|
|
Макеев Д.Б. Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религия, Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Кавказ во все времена привлекал исследователей своей самобытностью. Давно было очевидно, что духовная культура Кавказа - это сохранившийся островок некогда мировой культуры индоевропейских народов. Поэтому властями и учеными принимались меры по сохранению этой культуры, сбору материалов устного творческого наследия народа. В этом направлении было проделана большая работа. Этнографами осетин был собран обширнейший материал эпических сказаний нартов, даредзанов и царциат. Это колоссальный материал, для осмысления которого понадобится, вероятно, не одно поколение ученых-историков, обществоведов, религиоведов. В данной работе предложен анализ некоторых эпических и этнографических материалов с позиций религиоведения, приводится разбор ключевых эпических сказаний, проливающих свет на религиозное мировоззрение осетин. Мировоззрение, неотделимое от культуры Кавказа, от мировой культуры и верований древних индоевропейцев, легших в основу всех известных ныне мировых религий.
СОДЕРЖАНИЕ: От автора Глава 1. Религия и идеология (1/2) Глава 1. Религия и идеология (2/2) Глава 2. Традиционные верования осетин (1/3) Глава 2. Традиционные верования осетин (2/3) Глава 2. Традиционные верования осетин (3/3) Глава 3. Духовная практика Глава 4. Ассианство и мировая культура. (1/2) Глава 4. Ассианство и мировая культура. (2/2) Глава 5. «Æгъдау» и религиозное мировоззрение Глава 6. Борьба асов с дэвами и вайу Глава 7. Почему мы не приемлем христианство? Мысли вслух |
Мысли вслух |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Прежде люди ценили свою семью, свою фамилию, свой народ. Готовы были отдавать и отдавали реально за это жизнь. Кто мог осилить их героизм? Но потомков тех героев враги пытаются убедить в том, что народ и нация это совсем не то, за что нужно драться и класть свои головы, они говорят, что скоро все народы ассимилируются и растворятся и, якобы, это процесс объективно естественный. |
Глава 7. Почему мы не приемлем христианство? |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
В Нартском эпосе есть кадаг о том, как поступил нарт Сослан, когда в Стране Нартов был голод. Нарт Сослан, зарезал последнего исхудавшего бычка и созвал всех мужчин, которые могли держаться на ногах. Мясом зарезанного бычка он накормил тех, кого созвал, и предложил им встать на шкуру зарезанного быка. Это означало их согласие идти с ним в военный поход. Нарт Сослан с этими людьми пошел к соседнему алдару, угнал его стада и привел их к нартам, накормил всех от мала до велика и этим спас свой народ. |
Глава 6. Борьба асов с дэвами и вайу. |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Практически во всех мифах индоевропейских народов с удивительным постоянством рассказывается о борьбе асов с дэвами и вайу. Так в индийской мифологии различают асуров, старших братьев богов, обладающих мудростью и волшебной силой. Асурам противостоят дэвы, обращающиеся с мольбой «к Брихаспати» сокрушить асуров. |
Глава 5. «Æгъдау» и религиозное мировоззрение. |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
«Æгъдау» - это нравственный закон, обычай, традиция, порядок, правило, дисциплина, поведение, приличие, это нормы жизни, сложившиеся в результате опыта прошлых поколений. Многие люди, осознающие пагубность безнравственности, ратуют за соблюдение «æгъдау» и возрождение его в обществе. |
Глава 4. Ассианство и мировая культура. (2/2) |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Ранее вниманию читателя был предложен отрывок из книги Е.П. Савельева, в котором говорилось о некогда расширенном влиянии праосетинской культуры. Приведу заново один из отрывков этого текста: «Дон – Бетр у осетин, как Ю-беттер(Юпитер) у древних лидийцев, царь небесный». |
Глава 4. Ассианство и мировая культура. (1/2) |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
История человеческого общества, принятая в нашей общеобразовательной системе, заметно отличается от истории, передаваемой мифологической памятью народа. Происходит это потому, что при создании официальных исторических версий жизни того или иного народа мифическими источниками принято пренебрегать. |
Глава 3. Духовная практика. |
Автор: 00mN1ck / 8 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Духовная практика неотделима от религиозного мировоззрения. Согласно воззрениям предков осетин - составителей эпоса, Бог - Хуыцау един. Нигде в эпосе нет и намека на многобожие. Но тем не менее, надо отметить, что среди обывателей устойчиво сложилось мнение о политеизме осетин. Почему так сложилось? Кто заказывает и оплачивает подобные рассуждения? |
Глава 2. Традиционные верования осетин (3/3) |
Автор: 00mN1ck / 7 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Кадаг «Уацамонгæ» является ключевым для понимания истинности в древней религии наших предков. Уасамонга (Уацамонгæ) переводится буквально Уас – указательница. |
Глава 2. Традиционные верования осетин (2/3) |
Автор: 00mN1ck / 7 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Кадаг о Сэуассе, к сожалению, в силу непонятных мне причин, оказался малоинтересен для исследователей Нартского эпоса. Об этом говорит тот факт, что практически не существует статей, освещающих героику Сэуассы. |
Глава 2. Традиционные верования осетин (1/3) |
Автор: 00mN1ck / 7 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Мой друг Слава Джанайты, известный в Осетии художник и общественный деятель, знакомый нашим землякам более тем, что восстановил сгоревшее святилище «Реком», древний храм осетинской традиционной веры, обратил мое внимание на интересный «кадаг» из нартского эпоса. Я, в свою очередь, хочу предложить его и вашему вниманию, уважаемый читатель. |
Глава 1. Религия и идеология (2/2) |
Автор: 00mN1ck / 7 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Со времен жизни Моисея прошло около 3,5 тыс. лет. Но стратегия религиозно-идеологических войн с тех времен практически осталась неизменной. Ярким примером тому может служить недавняя история Октябрьского переворота 1917 года, подробности которого оказались более или менее раскрыты благодаря горбачевской перестройке и появлению на свет достаточно серьезных исследовательских работ. |
Глава 1. Религия и идеология (1/2) |
Автор: 00mN1ck / 7 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Осетия переживает трудные времена. Налицо демографический кризис и деградация немалой части населения, следствием которой являются наркомания, пьянство, распутный образ жизни. Все больше смертей и меньше рождений. Падение нравов - визитная карточка нашего времени. |
От автора |
Автор: 00mN1ck / 7 марта 2009 / Категория: Религиозное мировоззрение в нартском эпосе |
Закон РФ «О свободе вероисповеданий» гласит: «Гарантированная Конституцией РФ свобода вероисповеданий включает право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства». |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|