поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Новый источник по Зеленчукской надписи
Автор: 00mN1ck / 6 июня 2015 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Туаллагов А. А., г. Владикавказ

Одним из наиболее известных памятников аланской эпиграфики является Зеленчукская надпись. Она была обнаружена летом 1888 г. Д. М. Струковым, исследовавшим памятники античности и снявшим копию с надписи. С рисунком Д. М. Струкова вскоре ознакомился известный исследователь В. Ф. Миллер. Впоследствии он ознакомился и со снятым с надписи оттиском из бумаги Г. И. Куликовского, который как член Общества Любителей Естествознания ездил с археологическими целями в Терскую и Кубанскую области в 1892 г.

В протоколе № 320 от 27 января 1889 г. заседания Императорского Московского Археологического Общества (ИМАО) под председательством графини П. С. Уваровой отмечается, что на данном заседании действительный член Общества В. Ф. Миллер прочел доклад под заглавием «Древне-осетинский памятник из Кубанской области». На заседании было постановлено выразить благодарность докладчику и напечатать сам доклад в «Материалах по археологии Кавказа». В протоколе заседаний ИМАО от 16 мая 1889 г. кратко упоминается о предоставлении В. Ф. Миллером рисунков Д. М. Струкова. В протоколе заседаний ИМАО от 6 октября 1892 г. отмечены доклады Г. И. Куликовского о его поездке и В. Ф. Миллера, прокомментировавшего научное значение находки Зеленчукской надписи. Было решено поблагодарить докладчиков и просить их обработать свои доклады для издания. Впервые Зеленчукская надпись, точнее ее выкопировка (репродукция), созданная на основании данных рисунка Д. М. Струкова и оттиска Г. И. Куликовского, была опубликована и проанализирована В. Ф. Миллером [1. С. 110 118].

В апреле 1964 г. выполненные Д. М. Струковым план-схема местности, план древнего могильника, включающий изображение расположенной внутри каменной могильной ограды плиты, рисунок самой плиты были обнаружены и скопированы В. А. Кузнецовым в фондах Императорской Археологической Комиссии архива Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (ЛОИА) и впоследствии опубликованы [2. С. 193 197]. Снятая с рисунка Д. М. Струкова копия была также подарена исследователем Научному архиву СОИГСИ, где и хранится до сегодняшнего дня. Недавно в приложении к своей статье Л. А. Перфильева опубликовала предоставленные Д. В. Белецким соответствующие фотоснимки рисунков из альбома Д. М. Струкова, который, по ее мнению, предназначался для литографического издания. Исследовательница также опубликовала рукописную аннотацию Д. М. Струкова к альбому чертежей и рисунков [3. С. 82 99].

Следует отметить, что утверждения отдельных авторов о том, что «сохранились две копии: Д. М. Струкова и Г. И. Куликовского (1892 г.)», и «исследователи вынуждены работать с двумя не лучшего качества копиями» [4. С. 84; 5. С. 8], не соответствуют действительности. В распоряжении исследователей до самого последнего времени находились не две копии, а копия («рисунок с надписи») Д. М. Струкова и выкопировка (репродукция) В. Ф. Миллера, для создания которой использовалась копия Д. М. Струкова и оттиск Г. И. Куликовского, последующая судьба которого, к сожалению, до сих пор не известна.

Исследователь Зеленчукской надписи Л. Згуста специально особо оговорил разницу в характере использовавшихся учеными источников по Зеленчукской надписи, отмечая, что ее изначально хорошо понимал В. Ф. Миллер. Д. М. Струков описал, нарисовал Зеленчукскую плиту, т. е. создал ее копию. Г. И. Куликовский снял оттиск (анг. squeeze, cast, impression; фран. estampage, латин. eclypum). Снятие бумажного оттиска было очень важным моментом для последующих исследований. Эксперты в области эпиграфики указывают, что оттиск имеет большое значение, т. к. устраняет ошибку, которую может допустить человек в ходе предварительной интерпретации. Разница между копией и оттиском, как указывал Л. Згуста, значительна, что иногда не осознается [6. P. 6 7, n. 7].

В упоминавшемся протоколе № 320 от 27 января 1889 г. заседания ИМАО также указывалось, что было принято решение просить иеромонаха ближнего Зеленчукского монастыря Серафима снять оттиск с камня, а начальника Кубанской области принять меры к сохранению памятников и, если возможно, к доставлению их в Исторический музей. Известно, что иеромонах Серафим (Стефан Титов), состоявший в братстве Благовещенской келии Хилендарского монастыря на Афоне, в октябре 1886 г. обратился к епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру. Он сообщал, что услышал о древних христианских храмах на р. Большой Зеленчук и лично посетил те места, найдя храмы в плохом состоянии, что грозило им и дальнейшим разрушением, в том числе, из за несознательного отношения местного населения.

Иеромонах ходатайствовал о восстановлении древних зеленчукских храмов и об устроении при них, по уставу святой горы Афонской и без пособия от казны, мужской общежительной пустыни, посвященной памяти Святого благоверного князя Александра Невского. Также предлагалось обустроить и богадельню для престарелых православных воинов. Епископ Владимир лично посетил в ноябре 1886 г. указанные иеромонахом места, где обнаружил пять древних христинских храмов. Оставаясь на месте, он велел срочно очистить от мусора три храма и отвести один из них под временное богослужение. Епископ пришел к заключению, что в прошлом эти места были густо населены христианами, а христианские храмы возведены в X в. Он указывал на необходимость принятия всех мер к сохранению и будущей реставрации храмов. К нему обращались и местные жители, выражавшие желание помочь в устроении пустыни. Епископ Владимир при личной встрече предложил иеромонаху Серафиму открыть при пустыни иконописную школу.

Все обстоятельства дела епископ Владимир изложил в своем письме в Святейший Правительственный Синод. Письмо поступило к адресату 22 мая 1887 г. Указом Синода № 3029 от 9 сентября 1887 г. епископ уведомлялся о состоявшемся 22 мая-1 июня 1887 г. определении Синода об учреждении общежительной Свято-Александро-Афонской Закубанской пустыни при древних храмах на р. Большой Зеленчук. Иеромонах Серафим обратился в Синод с просьбой о разрешении ему и еще 10 монахам, включая его отца, переселиться на место из Афона. Он также обратился к Главнокомандующему Кавказским краем с просьбой об отводе земли.

Мужской общежительный монастырь, названный Свято-Александро-Афонской Зеленчукской общежительной пустынью, был открыт указом Синода от 12 сентября 1889 г. Фактическое его открытие состоялось 12 ноября 1889 г. Тогда же иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. В 1904 г. игумен Серафим был переведен в Казанский монастырь, а позднее — в Троицкий монастырь Тамбовской епархии.

Обращение ИМАО к тогда еще иеромонаху Серафиму могло вселять некоторую надежду на сохранение сведений о памятнике, исходя из примеров бережного отношения к найденным древностям. Например, в аннотации к своему альбому Д. М. Струков отмечал: «44, 45, 46., Рисунки предметов, найденных в разных местах во время постройки монастыря. Предметы хранятся у настоятеля монастыря, Игумена Серафима».

Епископ Владимир указывал на отсутствие в монастыре специального помещения для хранения археологических находок и человека, способного хранить их и систематизировать. Поэтому игумен согласился открыть в монастыре отдел монастырских древностей при Ставропольском Епархиальном Церковно-Археологическом Обществе, в котором в интересах истории края и науки хранились и систематизировались находки и пожертвования, доступные для обозрения посетителями. Игумен обещал доставить все находки и поместить их в специальную витрину, в том числе и каменный крест с греческой надписью 1013 г.

Таким образом, можно было рассчитывать на то, что какие то дополнительные сведения о памятнике все еще хранятся в государственных или церковных архивах [7. С. 114]. Данная надежда недавно нашла свое первое подтверждение. Любезно откликнувшись на мою просьбу, за что я приношу искреннюю благодарность, Д. В. Белецкий прислал мне соответствующие фотоснимки рисунков из альбома Д. М. Струкова, хранящегося в Архиве Императорской Археологической Комиссии Института истории материальной культуры РАН в г. Санкт-Петербург. Один из фотоснимков представлял известные публикации В. А. Кузнецовым и Л. А. Перфильевой рисунка Зеленчукской надписи Д. М. Струкова.

Новый источник по Зеленчукской надписи


Среди других фотоснимков из альбома был также представлен лист (№ 21) с изображениями двух камней с надписями. Один из камней вновь представляет собой Зеленчукскую плиту. На предшествующем листе (№ 20) представлены аналогичные изображения этих камней, но уже сопровождающиеся пояснениями. Одно изображение сопровождалось следующим пояснением: «Надпись на каменной плите креста, снимок с рисунка П. Буткова. Крест найден осенью 1884 г. на кладбище при храме А». Второе изображение, т. е. изображение Зеленчукской плиты, также сопровождалось пояснением: «Надпись на плите в 30 верст от ущелья Зеленчука по снимку Иеромонаха Серафима».

Таким образом, мы можем констатировать, что иеромонах Серафим выполнил просьбу ИМАО. Но он, насколько можно понять из пояснения, снял не оттиск, чему могло способствовать отсутствие необходимого для оттиска материала и навыков для соответствующей работы, а сделал свою копию (рисунок) с Зеленчукского камня. Данная копия затем была перерисована Д. М. Струковым в свой альбом. Впоследствии пожелание ИМАО было реализовано Г. И. Куликовским. Он снял с Зеленчукской надписи оттиск из бумаги. Это дает нам основание внести некоторые коррективы в прежде принятые представления.

Зеленчукский камень был обследован in visu не двумя — Д. М. Струков и Г. И. Куликовский, а тремя людьми — Д. М. Струков, иеромонах Серафим и Г. И. Куликовский. Время снятия копии с камня иеромонахом Серафимом логично помещать между принятым к нему обращением ИМАО и временем возведения иеромонаха Серафима в сан игумена. Скорее всего, рисунок был сделан в промежутке от весны до осени 1889 г. Насколько известно, в том же 1889 г. Д. М. Струков вновь посетил район Зеленчука, что может определять момент передачи ему своей копии с Зеленчукской плиты иеромонахом Серафимом. Но, по не известным нам причинам, Д. М. Струков не ознакомил В. Ф. Миллера с еще одним рисунком Зеленчукской надписи.

Мы можем констатировать, что в 1888 г. Д. М. Струков и в 1889 г. иеромонах Серафим зарисовали Зеленчукский камень с надписью. В 1892 гг. И. Куликовский снял с Зеленчукского камня оттиск. Таким образом, сегодня в распоряжении исследователей находятся две копии с камня, исполненные Д. М. Струковым и иеромонахом Серафимом, и репродукция В. Ф. Миллера, составленная автором по копии Д. М. Струкова и с учетом оттиска Г. И. Куликовского. Введение в научный оборот рисунка иеромонаха Серафима позволяет произвести сопоставление его данных с данными рисунка Д. М. Струкова и репродукции В. Ф. Миллера, что может, в свою очередь, иметь значение для дальнейшего изучения, как самой надписи, так и представленных примеров ее дешифровки. Но хочется вновь выразить надежду, что какие то дополнительные сведения о памятнике или сам памятник все еще хранятся в государственных или церковных архивах или хранилищах.


Литература

1. Миллер В. Ф. Древне-осетинский памятник Кубанской области // Материалы по Археологии Кавказа. — Вып. III. — М., 1893.

2. Кузнецов В. А. Новые данные о Зеленчукской надписи X века // ИСОНИИ. — Т. XXVII. Языкознание. — Орджоникидзе, 1968.

3. Перфильева Л. А. Альбом рисунков художника и археолога Д. М. Струкова как исторический источник для изучения христианских древностей Северного Кавказа // Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе: Материалы V Международных Свято-Игнатьевских чтений. — Ставрополь, 2013.

4. Перевалов С. М. Еще раз о «варварских» фразах в «Теогонии» Иоанна Цеца // Проблемы истории, филологии, культуры. — Вып. V. — М. Магнитогорск, 1998.

5. Перевалов С. М. Аланская эпиграфика. 1. Каталог греческих надписей // Вестник ВНЦ. — Т. 11. — № 1. Владикавказ, 2011.

6. Zgusta L. The Old Ossetic Inscription from the river Zelenčuk. — Wien, 1987.

7. Туаллагов А. А. Всеволод Федорович Миллер и осетиноведение. — Владикавказ, 2010.





Источник:
Туаллагов А. А. Новый источник по Зеленчукской надписи // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.


Об авторе:
Туаллагов Алан Ахсарович — зав. отделом археологии СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, доктор исторических наук (г. Владикавказ)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru