§ 18. ОТСТУПЛЕНИЕ В ГОРЫ
Перемена судьбы. В XIII в. татаро-монголы разорили и разграбили равнинную Аланию, сожгли богатые и многолюдные города, угнали тысячи пленников. Горные аланы сумели отстоять свою свободу и даже укрыли от преследования беженцев с равнины. В XIV в. равнинные города и селения начали возрождаться, оставаясь под властью Золотой Орды. Но в конце XIV в. в Аланию пришел среднеазиатский завоеватель Тимур. В отличие от монголов, воины Тимура прорвали оборону горных ущелий. Новые завоеватели разрушили и сожгли города, вывезли все ценности, пленных обратили в рабство и увели из страны. Походы Тимура в Осетию завершились почти поголовным истреблением народа. С этого времени путешественники и летописцы сравнивают когда-то цветущую Аланию с безлюдной пустыней. «В ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, а там погибли или были истреблены. Поля Алании лежат широким простором. Это пустыня, в которой нет владельцев», — так написано в польской хронике. События XIII-XIV вв. стали трагедией осетинского народа. Гибель в войнах и целенаправленное истребление населения Алании привели к полной потере равнинных территорий. Плодородная аланская равнина, широко раскинувшаяся между Лабой, Кумой и восточными притоками Терека, служила экономической и политической базой Аланского государства. Монголы и Тимур разрушили эффективную хозяйственную систему, которая сложилась еще в первом тысячелетии нашей эры. Разделение труда и обмен между жителями равнины и горной зоны, развитая сеть ремесленных и торговых центров, контроль над караванными путями делали Аланию богатой страной. С утратой равнины погибла идея возрождения Аланского царства, вдохновлявшая освободительное движение в XIII-XIV вв. Небольшие по численности группы осетин, сохранившие жизнь и надежду на будущее, укрепились в горных ущельях. Первоочередной и главной целью людей было выживание. Горную Осетию начала XV в. можно сравнить с островом, где после крушения спасаются остатки корабельной команды. Следствием всеобъемлющей катастрофы XIII-XIV вв. стал срыв в историческом развитии. Рухнули основы феодального государства и общества. Погибли богатства, создававшиеся веками. На смену высокоразвитому хозяйству пришло разорение. Прервалась тесная связь со средневековыми цивилизациями Европы и Азии. Это и вправду было крушением. Страна могущественных князей и богатых купцов, страна теснивших друг друга городов и селений, поставлявшая наемнические армии ближним и дальним соседям, привыкшая быть дипломатической и торговой посредницей между Западом и Востоком, — теперь эта страна превратилась в маленький горный остров, почти изолированный от мира и всеми забытый. Резкое изменение условий жизни всегда вызывает остановку на историческом пути народа. Понять это нетрудно. Князь, потерявший вотчину и дружину, ограбленный купец, обнищавшие крестьянин и ремесленник оказываются равны, если общество, в котором они жили, перестает существовать. Князь нужен там, где есть государство, войско и земля, населенная крестьянами. Купец не может оставаться купцом, если нет торговли. Даже ремесленнику — например, гончару, для работы нужны не только глина, гончарный круг и печь. Еще прежде глины ему нужны заказчики, которые смогут прокормить его в обмен на горшки и кувшины. Проще всего сохранить «профессию» крестьянина — земледельца и скотовода. Сельское хозяйство — основа средневековой экономики, источник продуктов питания, простейших товаров и ремесленного сырья. Если есть возможность трудиться на земле, вести крестьянское хозяйство, — сохраняется и надежда построить дом, вырастить детей, возродить народ. Когда прежние отношения в обществе разрушены, якорем спасения становится крестьянская община. Соседская сельская община — очень древний коллектив, возникший в эпоху разложения родового строя. Общая собственность на землю, взаимопомощь, круговая порука, коллективная безопасность и самоуправление — вот главные черты общины. Особенно велико ее значение в суровых природных условиях гор. Общинные связи защищают каждого человека и помогают выжить всему обществу. Поэтому общинный строй и стал в XV в. началом нового исторического движения.
Катастрофа XIII-XIV вв. заставила осетин отступить в горы и вынудила вернуться к старым формам организации общества. Отступление в горы имело не только территориальный смысл. Возвращение от феодализма к общинному строю, от государственной власти к народному собранию можно назвать «историческим отступлением». Отброшенная назад и почти уничтоженная, Осетия осталась независимой, непобежденной. С XV в. осетинский народ начал заново строить свою судьбу. Алан, которые в конце XIV в. отстояли горную часть своей родины, сохранили язык и культуру, в исторической науке чаще называют осетинами. Это позволяет отличать небольшую горную страну XV и последующих веков от разрушенного государства, имевшего обширную территорию и многочисленное население. Русское название страны «Осетия» и производное от него имя народа «осетины» происходят от грузинского корня. Связи между Аланией и Русью, прерванные в конце XIV в., были восстановлены лишь через три столетия — в начале XVIII в. К этому времени русские успели забыть древнее славянское слово «ясы» и заимствовали грузинское название Алании — «Осети». Из русского языка слова «Осетия» и «осетины» попали и в другие европейские языки. Население Осетии в XV — начале XVIII в. После XIV в. границы населенной осетинами территории сдвинулись до пределов горной Алании. Но и эта территория постепенно сокращалась. Жители пограничных ущелий вошли в состав соседних народов. Такие группы осетинского населения участвовали в истории балкарцев и карачаевцев, кабардинцев, ингушей, грузин. Потеря родного языка и культуры приводила их к слиянию с чужим народом. Только к XVIII в. территория, населенная осетинами, приобрела очертания современной горной Осетии, хотя насильственное сокращение осетинских земель продолжалось и позже. Горы Осетии сделались колыбелью возрождающегося народа. Еще в эпоху государственности там были созданы военные укрепления, дороги и таможни. В горах было мало удобной земли, к ней относились очень бережно и хорошо ее обрабатывали. На альпийских лугах пасли скот. На перевальных дорогах брали плату за проезд и охрану. В начале XV в. спасшиеся от гибели разрозненные группы осетин оказались разбросаны по многим ущельям. Разделенные высокими перевалами, они могли выжить сами, но вряд ли сохранили бы свой народ. Сохранить жизнь целого народа куда труднее, чем спасти отдельных людей. Для этого нужно защитить язык и духовную самостоятельность народа — его религию, идеологию и мораль. Нужно продолжить древние традиции в хозяйственной, семейной и общественной жизни. Все это под силу только крупным общностям в несколько сот человек. Такие общности возникли в разных частях Осетии — это были очаги относительно плотного населения. Не случайно крупнейшим из них стало Алагирское ущелье. Оно отличалось природными удобствами для обороны, сложной системой укреплений, отлаженным контролем над перевальной дорогой, ведущей в Закавказье (позже эта дорога называлась Военно-Осетинской, сейчас она известна как Транскавказская магистраль). В прежние времена в Алагирском ущелье располагалась одна из горных резиденций царя Алании. В XV в. здесь оказалось достаточно населения, чтобы сохранить язык и культуру, успешно бороться с внешними врагами. Другие крупные общности сложились в Дигорском и Кударском ущельях Осетии. Выходцы из таких очагов постепенно осваивали малонаселенные соседние районы. Численность населения Осетии начала XV в. неизвестна. Тогда некому было заниматься подсчетами. Наверняка результаты такой переписи были бы небольшими — от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. XV-XVI вв. были периодом собирания сил, тяжелой борьбы за выживание. Фольклорная память народа сохранила образ безымянной Матери-спасительницы. Знаменитая народная песня о Задалеской Матери рассказывает о гибели войска и разорении страны, о том, как единственная женщина, избежавшая гибели, собирает на пепелищах осиротевших детей. Она ведет их в горы и прячет в пещере, защищает от диких зверей и кормит лесными плодами. Дети вырастают, основывают селения, становятся новыми родоначальниками народа. Так поется в песне, которой шесть веков. Осетины не помнят имени этой женщины, потому что называют ее просто «Задалески Нана» — Мать из Задалеска. Она причислена к лику святых в народной религии, ей посвящен храм в селении Задалеск и ежегодный праздник. Временем возрождения стали XVII и XVIII века. В XVII в. еще не были восстановлены внешние связи Осетии, она оставалась «замкнутой» горной страной. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, проехавший по Северному Кавказу в середине XVII в., умудрился не заметить осетин. Но уже в XVIII в. Осетия превратилась в густонаселенную страну. Начался поиск возможностей возвращения на равнину. Резко возросли политическая активность и политическое значение Осетии. Ее желание присоединиться к России обострило международные отношения на Центральном Кавказе и встретило противодействие Грузии и Кабарды. К XVIII в. относятся и первые сведения о численности осетин. В 1742 г. грузинские священники сообщили российской императрице Елизавете, что население Осетии составляет более двухсот тысяч человек. Это примерная и, может быть, даже завышенная цифра. Ведь первую перепись провели только в XIX в. Впрочем, ни у кого не вызывает сомнения, что уже в середине XVIII в. Осетию справедливо называли «много-людственным краем».
М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"
при использовании материалов сайта гиперссылка обязательна |