добрый день! О происхожлении фамилии Утртаевы подскажите пожалуста. Буду очень благодарна за любую информацию.

#7 написал: оксана (18 ноября 2009 15:57)
Здравствуйте,пожайлуста ,хочу уточнить ,если моя фамилия Хабелашвили ,то я отношусь к Хабаловым или Хубуловым, буду рада любой информации.

#8 написал: Ольга (21 декабря 2009 15:29)
Добрый день!
Подскажите ,пож-та, какую-либо инф-цию о фамилии Тулаевы.
Спасибо!

#9 написал: anastazi (3 января 2010 23:41)
Здравствуйте, по приданию мой прапрапрадед украв княжну,уехал в сибирь и принял казачество. Фамилия его была Тортоев, так же по приданию говориться что он был осетин,якобы с севера Осетии,можно ли предположить от какой осетинской фамилии произошла фамилия - ТОРТОЕВ.Помогите,пожалусто, встал процесс в семейном дереве.

#10 написал: 00mN1ck (4 января 2010 04:06)
Тотров может быть?

#11 написал: Марго (15 марта 2010 12:06)
Цитата: Инесса
http://www.etimologiya.ru/[/quo

Инесса, привет. Есть такая книга "переселение осетин с гор на плоскость" .. точно не помню. и вот в этой книге говорится , что Уртаевы произошли от одного из сыновей князя Куртаева (Куртатинское ущелье, Алагирский район, Северная Осетия). От внебрачного сына. Если отец признавал своего сына, то давал ему свою фамилию, но без первой буквы. Ну они считались байструками... (кавдасарды - буквально - найденные в яслях).

anastazi,
Или Тотоевы. Свяжитесь с фамилией и сверьтесь с их генеалогическим древом.

[b]лариса[/
Кайтова, Катаева, Котаева, Гайтова...
она с Южной или Северной Осетии?
Нужно связаться с этими фамилиями и посмотреть их древо...
А может быть это не ее фамилия, а фамилия того кто нашел ее и отдал в дет дом...

#12 написал: САРМАТ (14 мая 2012 02:41)
Так тут для меня например не понятно то что где фамилия Дзанаевы-Джанаевы? Мой прадед с Нара и относится моя фамилия к роду Хетага, а тут этого нет почему то? Не вооруженным глазом для понимающего конечно,) тут видно как все запутано! По приданиям у Хетага было семь сыновей, Дзанай был одним из старших сыновей Хетага. Точно знаю что по мимо Дзанаевых к роду Хетага относятся Асаевы и Дзидахановы, и еще пару фамилий, которых я к сожалению не помню,может напомните? Раньше как мне рассказывали предки каждая фамилия рода Хетага имела двойной характер, то есть Дзанайтае-Хетагкатае, Дзидахантае-Хетагкатае, Асайтае-Хетагкатае и т.д. У многих из этих фамилий сохранилась только Хетагкатае! И еще род Хетага не может относится к Сидамону или к Цазарону и к кому то еще! Так как родоначальник рода Хетаг, о его точном происхождении не известно! Но он скорей всего по одной из гипотез с западной Алании, с верховьев Кубани.

#13 написал: Farasht (10 сентября 2017 12:02)
В статье почему-то написано   Ос-Богатар
В то время как обычно пишут  Ос-Багатар
   Интересно, почему в Багатар первую букву
   а поменяли на букву о 
   Это сделано с целью более точного
   соответствия с древним оригиналом ?
Вообще-то мне известно, что древний звук а,
если он произносился перед носовыми звуками
(например перед звуками м, н), эволюционировал
в звук о в современном осетинском языке.
   Пример тому хотя бы название реки, воды Дон,
   которое примерно до XIV века н.э. произносилось
   как ДАН (в древности только РЕКА, а не вода)
В слове Багатар звук а локализован перед неносовым 
звуком г, поэтому он не должен был измениться.
     PS: звукосочетание аг в осетинском в изобилии,
          начиная с такого кухонного инвентаря как Аг
          и кончая многочисленными окончаниями на -аг.
          Звукосочетание ог (рог, ног...)  также иногда встречается,
          но его происхождение не по описанной выше схеме.
            =Я, конечно, не лингвист, иногда поглядываю эту=
            =тематику; словарь В.И. Абаева и др.=
      
          


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru