НАРТОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ ОБ «ОБИТЕЛЯХ РОЖДЕНИЙ» - ХÆЗАР < KASA-AR, И «курганах-склепах ВОСХОДЯЩИХ СТРАЖЕЙ-ВИТЯЗЕЙ» - ДЗÆПАС < DZÆPAS НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СЧКМ И РЕВОЛЮЦИЯ В СФЕРЕ БРАКА
Неолитическая революция (термин Г. Чайлда) - это освоение технологических навыков, обусловивших переход примитивных собирателей и охотников к производящему хозяйству /революция заняла эпоху с 8 тыс. до н.э. - до 5-4 тыс. до н.э./. Арена, на которой разворачивалась неолитическая революция – СЧКМ. Культовые помещения, раскопанные Мелаартом в Анатолии /Чатал-Гуюк, Хаджилар/ дают архиктектуру и культовый материал такого соответствия с контекстом Нартиады, что это поражает воображение!
Головы быков или коров составляют скульптурную композицию, на полу у стен «алтари» с одной или тремя поставленными одна на другую головами коров или быков. И яркие скульптурные изображения у стен из голов быков или коров с восседающими на этих головах женскими фигурами в адоративной позе /с воздетыми вверх руками/. Ученые трактуют женские позы адорации /поклонения-обожания/ на головах коров \или быков\ как древнейший образ самой Земли, призывающей силы небесные для оплодотворения, а быков и коров – как супружескую пару неба и земли {Даниленко, стр. 38-39}. Сразу отметим, что никто из учёных мира не привёл никаких текстов мирового фольклора или литературы, где бы сценография и функционеры культа в Склепе Чатал-Гуюка имели хоть сколько-нибудь схожее отображение. И подчеркнём, что всё это мы имеем в Нартиаде и так подробно, что это изумляет гигантскими глубинными реминисценциями, сохранёнными нам Нартиадой!!!
В Нартиаде два культовых помещения - это Лабиринт Разврата «гадза сэрдонэ хæзар» [< Syrt-Dana Kasa-Ar] – «жён-самок вместилище-обитель рождений», и Склеп «дзерассæйэ дзæпас» [< Tyr-Assa Dzæw-Pa-As] – «юная витязь-воительница восходящий страж-витязь веры». В склепе Чатал-Гуюка на головах коров восседают жрицы в позе адорации – на нашем языке мы сказали бы, что это поза молитвы КУВД. То есть жрицы призывают к оплодотворению небесные силы: на нашем языке мы сказали бы – жрицы призывают к детородной связи сильных мужчин.
Буквально то же самое происходит в Нартиаде: внутри Лабиринта Разврата «гадза сэрдонэ хæзар» происходят культовые действия: там образы женского оборотничества идеологемы «сэрдон» восседают в мольбе – кувдэ бадэнц /-сидят в молитвах/. При этом тот образ оборотничества «сэрдон», который восседает на голове коровы и возглашает молитвы кувд в Нартиаде, точно назван по изображениям в Склепе Чатал-Гуюка – это ЖРИЦА! В Нартиаде это подчёркнуто: алтарь-трон идеологемы «сэрдон» - это голова коровы, но не быка и это корректирует Мелаарта и других толкователей сюжета в Склепе Чатал-Гуюка. В Лабиринт Разврата Нартиады «на поводу у суки сэрдон» приходят мужи-самцы – самые виднейшие из Нартов, но прямо не говорится о детопроизводственных актах. Однако в Лабиринте Разврата сэрдонэ хæзар «рождаются» и «убиваются» дети и ПРОИСХОДИТ ЭТО РЕГУЛЯРНО и «убивают» их виднейшие из мужей-нартов!
Соционимы этих «мужей-самцов» - это говорящие идеологемы: «сосрук» [< SOS-RAUK] – «тепло-свет», «сослан» [< SOS-wÆL-uÆN] – «тепла высший смотрящий», «сосран» [< SOS-AR-uÆN] – «смотрящий за рождением тепла», «уэрэсмаг» [< uER-AS-AMA-wAK/g] – «рождающий витязей веры могучего нрава», «г/хамэс» [< GAMA-AS] – «иерархия витязей веры». Они регулярно «убивают» детей, которые регулярно «рождаются» после их визитов и их снова «убивают», чтобы они снова «родились». Это выражение сезонных годовых циклов природных рождений и смертей, расставленных между холодом-мраком – зимой, и светом-теплом – летом. На сезон холода-мрака приходится сезон «нерождений», когда «сил рождений» уже нет – к зиме они у природы иссякают и это время «тьмы» /Тар – в Нартиаде/. На сезон тепла-света приходится нарастание сезона «рождений», когда «тепло – Сос» и «свет – Раук» в природе нарастают и это время «жара-света» /Сос-Раук – «сосрук» в Нартиаде/.
Таким образом, в Нартиаде отложились все основные признаки сезонных летне-зимних культов «смерти»-«рождения» Природы и Рода-Племени. Природные враги Рода-Племени воюют со стражами-охранителями-защитниками Рода-Племени как «мрак-Тар-Мукар /тарэ-фэрт-мукара/» со «светом-теплом Сос-Раук /«сосруком/». Стражи-охранители побеждают с удлинением продолжительности дневной части суток - нарастают Тепло-Жар-Свет и «силы рождений» возрастают. С осени силы убывают – Колесо Солнца /-балсæджэ цалх/ укатывает «вниз по небосоводу /к югу/», силы «света-тепла» Сос-Раук иссякают по мере снижения Колеса Солнца по эклиптике - «со лба сосрука» до его «груди», а умирают на уровне «колен», листья опадают и начинается зима «нерождений».
Остаётся понять – почему эти великие акты «рождений» и «смертей», о которых молят жрицы и жрецы, могли вдруг предстать постыдными - в Нартиаде они «гадза» /развратные/. Объяснение простое - перед нами сюжеты перехода детопроизводственных групповых актов культа Лабиринта Разврата с восседанием жриц-жён «сэрдон» на головах коров, в новые индивидуальные брачные акты культа. В идеологии «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг достижение определённых возрастных порогов отмечали культами переходов: «умирал» ребёнок – «рождался» мальчик, «умирал» мальчик – «рождался» молодец для брака, «умирал» молодец – «рождался» полноценный самец-муж-нарт…
В ир-ас-аланскую эпоху всё больше ограничивается свобода сексуальных связей и уже «юная воительница-витязь дзерасса» отказывает первому из героев-небожителей «уасстэрджи-батрасу», сохраняя «верность мужу». Но она отказывает в «этой жизни» - потом она «умирает» и после этого в «другой жизни» уже не отказывает - она проходит праздничные обряды «рождения-смерти-рождения» Дзæуæггаг в Склепе-Лабиринте Нартиады. Девушек подвергали дефлорации витязи-жрецы – и в этот праздник все женщины доступны: дева «умирает» и «уасстэрджи-батрас» вместе со своим конём и псом «оживляют» её уже в статусе женщины вступлением с ней в детородные отношения. Конь и пёс в этом детопроизводственном акте делают его МИРОВЫМ БРАКОМ неба и земли.
Это полностью подтверждает толкования анатолийских сюжетов Мелаартом и дургими учёными: в Склепе-Лабиринте Нартиады каждый праздник нового света НОГ БОГ - в 8-6 тысячелетиях до новой эры - разыгрывался праздничный карнавал Gast/Qazt/ - «игрище-брожение-ныряние-танцы-пение». Такими были карнавалы плодородия и детородия анатолийских ари-ас-алан Нартиады - на карнавалах Гъаст/Хъазт достигавшие половой зрелости юноши и девушки проходили обряды «рождения-смерти-рождения» Дзæуæггаг – их испытывали на охрану сокровищ рода – нравов фæдгэ бæлас, они ныряли в воды брачных связей и как дети они «умирали». Их включение в детородные отношения было «рождением» в поколении жён /самок-сэрт/ и мужей /самцов-нарт/. Мы можем даже приблизительно назвать число участников этих празднеств, поскольку всё население – по числу членов семьи в 5-8 человек, в каждом из 900-1000 домов, на 10 гектарах поселения, в Чатал-Гуюке жило 4,5 – 6 тысяч человек {Кушнарёва, стр. 212}. Половозрелые нарты и сэрты составляли от 3 до 4,5 тысяч человек. Отметим, что уже в Нартиаде идеологема профанирована: не столько состав - фæдгэ, сколько смысл – вместо духовно-нравственной нормы «обычая/обряда» он снижен до еды /«яблоко»/. Применяли профанирование идеологические новационисты - ир-ас-аланские, как позже христианские.
В 5-4 тыс. до н.э. - через три-четыре тысячи лет после культов Нартиады из Чатал-Гуюка, начался переход в ир-ас-аланскую эпоху Нартиады с появлением всё более укреплявшихся индивидуальных брачных отношений: на это ушло тысячи лет. Свобода групповых половых отношений начинает ограничиваться, но долго сохраняется во времена празднеств, на которых все вступающие в детопроизводственную связь воплощают плодородные силы Неба и Земли. Учёные отмечают, в том числе и по изображениям Чатал-Гуюка, что фигурки жриц с руками у гениталий – это образы детопроизводственного акта, а с руками у груди – воскормительного. И даже эти радличия подчёркнуты в Нартиаде - резко отделены «рождающая мать» Дзерасса – от «нерождающей /воскормляющей/ матери» Сатана.
Объясняется это просто: к биологическому рождению детей в групповом браке интереса нет и нет установленных отцов – интерес есть только к тем, кто прошли возрастные обряды Дзæуæггаг и вступают в ряды полноценных производственных и детопроизводственных функций тружеников-охотников-воинов-самцов-нартов рода Наф и затем общины Бæстæ. В эту эпоху социально важно не «родить», а «воскормить» и поэтому высший статус Нартиады – это «неродившая мать нартов», то есть «воскормящая мать», её соционим это и выражает: «сатæна» [< æ-f-SAT-ÆNA] – «насыщающая мать».
Но в Трёх-Сэхную эпоху уже появляются парные брачные отношения, когда пары сохраняют отношения не только на карнавалах и иных культах плодородия, но некоторое время продолжают связь и после – и чем выше статус воинов-охотников-самцов-нарт, тем оправданнее они отсекают от доступа к своим жёнам-самкам-сэрт прочих сородичей. Но в рамках своего статуса общность жён сохраняется – потому в углу Нартэ Стэр Хæзар /-«большого дома нартов», то есть это дом дел «больших» - тут воля «именитых» нартов/, ставят деву - это развёрнуто в Нартиаде как установка идеологемы «сэрдон». В эпоху витязей Ас в Большом Доме Нартов им доступны все самки-сэрт, а их жёны Асса|ASSA в праздники доступны и нартам: воины-витязи Ас/AS /-«г/хамэс» имеют право на ночь с невестами всех нартов, а они имеют право на жён Асов уже только в периоды празднеств.
В кругу воинов-витязей уАс-Дана вырабатывается престижный комплекс отличий от остальной массы самцов-нартов: витязи Ас всемерно подчёркивают высший нрав своего статуса и поскольку теперь есть возможность определять личных сыновей в составе общего потомства, витязи Ас и рождающие от них «юные дамы-витязи тэрасса/дзерасса», заинтересованы объяснять превосходство своего статуса качеством своего детородного материала - «мужского семени мэг». И если в эпоху рода Наф ещё не было не только фамилий, но не было ещё и патронимий – ещё не было называния сынов по именам отцов, то теперь, когда отцы установлены, сыновья носят имена отцов! И все Три Сэха социума названы уже по именам отцовского семени нрава МЭГ-у/АГ. На этом этапе появляются великие отцы-предки, потомки которых отличают себя от других наследованием не только имущества и имени, но и наследованием статуса через семя - мэг: уже есть понятия хорошей и плохой наследственности отцов – сложилась идеологема «семени нрава», ставшая со временем индикатором «фамилий мэггаг».
Эту переходную эпоху Нартиады, называемую эпохой Æвэдэ-Вэдонэ Рæстæг /-время без отцов – отцовское, и время неплохое – плохое/, можно датировать, поскольку его индикаторы названы: это времена, когда закончилась эпоха без отцов и началсь отцовская эпоха. И без отцов - это было хорошее время, потому что не было борьбы за статус и имущество моё-твоё, а во время установленного отцовства социум разделился борьбой за моё-твоё. Другими словами, это времена распада ир-ас-аланской общности и начало положено Первой Парой Близнецов – это эпоха Склепа Чатал-Гуюка. Завершение – это эпоха Второй Парой Близнецов со сложением ас-аланской династической доктрины со статусом витязей веры Ас: это 5-4-е тыс. до н.э. И переходит в эпоху распада арийско-греко-армянской общности на Южном Кавказе в СЧКМ - в 3-2 тыс. до н.э.
Эта эпоха выразилась сложением первых государств Истории. А во времена Геродота – в первой половине 1-го тыс. до н.э. – границы стали возникать и к Северу от Кавказа. Можно считать, что между 5 – 2 тыс. до н.э. завершался переход от матриархата к патриархату {подробнее – «Нарты-арии и арийская идеология», книга 2-я}.
А.Р. Чочиев КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК "ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |