поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
Banda Casino  
 
§ 22. СОСЕДИ ОСЕТИИ
Автор: 00mN1ck / 13 апреля 2007 / Категория: История Осетии » Осетия в XV — начале XVIII в.
§ 22. СОСЕДИ ОСЕТИИ


Народы Кавказа. Все народы Кавказа принадлежат к трем языковым семьям: индоевропейской, кавказской и алтайской.
Осетины — единственные индоевропейцы на Центральном Кавказе. Курды и талыши Закавказья и таты Дагестана вместе с осетинами входят в иранскую группу индоевропейской семьи народов. Еще одну ветвь индоевропейцев составляют армяне.
Кавказская языковая семья делится на четыре группы: абхазо-адыгскую, дагестанскую, нахскую и картвельскую.
Народы абхазо-адыгской группы — абхазы, абазины, убыхи и адыги. Адыги — это общее имя кабардинцев и родственных им народностей, которые сегодня известны под общими именами адыгейцев и черкесов. Среди них — шапсуги, абадзехи, бжедуги, натухайцы.
Дагестанскую группу народов составляют аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, удины.
Нахские народы — ингуши, чеченцы, карабулаки и бацбийцы. Карабулаки, так же как и убыхи, сегодня уже не живут на Кавказе — эти народы переселились в Турцию в 60-е гг. XIX в.
На языках картвельской группы говорят грузины и их близкие родственники — сваны и мегрелы.
Из алтайской семьи языков на Кавказе представлена тюркская группа. Тюркские народы — азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы.
Многоязычие Кавказа, многоцветье его культур складывалось тысячелетиями и с древнейших времен поражало воображение путешественников. Важной частью истории народов Кавказа был обмен хозяйственными и культурными достижениями. Взаимное обогащение языков и фольклора сближало разные по происхождению народы. Похожие обычаи и родственные связи укрепляли добрососедство. Конечно, случались и конфликты, мир иногда сменялся враждой. Но знаменитая воинственность народов Кавказа всегда означала не стремление к войне, а умение защищать свою свободу.
В XV-XVIII вв. соседями Осетии были кабардинцы, балкарцы, ингуши и грузины.
Кабардинцы. После походов Тимура Золотая Орда утратила контроль над северокавказской равниной. Гибель Аланского государства, истребление населения заставили осетин отступить в горы. В конце XIV — начале XV в. на освободившуюся аланскую равнину с Северо-Западного Кавказа передвинулись кабардинцы. С XVI в. они уже занимали предгорья и степи Предкавказья от верховьев Кубани на западе до бассейна Сунжи на востоке. Кабардинцы оставались северными соседями осетин до конца XVIII в., когда они покинули равнину, прилегавшую к территории осетинских обществ.
Кабардинцы были прекрасными скотоводами, они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз. Особенно славились кони кабардинской породы. Зимой стада держали в степи, а летом перегоняли на горные пастбища. Меньшую роль в хозяйстве играло земледелие. Пахали тяжелым деревянным плугом с железным лемехом. Сеяли просо, ячмень, полбу, пшеницу. Крестьяне держали домашнюю птицу и пчел, возделывали огороды, занимались домашними промыслами и ремеслом.
Кабардинцы жили на предгорной равнине и время от времени переносили свои селения на новое место. Сроки перехода зависели от истощения земли, наличия военной угрозы или междоусобиц. Дома строили глинобитные с деревянной основой из столбов, оплетенных прутьями.
Общественный строй кабардинцев был феодальным. Верховная собственность на землю принадлежала князьям-пши, которые делили Ка-барду на уделы. Князья возглавляли свой народ в дни мира и на поле битвы. Их жизнь считалась неприкосновенной, они стремились сохранять «чистоту крови» и женились только на женщинах равного происхождения. Князьям подчинялись дворяне-уорки. Самые знатные из них имели собственные деревни с зависимыми крестьянами.
Народ делился на несколько сословий: свободные крестьяне — тлхо-котли, крепостные — оги и лагунапыты, рабы — унауты. Крестьяне выполняли установленные обычаем повинности, а рабы трудились в хозяйстве
своего господина.
В XV-XVIII вв. Кабарда сохраняла позиции крупнейшей политической силы на Северном Кавказе. Кабардинские князья не раз пытались подчинить соседние народы. Кабардинский язык некоторое время был одним из международных языков Кавказа.
Осетия имела тесные хозяйственные, политические и культурные связи с Кабардой. Основой этих отношений была взаимная заинтересованность. Кабардинцы нуждались в летних горных пастбищах, в обмен осетины получали возможность зимой пасти скот в равнинных владениях кабардинцев. В Кабарду, получавшую соль и другие товары из Крыма и Турции, осетины ездили для меновой торговли. Через перевальные дороги Осетии кабардинцы гнали в Закавказье лошадей на продажу.
Осетинская знать использовала помощь кабардинских князей для укрепления своей власти. Иногда осетинские аристократы становились ата-лыками (воспитателями) малолетних кабардинских князей и дворян. Другим способом сближения были смешанные браки, часто заключавшиеся в среде осетинской и кабардинской знати.
Балкарцы. Западными соседями осетин на Северном Кавказе были балкарцы, занимавшие ущелья рек Баксана, Чегема и Черека. Балкарцы — близкие родственники осетин, они происходят от алан и тюрков-половцев. После монгольского нашествия апано-половецкое объединение отступило в горы и постепенно перешло на тюркский язык. Но в балкарском языке много осетинских слов. В народной культуре балкарцев и
осетин много общих черт.
Главной отраслью хозяйства балкарцев было горное скотоводство. Разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей. Земледелие не могло прокормить семью горца. Пашен в горах было мало, на них выращивали ячмень, овес и пшеницу. У богатых людей встречались огороды. Балкарцы хорошо умели удобрять и орошать пахотные участки. Пахали деревянной сохой с железным лемехом. Почти все необходимое крестьяне производили в собственном хозяйстве. Мужчины обрабатывали дерево и кожу, женщины ткали сукна и шили, валяли бурки и войлочные ковры. В горах добывали свинец и железо. Среди балкарских мастеров особенно славились кузнецы и строители. Жили балкарцы в горных селениях, в каменных или бревенчатых домах.
Балкария разделялась на пять феодальных обществ. Высшее сословие называлось таубиями и владело большей частью земельных угодий. Народ состоял из свободных крестьян—каракиши, крепостных-чагаров и рабов-казаков.
Существуют легенды об общем происхождении балкарских таубиев и феодалов-баделиат Дигорского общества Осетии. Между таубиями и осетинской знатью существовали тесные родственные отношения. Тау-бии никогда не женились на девушках из простого народа. Зато их женами часто становились знатные женщины из Кабарды, Осетии и Карачая.
Близость в происхождении, хозяйстве, обычаях, фольклоре делали балкарцев и осетин добрыми соседями. Они постоянно обменивались изделиями ремесла, орудиями труда и опытом ведения горного хозяйства.
Ингуши. Восточными соседями осетин по северному склону Кавказа были ингуши. Им принадлежали ущелья рек Армхи, Ассы, Фортанги.
Как у всех горцев, основным занятием ингушей было скотоводство. Они держали овец и коз, коров и лошадей. На горных террасах сеяли ячмень, пшеницу, овес. Но земледелие требовало огромного труда и давало небольшие урожаи. Орудия труда и способы ведения хозяйства были такими же, как у других горцев. Жили ингуши в хорошо укрепленных горных селениях. Ингушетия славилась своими мастерами-строителями. Возведенные ими боевые, сторожевые и жилые башни до сих пор украшают горные селения.
Ингуши не знали сословного разделения. Их общественное устройство было родовым. Ингушский род назывался «тейпа». Все его члены были равны. Во главе родов стояли старейшины. Род мог состоять из нескольких фамилий. Выделялись сильные роды и богатые фамилии, которые стремились подчинить слабых соседей, даже захватывали их земли. Но все же равенство всех членов общества оставалось гордостью ингушского народа. Захваченные на войне пленники и купленные невольники превращались в домашних рабов.
Во главе большой ингушской семьи стоял старший мужчина. Он распоряжался имуществом, распределял каждодневную работу, участвовал в решении общественных дел. Женщина занимала высокое положение в ингушском обществе. Она пользовалась уважением и некоторой свободой, ее нельзя было обидеть.
Между осетинами и ингушами существовали хозяйственные, культурные, родственные связи. Особенно важен был обмен строительным опытом. Известны общие сюжеты в осетинском и ингушском фольклоре. От покинувших родину осетин происходят некоторые ингушские фамилии.
Грузины. Закавказскими соседями Осетии были грузины: на юго-востоке — мохевцы, хевсуры и пшавы, на юге — карталинцы, на юго-западе — рачинцы. После монгольского нашествия Грузия уже не смогла восстановить единое государство. Она распалась на несколько царств и княжеств. Осетия граничила с царствами Картли и Имерети.
Области Грузии различались природными условиями и занятиями населения. Рачинцы, мохевцы, хевсуры и пшавы — горные жители, скотоводы и земледельцы. Карталинцы — жители предгорий и плодородной равнины, хлебопашцы, садоводы, виноградари, животноводы. В городах Грузии развивалось ремесло, шла бойкая торговля. Столица Картли — Тбилиси был многонациональным городом, в нем жили армяне, евреи, курды,азербайджанцы.
В Грузии существовали феодальные отношения. Крестьянин-глехи жил в деревне дворянина-азнаури или князя-тавади, исполнял повинности в пользу господина и платил налог царю.
Грузинские цари происходили из рода Багратиони, с XIII в. все они были потомками царицы Тамары и Сослана Давида. В борьбе против персидских и турецких завоевателей грузинские цари опирались на дружественную Осетию. В Осетии они собирали силы для отпора врагу, а при необходимости находили приют и защиту от противников.
Многие осетины служили в грузинском войске. Сохранились грамоты, которыми грузинские цари жаловали осетин за верную службу подарками, землями, дворянскими званиями.
Тесными были хозяйственные связи Осетии и Грузии. Осетины ездили для торговли на ярмарки и базары Грузии, пользовались ее равнинными зимними пастбищами. Взамен грузины пасли свой скот на альпийских лугах Осетии. Через осетинские перевальные дороги Грузия поддерживала торговые и политические связи с Россией и северокавказскими народами.
Цари и князья Картли не раз делали попытки распространить свою власть на соседних осетин, но неизменно встречали отпор. Иногда по приглашению грузинских феодалов осетины переселялись в Грузию — на разоренные и опустевшие после войн земли.
Грузинский и осетинский языки много слов заимствовали друг у друга. Общие черты в обрядах, верованиях, фольклоре остаются свидетелями многовекового соседства и взаимного влияния двух народов.

§ 22. СОСЕДИ ОСЕТИИ


М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru