Главная > Ир-Ас-Аланское Единобожие > 03.ОТЛОЖЕНИЯ СТУПЕНЕЙ АНТРОПОГЕНЕЗА В НАРТИАДЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР И БОЖЬЕ ТВОРЕНИЕ

03.ОТЛОЖЕНИЯ СТУПЕНЕЙ АНТРОПОГЕНЕЗА В НАРТИАДЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР И БОЖЬЕ ТВОРЕНИЕ


10 июня 2007. Разместил: 00mN1ck
ОТЛОЖЕНИЯ СТУПЕНЕЙ АНТРОПОГЕНЕЗА В НАРТИАДЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР И БОЖЬЕ ТВОРЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ НАРТИАДА, ДАТИРОВКА ЭПОХ НАРТИАДЫ И ТЕРМИНОВ НАРТИАДЫ


Что такое Нартиада в нашем понимании? В «нартиаду» мы включаем не только сам нартский эпос, под названием которого, кстати, обращаются ещё как минимум – два, а то и три эпоса.

Первый из них нартский - это наиболее ранние сюжеты о нартах, восходящие к эпохе военной демократии ари-ас-алан (индоевропейцев) – это время до 14-12 тысячелетий и герои его неперсональны – это мужские возрастные союзы Nartæ (нарты). Неперсональны и ведущие культ Жрецы – это «вепри», «змеи-драконы» и т.д., возрастные поколения мужского и женского пола воплощены в «коршунах», «голубях», «утках» и т.д. Идеология этой эпохи Нартиады выстроена вокруг зримого образа Fædgy Bælas (-«древо обычая-потомства»), и представляет первую по времени доктрину Нартиады – доктрину «следования Обычаям поколениями Потомков». Она возникла 45-30 тыс. лет назад. Древо Фæдгэ Бæлас было сакральным центром карнавалов рода Naf (-«наф» - это «пупок» и олицетворял родственную связь в эпоху матриархального рода). Бродячие охотники и собиратели этой эпохи переходили вслед сезонному созреванию растительной пищи, сезонному ходу рыбы и охотничьей дичи, расселяясь в средиземноморско-черноморско-каспийском междуморье и затем далее. По ходу распространяя праздники своего родства.

Второй - ахсартаговский: это эпос, принадлежащий эпохе военно-аристократического этапа истории ари-ас-алан (индоревропейцев) – это время от 14-12 тысячелетий до 5-4 тысячелетий до н.э. Герои его являются персонификациями социально-иерархических статусов, расставленных по «семени нрава» Мэггаг, и чаще принадлежат к породословию Æхсæртæг (< Ksaj-Ary-t-Wag – «сиятельно рождённые нравом»), но они бывают и из породословия Бори/Борæ (< Po-Ary – «страж /действенно/ рождённый»), и из породословия Алæг (< Wæl-Wag – «высшие нравом»). В эту эпоху Нартиады сложилась вторая (первая – Фæдгэ Бæлас) по порядку следования доктрина – это доктрина универсального порядка мира Ærtæ Myggag-Ærtæ Syxy («три семени нрава /фамилии/»-«три поселения»). Ни в одном фольклорном источнике мира, кроме Нартиады, нет ничего подобного доктрине универсального порядка обитаемого мира Ærtæ Myggag-Ærtæ Syxy, не считая отложений этой системы в евразийских мифологиях, выявленных Дюмезилем (в науке известны как отложения тернарной системы). В эту эпоху расселение продолжалось по всей Евразии, некоторые группы прошли в Америку по существовавшему тогда ещё перешейку на месте Берингова пролива.

В эту эпоху ещё сохраняется единство доктрины и культа, но соответственно возрастанию прибавочного продукта возрастало и значение силовых (военных) способов присвоения этого продукта, что делало военный промысел всё более важным, а после сложения скотоводства и особенно земледелия - и ведущим промыслом. Соответственно складывался специфический военный культ, в котором всё большее место занимает культ великих воинов и вождей. Эти культы занимают всё большее место в праздничных карнавалах, и Воины по значимости для Общины уже способны конкурировать со Жрецами – это начало эпохи Переворота Аристократов. Начинается отделение родовой элиты Общины от массы Общины Родичей (родственников): лучшие воины получают лучших женщин, и веками сложившаяся общность жён всё чаще нарушается, и нарты имеют доступ к женам вождей и героев только в праздники. Всё обособленнее и поселения: «аристократ» ( «дзерасса») - она дала начало всем династам Нартиады. Это означает, что идеология Нартиады стала основанием также и династической доктрины, складывавшейся в ир-ас-аланскую эпоху – с 5-4 тыс. до н.э.

К Нартиаде мы относим также Даредзановский эпос и Царциатский эпос, которые, в строгом смысле, не являются эпосами. Даредзановский и не назван «кадæг», как названы нартские. Он назван – Даредзантэ Таурæгътæ, а «таурæгъ» - это фамильные предания. Однако идеология и материал их верований точно соответствуют идеологии Нартиады. В Нартиаду мы включаем также Царциатские чудеса – Царциатэ Диссæгтæ, которые тоже отнесены к нартскому эпосу по идеологии и материалу их верований. Но легенды о сотворении мира известны только Нартской и Царциатской разделам Нартиады, поскольку остальные её составляющие либо являются её тематическими ответвлениями, либо гораздо «моложе».

К разряду наиболее древних разделов Нартиады мы относим моления – Аргъау, которые неточно переводят как «сказки», но это «моления» - аргъæуттæ, потому «церковь» называется Аргъуан. И, разумеется, к ним отнесены и гимны Силам Нрава («дауæг» < Taw-Wak|g – «сила нрава»), как «достойным жертвоприношений» («зæд» < Yazata) – это тексты «песнопений» Зартæ.

А.Р. Чочиев
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК
"ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru