Этого времени история не дала. Началась Великая Отечественная война. Сегодня модно чернить СССР, называть, вернее, обзывать его кому как угодно и выгодно. Это дело совести каждого, да и есть за что его ругать.
Советская власть и Родина-мать - разные понятия, и защиту Родины в час смертельной для нее опасности ставить в зависимость от обид мнимых и действительных, от симпатий и антипатий - недостойно звания сына своей Родины. Предательство Родины презирается всеми народами. Мораль и достоинство человека, прежде всего, определяются его отношением к родине. Одним из решающих участков войны в 1942 году стала линия фронта на подступах к Владикавказу (Орджоникидзе).
На защиту города встало все его многонациональное население. Ополченцы и войска показывали чудеса храбрости, и в ноябре 1942 года здесь была остановлена и разгромлена группировка немецко-фашистских войск. Более 90 воинов, представителей разных национальностей, в боях на владикавказском направлении были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Кстати: 50 уроженцев самого Владикавказа удостоились этого высокого звания на фронтах Отечественной войны. Тысячи жителей Владикавказа за участие в его обороне были награждены орденами и медалями, но среди награжденных и участников обороны "родного ингушского города" не было ни одного ингуша.
В том нет вины всего ингушского народа. Сама действительность того времени в Ингушетии была такова, что господствовала безоглядная власть родовой (тейповой) и религиозной верхушки, которая, имея определяющее влияние на боеспособную часть ингушей, толкнула их на путь измены. Этим силам удалось организовать хорошо вооруженные, профашистски настроенные банды.
До 1944 года (по данным партархивов- ЧИ АССР и СО АССР) было ликвидировано 230 бандформирований. Было изъято 18 тысяч единиц стрелкового оружия. Всем, знакомым с тактикой ведения борьбы с бандформированиями, особенно в горно-лесистых местностях, известно, что для обезвреживания одного бандита необходимо участие в операции не менее 7-10 человек. В связи с этим Красная Армия вынуждена была выделить на борьбу с ингушскими бандами Московскую особую дивизию НКВД, 317-ю, 319-ю, 242-ю стрелковые дивизии, воздушно-десантный полк и другие части, т.е. целую полнокровную армию.
В Ингушетии в это время выходила фашистская газета "Газават" под девизом: "Аллах над нами, Гитлер с нами!" Короче говоря, 2/3 всей Чечено-Ингушской республики оказались под контролем бандформирований.
Массовым явлением стало дезертирство. В марте 1942 года в ЧИ АССР насчитывалось 13 тысяч дезертиров. В январе 1943 года в республике по просьбе ее руководства была сформирована 14-я кавалерийская дивизия из 3 тысяч вооруженных всадников, но еще до прибытия дивизии в г. Ростов-на-Дону из нее дезертировало 1750 человек. Более подробные данные о бандитизме и дезертирстве, вплоть до списочного состава и количества убитых и раненых солдат и офицеров Советской Армии, имеются в архивах госбезопасности Чеченской республики, госбезопасности России, Политбюро, Президиума Верховного Совета СССР и Министерства обороны.
Опубликование этих архивных материалов внесло бы ясность в историю ингушского народа: как в биографии многих из тех, кто определяет сегодня настрой ингушского народа, так и тех честных ингушей, кто с оружием в руках защищал Родину, но тем не менее они и их семьи безвинно были репрессированы. Ингуши и мировая общественность, к которой их "лидеры" так часто и охотно обращаются, должны знать правду.
Данные об ингушском бандитизме и дезертирстве в годы Великой Отечественной войны приведены не в целях оправдания насильственного выселения ингушей в 1944 году. Бесспорно, это преступление. Если мы признаем, что нет народа-преступника, есть только конкретные преступники, то ведь и наказанию должны подвергаться именно они, но не целые народы. Случился факт чудовищного насилия, совершенного по отношению ко многим народам, и сегодня правду об этом нужно сказать во всей ее полноте, а не выборочно, как это пытаются делать некоторые, скорее всего кровно заинтересованные в полуправде-полулжи псевдоисследователи.
Полная же правда в том, что кроме официально депортированных в 1944 году народов, насилие было учинено в отношении других народов, в том числе и осетинского народа, который за тридцать лет после октября 1917 года четырежды подвергался откровенному насилию. В то же время ему приписывают злодеяния в отношении ингушского народа и называют баловнем милостей "великого вождя и отца народов", забывая вспомнить и перечислить акты насилия в отношении самого же осетинского народа.
В 1926 году от Осетии была отторгнута ее территория на левом берегу Терека площадью более 8 тыс. гектаров (с. Балта, Чми, Редант) и передана Ингушетии, а осетины были переселены в другие села Осетии (Центральный госархив СОССР, ф.50, оп-1, д.63,81).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года ингуши были выселены в Казахстан и на их место насильственно была переселена часть осетин из Грузии, которая вынуждена была оставить свои благодатные земли. Насильно также были переселены жители горных сел Северной Осетии. За недостаточностью осетинского человеческого материала пустовавшие в прошлом казачьи, затем ингушские дома были заселены гражданами из разрушенных войной центральных областей страны. Призыв: "Колхозы организованы, требуются колхозники!" был насильственно выполнен, но без хотя бы формальных законодательных актов, а в силу всяких постановлений.
Так, совершенно секретное постановление СНК СССР от 9 марта 1944 года обязывало Совнарком СО АССР переселить до 15 апреля 3000 семей. В постановлениях СНК Северной Осетин от 14 марта слово "обязать" повторено 5 раз! Четыре из семи пунктов постановления СНК СО АССР от 14 апреля 1944 г. начинались словом "обязать".
Несмотря на принимаемые жесткие меры, план "переселения выполнялся плохо". На заседании Переселенческой комиссии 25 марта 1944 года председателю даргкохской комиссии Хозиеву было указано "на слабое развертывание работы по переселению в новые районы", т.к. "из 400 семей по плану отобрано 159. К переселению по существу не приступили..." На другом заседании комиссии председатель исполкома Дигорского района Туаев отметил, что из планируемых по разнарядке 200 семей переселенцев "заявлений пока 70". Председатель Кировского исполкома Козырев подчеркнул, что желающих переселиться нет".
Летом 1944 года поступила новая "разнарядка", согласно которой Постановлением СНК СО АССР от 14 июля утвержден "план дополнительного переселения 1571 семьи". Так как для выполнения "плана" осетинских семей явно не хватало, решили "недостающее количество (271 семью) заселить за счет населения соседних республик и областей".
Показателен пункт 2 этого Постановления: "Обязать председателей исполкомов райсоветов депутатов трудящихся, зав. райзо, председателей сельисполкомов и колхозов организовать массово-разъяснительную работу среди населения о переселении в новые районы республики, обеспечив выполнение плана по переселению к 1 декабря 1944 года". Этим же постановлением предписывалось "систематически проводить организационную и политико-массовую работу среди переселенцев, направленную на закрепление переселенческого контингента на новое место жительства и особенно повести решительную борьбу с незаконным выселением".
Последняя установка перекликается со средневековым указом о закрепощении крестьян. Несмотря на столь жесткие меры, отток переселенцев продолжался, поэтому были приняты новые драконовские директивы. Постановление СНК СО АССР от 18 мая 1945 г. гласило: "4. Запретить исполкомам райсоветов депутатов трудящихся и правлениям колхозов переселение колхозников из закрепленных за ними домов".
Можно привести другие факты и документы, свидетельствующие о беззаконии и произволе в эти печально известные годы. Они говорят о втором насилии, учиненном властипредержашими, после известного геноцида по отношению к осетинам в Грузии в 20-х годах, когда около 7 тысяч осетин были физически уничтожены, а десятки тысяч бежали в Северную Осетию. Геноцид в отношении осетинского народа со стороны грузинских фашиствующих националистов повторился и продолжается в наши дни. За эти последние годы в Северную Осетию из Грузии бежало около 80 тысяч осетин.
А.Д. Туаллагов "Истоки трагедии", Владикавказ 1993
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |