Рассматриваемый период на Кавказе отмечен столкновением интересов номадов и Рима (Гей, Бажан 1997, с.20-24; Воронов 1998, с.4, 18, 20). Как свидетельство очередного вторжения алан в Армению во II в. рассматривают археологи серебряную чашу, найденную среди аланских древностей во время раскопок 1934-1935 гг. у станицы Даховской недалеко от Майкопа. На чаше сохранилась надпись и имя «царя Великой Армении» Пакора. Изучавшая данный предмет К.В.Тревер, предположила, что надпись «могла быть написана в 161-163 гг., когда армянский царь Пакор правил и мог подарить эту чашу кому-нибудь из своего окружения. Можно допустить и другой случай, объясняющий появление чаши к северу от Кавказского хребта, а именно, что она входила в состав даров, полученных от Пакора кем-либо из аланских вождей, в могилу которого ей суждено было попасть» (Тревер 1953, с.244-245).
Одно из столкновений алан с армянами приходится на конец царствования Санатрука (185-197 гг.), погибшего в борьбе с ними (Габриелям, 1989, с.71). Походы алан в Закавказье отмечены и в годы правления царя Армении Трдата II (198-215). Мовсес Хоренаци рассказал об этом событии: «(Между тем как) персидский царь, Шапух, отдыхал от войн, Трдат отправился в Рим к святому Константину. Шапух на досуге стал замышлять зло против нашей страны: он позволил всем северянам вторгнуться в Армению, условившись напасть на нее с другой стороны во главе ариев... Трдат Великий, вскоре возвратившись с запада и узнав это, равно и то, что Шапух не успел придти к назначенному сроку, идет на северян... Царь Трдат во главе (войск) всей Армении, спустившись на равнину Гаргараци, встречает северян войною... гнал их до земли гуннов. И, хотя немало понесло поражения и его войско и многие из его высокопоставленных (лиц) пали... Трдат возвратился оттуда, взяв по обычаю отцов своих заложников. Пользуясь этим обстоятельством, Трдат созывает всех северян, собирает большое войско, соединяет их всех в одно целое и идет на землю Персидскую на Шапуха, сына Арташира» (Армянские...1985, в. 1, с.35-36).
Не останавливаясь подробно на анализе данного сюжета, отметим лишь, что он согласуется с другими источниками и подтверждает стремление восточных владык заполучить в качестве союзников аланские отряды.
В период правления царя Амазаспа (по Л. Мровели — 242-272 гг.) в Иберию «пришли Двалетским путем многочисленные войска овсов. Амазасп не чуял наступления овсов прежде, чем они перешли горы (Кавказские). Явились овсы и восемь дней стояли они над Лиахви на привале, не устраивая никаких набегов, ибо пришли они (лишь только) с целью сокрушения города Мцхеты». Этот поход, возможно, аланы предприняли по наущению противников Амазаспа, т.к. началась «смута в Картли». При активной помощи алан на престоле утвердился Рев — «царь-язычник», благосклонно относившийся к христианам, «покровитель горемычных». Его праправнук Аспагур (искаженное скифо-сарматское имя Аспарук — «имеющий много светлых коней»), на котором прервалась династия Фарнавазианов, для борьбы с экспансией персов отправился к аланам, «дабы привести войско из Овсети и укрепить города-крепости. Но по пришествии в Овсети Аспагура настигла смерть...» (Мровели 1979, с.35-37). В древнеармянской версии похода алан на Амазаспа в середине III в. также говорится, что они пришли «по Двалетскому пути» (там же, с.72 примеч. 128). Впервые за два с половиной столетия оказавшись в Картли в качестве врагов, аланы воспользовались не Дарья-лом, по которому они обычно приходили на помощь к иберийским царям, а перевалом в Туалгоме (современная Военно-Осетинская дорога). Путь через Туалгом Леонтий Мровели упомянул дважды и оба раза в связи с Аланией («Овсети»). Это обстоятельство, резонно подчеркивает Г.В.Цулая, свидетельствует о том, что туальцы «находились в тесном контакте с древнеосетинскими племенами, оказавшими несомненное влияние на их генезис» (там же, с.73 примеч. 129).
Активность алан на Кавказе, их огромный военный потенциал продолжал привлекать закавказских монархов. Царь Армении Трдат III (298-330 гг.), например, для укрепления союза с аланами взял в жены дочь их повелителя. Согласно Мовсесу Хоренаци, Трдат отправил аспета Смбата «привести в жены девицу Ашхен, дочь Ашхадара, которая ростом не уступала царю, (который) приказал записать ее в Аршакуни, облечь в пурпур, возложить на нее корону, дабы она могла быть супругой царя. От нее родился сын Хосров, который ростом не походил на своих родителей» (Армянские...1985, в. 1, с.35).
Современные армянские исследователи (Налбандян 1977, с.212; Габриелян 1989, с.72-73) отмечают внутреннюю связь имен Ашхадар и Ашхен, восходящих к одному корню — xsa «власть». Первый антропоним разбивается на составные xsa «власть» + dar «иметь» = «владеющий властью». Ашхен сопоставляется с осетинской формой axsin «княжна». Учитывая время, в которое жили носители антропонимов, внесем небольшую корректировку в понимание их имен. Ашхен точнее трактовать как «госпожа» (Абаев 1989, с.236), а не «княжна». Часть имени Ашхадар действительно восходит к древнеиран. xsathra. Если исходить из трифункциональной концепции Ж.Дюмезиля, то термин связан со второй, военной функцией и в догосударственный период означал «военную силу», «военную доблесть». По В.И.Абаеву, «эта семантика преобладает в осетинском». Своеобразие же аланского термина состоит в том, что xsar понимается как «высшее достоинство в бою» (там же, с.224-225). Т.е. антропоним Ашхадар следует переводить как «обладатель высшей воинской доблести», очевидно — военный вождь (багатар). Здесь же отметим, что именник предков осетин в основном состоял из т.н. «говорящих» имен. Большая их часть мотивирована, т.е. отражала различные стороны быта и окружающей среды (Козырева 1976, с.243). С этой точки зрения Ашхадар и Ашхен принадлежали, очевидно, к высшему слою аланской аристократии.
Предположение о территориальной близости Алании с Картли и Арменией подтверждается данными о расположении алан к северу от Абазгии (Равеннский аноним, IV в.) и вблизи лазов (Певтингеровы таблицы, 365 г.); в сасанидских надписях III в., в частности в надписи Картира на «Каабе Зороастра», аланы названы в описании границ Ираншахра, на севере доходивших до Кавказского хребта и Аланских ворот (Волкова 1973, с. 102; Ковалевская 1984, с.88).
Источник: Гутнов Ф.Х. Ранние аланы. Проблемы этносоциальной истории - Владикавказ: Ир, 2001.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |