§ 5. СКИФЫ И КАВКАЗ
В VIII-VII вв. до н.э. на Предкавказской равнине сложился сильный союз скифских племен. Это объединение, известное как европейские скифы, сразу же заявило о себе активной военной политикой. Переход к кочевому скотоводству уже состоялся и требовал расширения пастбищной территории. Общественное развитие скифов дошло до этапа разложения родового строя, когда на смену равноправию всех членов племени приходит сословное деление. Частно-семейная собственность на скот необходимая для успешных занятий скотоводством, привела к имущественному неравенству кочевников. Рядовые скифы были независимы и участвовали в народном собрании, но реальное руководство каждым племенем и всем союзом постепенно переходило в руки военной знати во главе с вождями. Это были представители тех родов и племен, которые еще в эпоху арийского единства закрепили за собой военную функцию Именно военные навыки и военная активность определяли теперь судьбу каждого человека и всего народа. Не случайно общественный строй который существовал у скифов в VIII-VII вв. до н.э., иногда называют военной демократией. Военно-демократическое устройство — это форма перехода от родо-племенного общества к государству и классовому разделению. Демократия сохраняется в виде народного собрания, а война становится главным источником богатства, без которого знать не может закрепить своего господства и создать государственное управление Ведь рядовые скифы были свободны, вели собственное хозяйство и не несли повинностей. А завоевать земледельцев, чтобы наложить на них дань, скифская аристократия пока не успела. Поэтому первые цари скифского союза повели свой народ в далекие походы. Изгнание киммерийцев. Начиная завоевание новых территорий европейские скифы столкнулись с другим объединением иранских кочевников _ киммерийцами. Эти ближайшие родственники скифов жили на Северо-Западном Кавказе и в прилегающих районах Северного Причерноморья. Великий древнегреческий историк Геродот приводит рассказ о том, как киммерийцы встретили нашествие скифов. Цари предлагали сражаться, но народ решил без боя отдать свою страну скифам. Тогда киммерийские цари разделились и стали сражаться друг с другом чтобы умереть на родине и покоиться в родной земле. Такая легенда свидетельствует, что скифы без особого труда взяли верх над киммерийцами 11ри этом часть киммерийцев покорилась завоевателям и вошла в состав скифского союза. Другие же отправились походом на юг - в страны Закавказья и Передней Азии. В конце VIII в. до н.э. киммерийцы уже обосновались на территории нынешней Западной Грузии. Оттуда они совершали набеги на царство Урарту. Сохранились донесения ассирийских разведчиков, которые описывают киммерийцев как опасных врагов. Киммерийская опасность состояла в новом вооружении и тактике конного боя, характерной для народов скифского мира. В первой половине VII в. до н.э. киммерийцы переместили свою активность в Малую Азию — на территорию современной Турции. Их участие в чужих войнах и собственные грабительские набеги прекратились около 650 г. до н.э., когда главные силы киммерийцев были разгромлены скифским царем Мадием. Скифские походы в Переднюю Азию. Западную часть Азиатского континента часто называют Передней Азией. Этот регион входит в число древнейших очагов земледельческой цивилизации, первые государства здесь возникли в III тысячелетии до н.э. Переднеазиатские страны привлекали северных иранских кочевников своим богатством. Суровых степняков должны были поразить рассказы об азиатских базарах и искусных ремесленниках, о роскошных дворцах и величественных храмах.
Вслед за киммерийцами и скифы направили свои походы за Кавказский хребет. Впервые это произошло в 70-е гг. VII в. до н.э. Вождем, который возглавил скифов в наступлении на Переднюю Азию, был Иш-пака. На территории нынешнего Азербайджана и в прилегающих южных районах скифы создали базу для своих набегов — так называемое Скифское царство. Оседлое население было обложено повинностями, сами скифы занимались только войной. Они пришли без женщин и обоза, наводя ужас дальнобойными стрелами и стремительными рейдами конных отрядов. В течение следующего века все армии взяли на вооружение скифские стрелы, которым нечего было противопоставить. Страх, который внушали скифы, ярко описан в Библии. В ветхозаветной книге пророка Иеремии, например, о скифах говорится как о Божьей каре: «Вот, я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, — говорит Господь, — народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб, все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, ...разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься». Первоначально скифы выступили против Ассирийской державы. Война закончилась около 673 г. до н.э., когда царь Ишпака погиб в одной из битв. Ему наследовал Партатуа, заключивший союз с царем Ассирии Асархаддоном. Очевидно, для закрепления достигнутого мира Асархад-дон отдал в жены Партатуа свою дочь. Ассирия очень нуждалась в союзе со скифами, потому что как раз в это время восстали подвластные ей мидяне. Их вождь Фраорт сумел объединить мидийские и другие иранские племена и добиться независимости. Вначале скифы поддержали Фраорта как союзника против Ассирии. На примере выхода мидян из-под своей власти Асархаддон осознал гибельность для Ассирии скифо-мидийского союза. Скифы были слишком значительной силой, и ассирийцы сделали все возможное, чтобы перетянуть их на свою сторону. Заключив союз с Асархаддоном, Партатуа вернулся на родину. Но часть скифских отрядов оставалась в Закавказье. В качестве друзей и союзников Ассирии скифы получили право контроля над Маннейским царством, когда царь маннеев попросил у ассирийцев помощи против народного восстания. По-видимому, скифские отряды сменяли друг друга, собирая дань с подвластного населения Скифского царства, совершая набеги или поступая на службу к соседним властителям. Одни возвращались в Европейскую Скифию, другие уходили в Переднюю Азию. Герои Нартовского эпоса совершали годичные, трехлетние и семилетние походы, а вернувшись домой, начинали готовиться к новым военным предприятиям. Эта особенность скифского образа жизни была неотъемлемой чертой военной демократии. В середине VII в. до н.э. скифский царь Мадий, сын и наследник Партатуа, совершил новый грандиозный поход, завершившийся двадцативосьмилетним господством скифов в Азии. Мадий провел свое войско по берегу Каспийского моря и ворвался в Мидию как раз в то время, когда мидяне объявили войну Ассирии. Возможно, Мадий был внуком Асархаддона и родным племянником его сына Ашшурбанапала, царствовавшего тогда в Ассирии. Во всяком случае, Мадий остался верен союзу, который заключил с Ассирией его отец. Помощь скифов была своевременной. События происходили около 652 г. до н.э., в период тяжелой войны с восставшим Вавилоном и другими подчиненными Ассирии странами, которые надеялись завоевать независимость. Мидяне решили воспользоваться трудным положением своего давнего врага. Царь Мидии Фраорт пошел походом на Ассирию, но потерпел поражение от скифов и погиб. Установив свое господство в Мидии, скифы отправились в Малую Азию, где истребили киммерийцев. Оттуда Мадий дошел до египетских владений в Сирии и Палестине. Фараон Псаметтих I богатыми дарами убедил скифов не продвигаться дальше. Поход Мадия произвел на современников неизгладимое впечатление. Сильное государство Урарту из-за скифской опасности признало над собой главенство Ассирии. Впрочем, через несколько лет Ассирия стала ареной гражданских войн, и скифы распространили свои набеги на земли бывшего союзника. Геродот писал: «Скифы господствовали в Азии двадцать восемь лет и все опустошили своим буйством и излишествами. Ибо, кроме того, что они взимали с каждого народа наложенную ими на каждого дань, они кроме дани совершали набеги и грабили что было у каждого народа». Владычество скифов не могло быть продолжительным, потому что они не заботились об укреплении своей власти. Обложив побежденных данью, скифы не создавали собственного аппарата управления, а сохраняли существовавшие до них государства. Скифское царство было прежде всего закавказской базой для набегов. Семья, дом, родина ждали скифского воина в северных степях. А Передняя Азия оставалась для него целью дальних походов, достойным военным поприщем, неисчерпаемым источником добычи и приключений. Конец скифского господства наступил, когда мидяне собрались с силами. Сын Фраорта Киаксар, ставший царем Мидии в 625 г. до н.э., вероломно истребил скифских предводителей. «Большинство их Киаксар и мидяне, пригласив на пир и напоив пьяными, перебили; таким образом мидяне спасли свое царство и овладели теми землями, которыми владели и прежде», — так рассказывает об этом Геродот. Обезглавив скифское войско, Киаксар нанес ему поражение — так завершились 28 лет скифской гегемонии в Азии. Скифское царство продержалось еще несколько десятилетий и прекратило свое существование в первой четверти VI в. до н.э. Скифы и кобанцы. Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Вторжение конных отрядов кочевников в Переднюю Азию происходило по кавказскому побережью Черного моря и через перевалы Большого Кавказа. Пользуясь перевальными дорогами, скифы очень скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. По данным археологии, зона постоянного скифского присутствия сложилась к северу от реки Куры и к западу от Арагвы. Важно заметить, что именно этот участок Главного Кавказского хребта никогда не служил границей между народами и культурами. По обеим его сторонам в раннем бронзовом веке жили племена куро-аракской культуры, а в эпоху поздней бронзы — кобанцы. Внутренним был этот хребет для территории средневековой Алании и Осетии нового времени. Легкость освоения скифами кобанской территории и тот факт, что именно этот район стал очагом непрерывной (от скифов до современных осетин) иранской этнокультурной традиции, некоторые ученые считают доказательством индоиранского происхождения кобанцев. С VII в. до н.э., когда начались походы через Кавказ, скифы оседали в среде носителей кобанской культуры, приобретая политическое господство над местным населением. По-видимому, первоначально в горных районах оставались жить небольшие группы воинов, которые женились на женщинах из кобанских племен. Горные скифские гарнизоны устанавливали контроль над перевальными дорогами, по которым летом шли в азиатские походы или возвращались из них конные отряды степняков. Скифы были очень заинтересованы в союзе с кобанцами, обладавшими не только опытом использования горных дорог, но и передовыми технологиями получения и обработки металлов. Кобанские металлурги с успехом выполняли необходимые в походе ремесленные работы, которые нельзя было возложить на военную элиту. Ведь арийская идеология требовала разделения труда между различными слоями общества. Участвовать в скифских походах могла, конечно, и кобанская аристократия. Археологи находят следы кобанского присутствия в южных районах Закавказья и в Передней Азии. Ярким подтверждением тесного взаимодействия скифов и кобанцев является инвентарь могильников позднекобанского периода. Его характерная особенность — сочетание традиционных кобанских и скифских черт в материальной культуре. Кобанские древности содержат даже «портреты» скифов. Таковы, например, изображения конного и пешего скифских воинов на бронзовом поясе из Тлииского могильника или глиняные фигурки бородатых скифов в типичных остроконечных шапках. К V в. до н.э. скифские элементы в культуре Центрального Кавказа стали настолько многочисленными, что археологи называют ее «скифоидной». Так в VII-VI вв. до н.э. начало складываться культурное и политическое единство кобанского Центрального Кавказа и скифского Предкавказья. На последующих этапах истории это единство привело к этнической общности. Значение походов в Переднюю Азию. Место Кавказа в скифской истории. Переднеазиатские походы дали мощный толчок развитию скифского общества и скифской культуры. Богатая военная добыча и дань с побежденных стран помогли скифской знати укрепить свою власть. Завершилось классовое разделение скифского общества. Необходимость держать в подчинении завоеванное население способствовала быстрому переходу от племенного союза к государству. Первой попыткой создания государства было Скифское царство, просуществовавшее в Закавказье около века. Скифские цари превратились из военных предводителей в могущественных владык. Их власть передавалась по наследству. Они могли устанавливать династические брачные связи с царскими домами мировых держав древности. В течение трех десятилетий VII в. до н.э. воля скифских царей определяла политическую ситуацию в западной части Азиатского континента. Под влиянием широких контактов с народами Передней Азии и Кавказа сложились самобытные черты скифской классической культуры, в том числе «звериный стиль» скифского искусства. Скифы сумели использовать лучшие достижения изобразительного искусства и ремесла кавказских и азиатских народов. Один из главных показателей высокой культуры — это способность не слепо заимствовать, а осваивать и использовать достижения других народов. Именно это и удалось скифам. Тот облик скифской цивилизации, который стараниями археологов известен сегодня всему миру, родился в VII в. до н.э., в период походов через Кавказ. Кавказ — неотъемлемая часть скифского мира. Предкавказские степи — родина скифов и савроматов. Горная зона Центрального Кавказа и Закавказье были освоены скифами в VII в. до н.э. Археологи выяснили, что с момента своего возникновения скифская культура одинаково представлена по обе стороны Кавказского хребта. Хорошо известно единство кавказских и скифских технологий в железной металлургии. Сотрудничество скифов с кобанцами связало племена Центрального Кавказа с огромным миром евразийских степей и древних цивилизаций. Скифский мир создал высокую культуру, развитые формы хозяйственной жизни, сложную общественную систему и основы государственной власти. Совершенно естественно, что кобанское население постепенно ассимилировалось в скифо-сарматской среде.
М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"
при использовании материалов сайта гиперссылка обязательна |