АВТОРСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Идут споры о том – как должно быть организовано застольное моление Кувд. Как должны говориться молитвы Кувд? Как расставляются доли жертвенного животного? Что можно и чего нельзя выставлять на застольной молитве Кувд? Что различает Нуазæн и Кувдэ Бар? Когда и кому положено возносить молитвы Кувд стоя и сидя? Когда пить стоя и когда сидя? Что различает порядок молений Кувд на похоронах от всех других случаев и т.д., и т.п. Это простые вопросы и ответы на них следуют из логического строя Идеологии Кувда. Но какая она – идеология кувда? Этот вопрос ставится впервые.
Этим изданием основ краткого и любых иных справочников мы предоставляем широкому читателю возможность увидеть всю панораму Ир-ас-аланского Празднества, выстроенную на исследованиях Культов и Обрядов ир-ас-алан в контексте арийской идеологии. А возможно - и понять Идею каждого из тысячелетних этапов Истории этой Идеологии, которая, как мы уверены едва ли не все, нам известна. Но раз существуют перечисленные вопросы, то мы скорее воображаем, что знаем…
Для ответа на эти вопросы можно было написать что-то гораздо более простое, не требующее от читателей никакой логической работы ума. Однако понять наследие предков можно только умом. Сам тот факт, что перечисленные в начале вопросы жарко дискутируются, говорит о высоком интересе к наследию предков и это значит, что десятилетия шельмования «диких верований» предков всё таки не у всех отняли способность мыслить. Это и заставило предложить читателям текст несколько более научный и потому сложноватый, но не очень. Зато освоив стратегический стержень идеологии Кувда, ответы на тактические и массу технических вопросов ЧИТАТЕЛЬ УЖЕ БУДЕТ СПОСОБЕН ДАВАТЬ САМ! Их основной набор невелик и его проще опубликовать позже в виде приложения к краткому справочнику или даже в прессе.
Это издание я посвящаю тому, что известно небольшому числу людей как «Театрэ Фæз æмæ Цала», и особенно тем из них, кто прожил с 1989 по 1993 год на Трёх Цхинвальских Четвёртых этажах… На Театрэ Фаз и Цала началось то, что потом занимало горстку людей на Трёх Цхинвальских Четвёртых этажах, и через всё это пролегал путь от воображения, что мы ЭТО знаем - к пониманию ЭТОГО. Сегодня ЭТИМ занимается общественная Академия Реставрации, которая продолжает продвижение по мере возможностей. Но их очень мало – возможностей и участников, потому читателю надо самому помочь себе в понимании грандиозной конструкции этой Идеологии.
До выхода исследований арийской идеологии никто не изучал влияние Ир-ас-аланского Единобожия на другие, в том числе и современные мировые религии. Вообще существует научное заблуждение по поводу того, что «до советского периода осетиноведение было плохо развито» и «решающий вклад в изучение осетинской этнокультуры сделан советской наукой». Вопрос в том – ЧТО ИМЕННО было плохо развито в досоветской науке, и ЧТО КОНКРЕТНО улучшила советская наука в изучении конкретно ир-ас-аланской истории и культуры? И нужно ли считать науку после 1985 года и особенно после 1991 года - после распада СССР, тоже советской?
Эти вопросы информативны сами по себе и важны для понимания того, какие ограничения накладывала методология советской науки на исследования, особенно исторические. Бытовала и крайне отрицательная оценка науки Истории этого периода, в общем виде она выражалась так – «в советской науке истории прошлое меняется не предсказуемо, и только светлое будущее известно точно»… Но «светлое будущее народов СССР» оказалось непредсказуемо почти так же, как их прошлое… Это касается не только историй так называемых «малочисленных народов» СССР, но и истории русского народа! Неверно и утверждение, что малочисленные народы нуждаются в великих историях больше, чем многочисленные – великие истории создают себе все народы, а ложь в китайских летописях лишь немного превосходит в этом русские, грузинские и иные летописи… Малочисленные народы делают это в основном тогда, когда их настоящее беспросветно и возникает спрос на достоинство, которого нет в настоящем - и тогда его ищут в великом прошлом…
Вообще наука История, в том её разделе, который сложился после появления письменности в виде записанной истории, не может считаться достоверной, поскольку писалась грамотными людьми, которые всегда обслуживали интересы элиты - правящие группы и персоны. Вряд ли что-то иное, кроме, может быть, фиксации налогов, может вызывать большее доверие к неизвестным и известным древним авторам, но в описании родословных правителей, в том числе главных жрецов культов, не говоря уже о героях внутренних и внешних войн, искажения в интересах обслуживания великих родословных бывали значительными. Но и грамотных никогда не было много - и тем более в первые тысячелетия письменности, а создание великих родословных было актуально и задолго до появления письменности: всё это делалось устными мифами, легендами и преданиями. Их авторство тоже бывало индивидуальным, а доверия к тексту бывало тем больше, чем больше бывало участников в воспеваемых событиях - тем выше была их достоверность. Социально-иерархические мифы занимали место современных конституций и были конкурентной сферой творчества в эпоху сложения династий – в эпоху Истории Государств: великими родословными конкуренты утверждали свой статус в социуме.
Сколько текстов было сбито с камней, глиняных черепков и прочих носителей, сколько сгорело библиотек, когда перевороты и завоевания шли чередой, рождая заказы на новые великие родословные – это заново писавшиеся «истории»… Очевидно, что фольклорные тексты были более достоверным информативным источником, потому что их нельзя стесать, сбить, стереть с носителей, ибо они записаны в мозгах масс людей и многих поколений, а Нартиада прошла порядка тысячи поколений! И возникали они не в той среде, которая заказывала великие родословные: фольклор творился в среде участников событий и их современников, а их цензура более нетерпима к откровенной лжи, которую вполне терпят письменные тексты отдельных авторов, всегда зависимых от обстоятельств, а нередко бывших и вовсе рабами.
Но что объяснять читателям, когда они сами видят – что творится с историей даже последних ста лет! Даже последних пятидесяти лет! И даже последних двадцати…
Как фольклорные тексты, Нартиада представляет наиболее достоверный источник из всех известных, поскольку тексты прошли через тысячелетия, а собирание и запись текстов с 19 века вели везде, где они встречались на всём Кавказе. Так что можно сопоставлять и сравнивать одинаковые сюжеты в разных записях, даже у разных народов. Почти обо всех этих разделах Нартиады можно сказать, что это плохо исследованный материал, иногда даже плохо собранный, а сколько утрачено – и думать не хочется.
Разумеется, сказанное относится ко всему периоду изучения Нартиады, а не только к советскому. В последний период многое не сделано было из-за того, что чрезмерно развилось следование указаниям коммунистической партии, сводившееся к следованию догматизму её вождей. Иногда такое отношение переносилось и на положения, высказанные ведущими учёными. Из примеров последнего рода приведу два личных.
В годы аспирантуры я занимался пережитками военной демократии, но натыкался и на зороастрийский материал, поэтому в Дзауаджэкау (Владикавказе) я просил А.Х. Магометова, ведущего тогда этнографа севера Осетии-Алании, провести уточнение и запись встречавшейся мне информации. Тем более, что зиккурат в Лисри прямо говорит о зороастризме, а публикации первых российских проповедников христианства в Осетии-Алании говорят о противодействии зороастрийских традиций. Не стоит говорить о том, что зиккураты в Осетии-Алании, кроме Лисри, есть и в других местах – о них не знают и сейчас… Ответ Магометова вполне «советский»: «зороастризма в Осетии не было – так сказал сам В.И. Абаев»… Однако в последние годы появляются фиксации зороастризма в Осетии-Алании, об этом пишут уже и в России.
Или другой пример - фамильные предания. О них тоже известно очень мало: всего то Даредзановские Таурæгътæ, которые составляют «фамильный эпос», остальное гораздо мельче. Но очевидно ведь, что фамильные таураги имели все ведущие фамилии в ведущих ущельских общинах - Комбæстæ, и даже в сельских общинах - Гъæубæстæ/Хъæубæстæ. Между тем, фамилия «даредзантæ» сегодня не известна, но есть фамилии, признанные в ранге всеосетинской Культовой Элиты, о которых нет таурагов и это ставит вопросы. Вот эпоним жреческой фамилии «сидамонтæ» - «сидамон» (< Spitamen), связанный В.И. Абаевым со скифо-сарматскими жреческими функциями. Между тем, о собственно жреческих функциях этой фамилии нет сведений, кроме разве что выражения Sidæmontæ wælimontæ æmæ dælimontæm iugъuyzon kuvtoj – «Сидамоновы одинаково молились уалимонам и далимонам». Буквально то же говорили о фамилии Турмантæ, но фамилия эта не всеосетинского значения (возможно, это был жреческий статус в сельской общине – Гъæубæстæ, и только в определённом регионе). Для полноты картины отметим, что формула с «молением уалимонам и далимонам» относилась и к «кæлæнгæнæг» (- «ворожеи», «колдуны»), или «къулбадæг» (-«сидящие у стен/колдуньи»).
Другими словами, «молившиеся уалимонам и далимонам» безусловно связаны с культовыми процедурами и ясно – с какими. Потому что в есть священные сооружения– Ard-a-Mon-gæ Kasa-Ary (-«истинно наставляющие Разуму храмы рождений», в Нартиаде это Ard-Amongæ Xæzar). Но большего не сказать – нет записей фамильных преданий.
В фамильных преданиях есть такое, чего нет в Нартиаде и наоборот. К примеру, в Нартиаде есть далимоны (-«нижние моны»), и есть храмы Мон, но нет уалимонов (-«верхних монов»), как нет и Сидамонов… В Нартиаде нет и самой структуры Мыслимого Мира Мон, хотя он легко обнаруживается. Нет в Нартиаде и всей массы осетинских фамилий. И это понятно - фамилии образовались позже тех эпох Нартиады, когда её самая ранняя идеологическая конструкция обслуживала возрастные группы рода Наф: коллективы мужчин (нарт) и женщин (сэрт) дуально-родовой брачной системы восходят к самым ранним формам брака - группового. Только спустя десятки тысяч лет сложилась трёхпородословная иерархия трёх поселений (Æртæ Сэхэ – Æртæ Мэггаг) Родовой Общины, и ещё с десяток тысяч лет на этой основе формировалась трёхпородословная Территориальная Община патриархальной эпохи с завершающим включением четвёртой породословной – витязей Astæ (Астæ). И это было переходом к эпохе ранних Государств.
Информативность фамильных преданий несомненна уже потому, что эпоха Фамилий – это последняя эпоха Нартиады, пришедшаяся на времена перехода от родовой общины к территориальной общине (раннему государству) - до писаной истории. Потому по фамилиям нужно собрать хотя бы то, что ещё возможно. И уже сдано в издательство исследование «Методология ранней истории образования и искусства», где мы, в соавторстве с А. Хачировой и А. Чочиевой, сделали первую попытку анализа известных фамильных таурагов в контексте арийской идеологии и веры.
Всё это ставит и очень специфический вопрос – ЧТО ТАКОЕ ВЕРА. Это вопрос, ответ на который не сводится к обычным объяснениям, принятым в советской науке. Сегодня установлено, что в мозгу есть структуры, которые функционально обслуживают Веру. И установлено также, что верующие живут дольше неверующих, так что и вопрос «почему на Кавказе много долгожителей?» склоняет к ответу – ПОТОМУ ЧТО ВЕРА НА КАВКАЗЕ - НАИДРЕВНЕЙШАЯ. Ибо долгожительство зависит от Норм Поведения, точное следование которым зависит от состояния Веры, то есть биофизиологические последствия могли сказаться на эволюции мозга только если это продолжалось достаточно долго в условиях определённых Норм Поведения, тогда это могло иметь физиологическим следствием долготу жизни. Подчеркнём, что эволюция таким образом формирующегося мозга должна была продолжаться многие тысячи лет, чтобы возникло то, что мы называем «сознанием» и в нём эволюционно сформировались структуры, обслуживающие Веру.
И только Нартиада даёт материал, который в пределах одного источника позволяет обозревать этот гигантский период времён и эпох эволюции Норм Поведения – в десятки тысяч лет. Здесь повторим сказанное в другом месте ещё раз: Арийская Идеология – это продукт ИНТЕЛЛЕКТА, впервые в Истории осознавшего свою СИЛУ как ЭНЕРГИЮ обращений ПРИРОДЫ, совершающихся в установленной им ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ, и потому АБСОЛЮТНО ОТВЕТСТВЕННОГО за ПОРЯДОК её СУЩЕСТВОВАНИЯ. А.Р. Чочиев КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК "ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |