Арийская религия и идеология. Основой культурного развития Алании были достижения скифской цивилизации. Аланская религия являлась непосредственным продолжением скифо-сарматской религиозной традиции, восходящей ко временам арийского единства. Некоторое влияние на религиозные представления средневековых алан оказало длительное общение с кавказскими и степными соседями, а также раннее знакомство с христианством. Аланы сохраняли почитание солнца, огня, домашнего очага. В духовной жизни народа важное место занимали такие древние понятия, как «фарн» (божественная благодать), «ард» (истина, клятва). Однако с развитием общества на смену семибожному пантеону пришел единый верховный Бог (на аланском-осетинском языке «Хуыцау»). А семь старых божеств превратились со временем в одно существо, которое называли «авдиу» (в буквальном переводе — «семь божеств»). Их облик, функции и главные черты перешли к святым-небожителям, окружающим единого Бога, и к героям Нартовского эпоса. В древности и средневековье религия была неотъемлемой частью жизни людей, основой общественной идеологии, предлагавшей человеку систему ценностей и правил, объяснявшей устройство мира и общества. Как и их далекие предки, аланы считали, что вселенная состоит из трех миров — верхнего, среднего и нижнего. Троичное деление космоса воплощалось в строении общества в виде трех арийских сословий — носителей религиозной, военной и хозяйственной функций. Идея превосходства воинов над остальными членами общества характерна еще для скифской эпохи, когда господствующее племя царских скифов и сами цари принадлежали к воинскому сословию. Дальнейшее развитие хозяйства и военного дела, массовый переход кочевников к оседлости и земледелию, объединение в аланский союз большинства скифо-сарматских племен и огромных территорий изменили устройство общества. На господствующее место в нем выдвинулась военная элита. Это было новое сословие — не царское племя пастухов-воинов, а профессиональные военные предводители-алдары и дружины закованных в броню всадников. Изменилась и идеология — теперь эпические сказания посвящались этим рыцарям-господам. Ведь они подчинили себе все рядовое население, продолжавшее по традиции делиться на три идеальных сословия. Религиозная система, освящавшая такой общественный уклад, должна была отказаться от языческого пантеона, заменить покровителей социальных функций и частей космоса на единого Бога господ. Идеология господства военной элиты перестала соответствовать реальной жизни в последние века первого тысячелетия. Государственное управление и феодальные отношения соединили власть с правами собственности на землю. Занятия хозяйством и торговлей поощрялись правительством и приносили больше дохода, чем военный промысел. Царская власть искала опору во всех слоях общества. Сильный царь нуждался в небесном владыке, равно недосягаемом для алдара и землепашца. Укрепление государства требовало идеологии, сплачивающей людей разных занятий, разного достатка и общественного положения. Эту миссию история отвела христианству, с которым аланы были знакомы очень давно.
Христианство в Алании. Первое знакомство алан с христианством церковная история связывает с именем одного из ближайших учеников Христа — святого апостола Андрея Первозванного. В середине I в. он посетил аланский город Фуст и проповедовал в стране алан учение Христа. Известно также, что христианство принимали аланы, жившие при дворе византийских императоров, армянских царей и даже арабских халифов. Христианами стали многие аланы, попавшие в Западную Европу в эпоху Великого переселения народов. Начало широкого распространения христианства в Алании относится к VII в. Средневековый арабский ученый Масуди писал, что с VII в. среди аланских царей были христиане. В то время в Алании уже существовал монастырь и жил «христолюбивый патриций и правитель» Григорий — об этом упоминается в византийских документах. На рубеже VIII-IX вв. аланские цари сделали свой окончательный выбор. Принятие ими христианства означало упрочение политического союза и культурных связей с Византией. В первом десятилетии X в. была создана Аланская епархия, началась государственная христианизация населения. Алания приняла православное христианство, являющееся восточной ветвью этой мировой религии. Аланская епархия относилась к Константинопольской патриархии. Глава епархии, назначаемый патриархом, со второй половины X в. имел сан митрополита (самый высокий сан после главы церкви — патриарха). Центр Аланской епархии находился в Нижнем Архызе, в период феодальной раздробленности кафедра аланских митрополитов размещалась за пределами страны. Последнее известное упоминание Аланской епархии относится к 1590 г. Принятие христианства включило Аланию в сферу влияния восточно-христианской (византийской) цивилизации вместе с Абхазией, Страной адыгов, Грузией, Русью и более отдаленными странами. Уважение к христианской религии и ее символам было в Алании очень велико. По словам венгерского монаха Юлиана, побывавшего у алан в период анархии и междоусобиц, «достаточно укрепить изображение креста на конце шеста с хоругвию и, подняв его, нести; это позволяет им во всякое время идти в полной безопасности». Христианские монастыри и храмы стали центрами грамотности. Представители высшей аланской знати могли продолжать образование в Византии. В XI в. известна аланская царевна Ирина, с юности жившая в Константинополе. Сама отличаясь высокой образованностью, она покровительствовала поэтам и ученым. В числе святых мучеников христианской церкви известно несколько десятков алан. Например, семнадцать вельмож во главе с Баракадрой (в крещении Сукиас) перешли в христианство в Армении в начале новой эры и приняли казнь за отступничество от веры предков. В XII в. жил Святой Христодул-Философ, побеждавший врагов христианства в духовных спорах. В начале XIV в. в Сирии за несгибаемую веру в Христа был казнен Святой Николай Туальский, происходивший из селения Цай в верховьях Большой Лиахвы.
Каменный крест, найденный у станицы Змейской
Сохранившаяся часть Зругского храма. XI в.
Средний Зеленчукский храм. X в.
Шоанинский храм. X в.
Письменность. Аланы неоднократно упоминаются в числе «письменных» народов. В V-VI вв. сведения об аланской письменности появляются в трудах сирийских ученых. В IX в. создатель славянского письма Константин-Философ (в монашестве Кирилл) называет алан среди народов, «имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке». Эти слова означают, что церковная служба проходила на аланском языке и делались переводы христианской богослужебной литературы. Константин был выдающимся греческим ученым и перед созданием славянского алфавита долго изучал системы письма, существовавшие в его время. В XIII в. французский монах Гильом де Рубрук нашел у алан «греческие письмена». До наших дней дошел единственный памятник средневековой осетинской письменности, чтение которого не вызывает сомнений. Это так называемая Зеленчукская надпись — каменная надгробная плита XI в. из ущелья Большого Зеленчука, притока Кубани. Надпись сделана на аланском-осетинском языке греческими буквами. Утрата памятников письменности и самой письменной традиции была одним из следствий катастрофы, пережитой народом в XIII-XIV вв.
Материальная культура. Центрами аланской культуры были города и крупные поселения с развитым ремесленным производством. Больших успехов достигли мастера по выплавке и обработке металлов. Железо плавили сыродутным способом. Было налажено массовое изготовление орудий труда: лемехов, мотыг, серпов, кос. Оружейники ковали клинки, наваривая твердые стальные лезвия на гибкую железную основу. Аланские сабли и кольчуги высоко ценились на Кавказе. Ювелиры пользовались приемами литья, чеканки, ковки, золочения. Из драгоценных металлов, меди и бронзы делали женские украшения, амулеты, детали наборных поясов и оружия, предметы конского снаряжения. В гончарных мастерских производили посуду и большие сосуды для хранения продуктов. Широкое применение имели в быту вещи из кожи и дерева. Одежда жителей средневековой Алании, сохраняя черты скифской эпохи, уже напоминала костюм более позднего времени. Мужчины носили длиннополые кафтаны (прообраз черкески) и штаны, которые заправляли в мягкие сапоги, затянутые у щиколотки тонким ремешком. Головные уборы были похожи на островерхие шлемы. Кафтан подпоясывали наборным поясом с подвесными ремешками. Женское платье часто украшали металлическими бляшками, пластинками, бубенчиками и золотым шитьем. Богатые люди шили одежду из дорогих тканей, украшали ее каймой и вставками из узорчатого шелка. Бедняки носили костюм из домотканого полотна. Жилые и хозяйственные постройки возводили из камня, на равнинах строили также турлучные дома (с плетеным каркасом, обмазанным глиной). Территория аланских поселений была плотно застроена. Усадьба каждого хозяина обносилась высокой оградой. Городские кварталы разделялись типичными для средневековья кривыми узкими улицами и небольшими площадями.
Зодчество. Монументальными памятниками аланской культуры являются храмы X-XIV вв. В X в. воздвигнуты знаменитые Зеленчукские храмы (Северный, Средний и Южный) в Нижнем Архызе, Шоанинский — у селения Коста-Хетагурово на Кубани, Сентинский — у селения Нижняя Теберда (все на территории нынешней Карачаево-Черкессии). К началу XI в. относят строительство Зругского, Тлийского и Нарского храмов (в высокогорной Центральной Осетии). Позже сооружены многочисленные аланские церкви в горных ущельях и на равнинных городищах Алании. Церкви XIII-XIV вв. известны в Галиате, Фараскате, Донифарсе, Нузале, некоторых селениях нынешней Балкарии. После принятия христианства в Аланию приезжали для строительства храмов византийские мастера, но вскоре появились и собственные зодчие. Они использовали как сложившиеся в христианских странах правила сооружения храмов, так и аланские традиции каменного строительства. Например, знаменитая Нузальская часовня, одновременно являвшаяся мавзолеем Багатара, повторяет архитектурные особенности осетинских склепов. Самой ранней церковью, построенной местным мастером, считается Южный Зеленчукский храм X в. Светская архитектура X-XIV вв. представлена замками аланских алдаров. Остатки величественных замков, позволяющие восстановить их первоначальный облик, лучше всего сохранились в горах Балкарии. Это замки Зылги, Ускур и Болат-кала. Для них выбирали труднодоступные места на крутых горных склонах. Трехэтажные замки имели подвалы для хранения припасов на случай долгой осады. Толщина их стен доходила до 80 сантиметров. Узкие оконные проемы служили бойницами для стрельбы из лука. Замечательным образцом феодального замка является крепость Зылды-мэсыг у селения Едыс в верховьях Большой Лиахвы. Предполагается, что она была первоначальной резиденцией алдаров Бибылта, предков ксанских эриставов.
Изобразительное искусство. Художественное ремесло Алании выросло из наследия кобанской и скифской культуры. В VIII-IX вв. особенное распространение получили металлические амулеты — маленькие скульптурки мужчин, всадников, коней, оленей, птиц. Шедевром аланского искусства является конский начельник с фигурой женского божества — он был найден при раскопках могильника у станицы Змейской. Изображения животных и птиц, геометрический и растительный орнамент помещали на золотых и серебряных пластинках, украшавших оружие и конское снаряжение. Царская гробница с Кяфарского некрополя (в Карачаево-Черкессии) сложена из каменных плит с резным рельефом. Аланский мастер изобразил сложные сцены религиозно-мифологического содержания, связанные с земной и загробной жизнью погребенного царя. Есть предположение, что этим царем был Дорголел Великий. Стены и своды аланских храмов были покрыты фресковой росписью. Лучше других сохранились фрагменты фресок Сентинской, Зругской и Нузальской церквей. Их успели скопировать и описать в XIX в., а частью даже реставрировать в наше время. Живопись Сентинского храма представляет сцены въезда Иисуса Христа в Иерусалим, воскрешения Лазаря, суда над Христом и его воскрешения, образы Богоматери и святых. На зругских фресках помещены сцена распятия Христа, фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов, некоторые сюжеты священной истории. Автором фресок Нузальской часовни был осетинский художник XIV в. Вола Тлиаг. Прозвище «Тлиаг» означает в переводе «Тлийский», «выходец из Тли». Селений с таким названием в Осетии три — два на южном и одно на северном склоне осетинских гор. Вола Тлиаг создал в Нузале образы Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, святых воинов Георгия и Евстафия, а также портреты высших осетинских священнослужителей и знатных покровителей церкви. Выдающийся художник работал в драматический период осетинской истории — в начале XIV в., когда окруженная неприятелями горная Алания героически боролась за свое будущее.
Фигурка богини. Конский начельник из Змейского могильника
Фрагмент рельефа на царской гробнице с Кяфарского некрополя
Нартовский эпос. Вершиной народной культуры скифской древности и аланского средневековья является известный всему миру Нартовский эпос, истоки которого восходят к эпохе арийской общности. Сказания о героях Нартах в художественной образной форме отразили огромный период в жизни народа — от родового строя и военной демократии до катастрофы XIII-XIV вв. Нарты — поэтический псевдоним самих создателей эпоса, запечатлевших в героических сказаниях мифологию, общественные отношения и мировоззрение народа на разных этапах его истории. Страна Нартов— это раздольные степи, высокие горы и морские берега. Город Нартов состоит из трех кварталов, в которых живут три Нартовских рода. Общество Нартов построено по арийской трифункциональной схеме. Род Алагата — хранители религиозной традиции, Ахсартаггата — доблестные воины, Бората отличаются многочисленностью и богатством. Общественные дела решаются на Ныхзсе (народном собрании). Предводительство поручается выборным представителям рода воинов, пока не происходит переворот — великие герои присваивают себе право принимать решения. Нартовские сказания пронизаны идеологией превосходства воинского сословия, а затем и выделившейся из него профессиональной элиты. Набеги и походы — любимое занятие Нартов. Вернувшись на родину с добычей, они устраивают грандиозные пиры с играми, песнями и танцами. А затем вновь отправляются в далекий поход. Самые выдающиеся Нартовские герои — Урузмаг, Хамыц, Сослан, Батраз, Ацамаз, Тотраз, Айсана. Великая женщина, мудрая ведунья и хозяйка, мать народа — Сатана, жена Урузмага. Хитрец, проказник, мастер подвохов, но и незаменимый советчик и помощник Нартов — Сырдон. Все грехи прощены ему в награду за изобретение двенадцатиструнной арфы. Под аккомпанемент арфы или кисын-фандыра сказители исполняли нараспев нартовские сказания. В оценке каждого из своих героев эпос исходит из строгих правил рыцарской этики. Главными качествами мужчины-воина считались храбрость в сражении, воздержанность в пище и уважение к женщине. Нартовский эпос хранит многие сюжеты, совпадающие с описаниями скифского и аланского быта, названия стран и народов, с которыми были знакомы предки осетин. Сказания о Нартах стали хранилищем древней культуры, энциклопедией образов, сохранивших народную память о великих героях и событиях прошлого. Нартовское общество погибло, возгордившись своими победами и осмелившись соперничать с самим Богом. Гибель Города Нартов — символ катастрофы, постигшей Аланию. По представлениям народа, после Нартовской эпохи начинается следующий, но уже совершенно иной период истории — время замкнутой жизни в горах.
М. М. Блиев. Р. С. Бзаров. «История Осетии» |