|
|
Люди и судьбы: о Рутене Нестеровиче Гаглоеве |
Автор: 00mN1ck / 7 февраля 2020 / Категория: Интересные материалы » Личности |
Имя Рутена Гаглоева - поистине великого сына Осетии несправедливо скрыто в тени осетинской истории – причины этого вполне понятны. Советская власть в начале своего становления подвергла репрессии не только Рутена, но и многих других выдающихся сынов Осетии, представителей интеллигенции. О Рутене Гаглоеве было запрещено писать в хорошем цвете, и это сказалось на памяти современного осетинского общества. Не будем глубоко вдаваться в биографию Рутена Гаглоева, лишь укажем, что родился он 12 февраля 1888 в с. Сидан Джавского района. В первую мировую войну служил в железнодорожных войсках, после чего в 1917 году вернулся в Южную Осетию. После второго съезда делегатов Южной Осетии, Рутен был избран в дорожную комиссию и состав югоосетинского национального совета, фактически выполняющего роль правительства Южной Осетии. В 1918 году национальная идея единства осетинского народа достигнет пика своего общественного восприятия. Больших успехов дорожная комиссия достигла именно под руководством Рутена Гаглоева. В 1918 году по ходатайству этой комиссии в лиахвском ущелье были проведены изыскательные работы перевальной дороги Цхинвал-Зарамаг, соединяющей Южную Осетию с Алагиром-житницей хлеба. Местное население изъявило готовность пожертвовать на постройку этой дороги сто тысяч рублей. В том же году он приступил к строительству дороги. |
Ос-Багатар |
Автор: 00mN1ck / 31 октября 2018 / Категория: Газета СО, Личности |
Ос-Багатар – один из самых известных военачальников средневековой Алании. Его жизнь и деятельность приходятся, пожалуй, на самый тяжелый и трагический период истории аланов-овсов – XIII в. С 30-х гг. этого столетия шла упорная борьба с монголо-татарскими завоевателями, и не только за территорию, не только за независимость, но и за само существование аланов. В том, что они сохранились как этнос, велика заслуга Багатара. Слово "багатар", напомним, означает "храбрый", "богатырь". Первоначально этим термином аланы обозначали высший слой военной аристократии, предводителей дружин. Позднее, с развитием социальных отношений, "багатарами" стали именовать и царей, подчеркивая тем самым их происхождение из военно-аристократической элиты. Так, например, согласно Ибн-Рустэ (X в.) царь аланов назывался "багатар" – "каковое имя прилагается к каждому из их царей". В отдельных случаях рассматриваемый термин использовался как антропоним. В нашем случае Багатар – т. н. говорящее имя, указывающее на полководческий талант его носителя. Своды грузинских летописей Багатара причисляют к аланскому царскому роду Ахсартагатов. Его отец в середине ХIII в. возглавил сопротивление соплеменников золотоордынским ханам. В этой борьбе царь аланов опирался на помощь ильханов – правившей в Закавказье династии монголов, соперничавших с Беркеем – владыкой Золотой Орды. |
Бега Кочиев. Жизнь после легенды |
Автор: 00mN1ck / 6 сентября 2018 / Категория: Новости, Авторские статьи, Личности |
Имя этого народного героя в Осетии стало символом героизма и стойкости. О нем слагают песни, приводят в качестве примера молодежи. Бега Кочиев с горсткой сторонников в течение нескольких дней сопротивлялся царским войскам и героически погиб в неравном бою. Таково краткое изложение красивой легенды. События, связанные с историей о Бега Кочиевым относятся к эпохе утверждения Российской империи в Грузии. К этому времени обе части Осетии оказались под российским управлением, однако Южная и Центральная Осетия территориально были включены в Тифлисскую губернию. Этим воспользовались грузинские помещики, предъявив царской администрации права на осетинские земли. Российская администрация, к сожалению, во многом эти требования удовлетворяла. И там, где претензии грузинских князей были связаны с сопротивлением местного населения, использовала военную силу. Именно это и произошло в 1830 году в Южной Осетии. В краткой преамбуле приказа по организации военной экспедиции, который был направлен генералу Ранненкампфу была сформулирована банальная для того времени задача: «Для прекращения шалостей и хищничества, производимых осетинскими племенами в Карталинии»... и далее «наказать и привести в повиновение и должный порядок сих непокорных». Понятно, что это намерение будоражило своей перспективой аппетиты грузинской знати. |
Из истории научной интеллигенции Осетии: Гагудз Гуриев |
Автор: 00mN1ck / 9 февраля 2018 / Категория: Интересные материалы » Личности |
В статье исследуется биография и деятельность Саукудза Кавдыновича Гуриева — выдающегося представителя научной интеллигенции Северной Осетии начала XX века, просветителя, педагога, языковеда, собирателя осетинского устного народного творчества, внесшего большой вклад в развитие национальной культуры, осетинского языка, его орфографию, грамматику, терминологию. В октябре 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения Г. К. Гуриева. Просветительство как главная миссия осетинской интеллигенции реализовывалось посредством основания школ, преподавательской, научной, переводческой и издательской деятельности, активного участия в благотворительных и культурно-просветительских учреждениях, направленных на поддержку образования, культуры и формирования национального самосознания осетин. Помимо основной педагогической и литературной деятельности Гуриев активно занимался просветительством. Он является составителем ряда учебников на осетинском языке для начальной осетинской школы. Гуриев внес большой вклад в сохранение — культурного наследия осетин. В течение ряда лет, путем записей от старожилов, им был собран большой сборник произведений осетинского устного народного творчества, куда вошли нартовские сказания, сказки, пословицы, поговорки. Материалы фондов Научного архива СОИГСИ, впервые введенные в научный оборот, позволили существенно уточнить биографию Гуриева, факты его просветительской и учебно-литературной деятельности. Материалы статьи способствуют более глубокому и обновленному исследованию национальной интеллигенции Северной Осетии. Изучение истории отдельных людей, локальных событий и явлений в конкретно-исторических данностях является основой реконструирования общих процессов и помогает интерпретировать социокультурное поле региона как часть социокультурной истории России. |
Проблемы истории Осетии и народов Северного Кавказа в трудах А. К. Джанаева |
Автор: 00mN1ck / 21 декабря 2017 / Категория: Авторские статьи, Личности |
В статье прослеживается жизненный и творческий путь Акима Казбековича Джанаева — одного из видных представителей поколения осетинской научной интеллигенции, чья творческая биография складывалась в период глубоких общественных трансформаций первой половины XX в. А. К. Джанаев рано проявил интерес к гуманитарному знанию, который со временем превратился в осознанное желание стать профессиональным историком. Этому способствовала и общественная атмосфера 1920‑х — 1930‑х гг., когда образованная часть общества активно вовлекалась в обсуждение вопросов идеологического обоснования строительства социализма в СССР. Джанаев много лет преподавал в разных учебных заведениях. Но его главным призванием стало занятие наукой. В статье отмечается большой вклад ученого в развитие исторического осетиноведения и кавказоведения. Автор характеризует основные направления научно-исследовательской деятельности Джанаева. Обширность его научных интересов подчеркивает перечень тем, к которым исследователь обращался на протяжении своей долгой жизни в науке. Среди них вопросы феодального землевладения в Дигории, развития революционного движения и социалистического строительства на Северном Кавказе, проблемы осетинской историографии, археографические и источниковедческие изыскания и т.д. Представлен библиографический список трудов А. К. Джанаева, в котором значится 84 названия, включающих монографии, статьи, а также сборники научных статей и документов, в подготовке которых участвовал исследователь. |
Подвигу Реваза Несторовича Габараева жить в веках! |
Автор: 00mN1ck / 11 мая 2017 / Категория: Интересные материалы » Личности |
В Алагире открыли бюст почетного гражданина города, командира 1159-го стрелкового полка, полковника Реваза Нестеровича Габараева. В 1942-м году уроженец Южной Осетии Реваз Габараев освобождал Алагир от немецких захватчиков. Этой весной исполнилось 111 лет со дня его рождения. Он ушел из жизни 21 год назад, но память о героизме военачальника жива. Он поступил на военную службу в 1928 году в Приволжском военном округе, прошел путь от младшего лейтенанта до полковника. С первых дней войны капитан Габараев был на полях сражений. В 1942-м году участвовал в боях с гитлеровцами в родной Осетии. Полк Габараева первым вошел в Алагир, где бойцов с благодарностью встречали местные жители. Затем полк Габараева воевал под Сурх-Дигорой, Чиколой, Пятигорском. И везде доблестный командир показывал пример стойкости и мужества. Под стать ему были и подчиненные. На торжественном мероприятии присутствовал и сын Реваза Нестеровича – Роберт Габараев. Роберт Габараев: «Я, как сын, очень доволен, что, наконец, оценили его героизм. Мне очень приятно. Я, наверное, до конца своей жизни буду всегда помнить». |
Аспар |
Автор: 00mN1ck / 3 марта 2017 / Категория: Газета СО, Личности |
Флавий Ардавур Аспар. Первый из патрициев. Первый член сената. Магистр армии. Консул Римской империи. Именно такие титулы были у одного из величайших полководцев Восточной Римской империи, представителя известного и влиятельного рода Аспаров-Ардавуриев, который на протяжении более чем пятидесяти лет играл значительную роль в империи Константина Великого. Флавий Ардавур Аспар являлся ключевой фигурой при дворе константинопольских императоров середины V в. Его деятельность охватывает период в 40 лет – с 431 по 471 г. В позднеантичных источниках представлены две версии происхождения этого деятеля. Первая восходит к Иордану, который сообщает, что Аспар был «славен готским своим родом». Кандидже считает, что он был аланом. Дж. Мартиндейл, основываясь на этимологии имени «Аспар», считает его аланским, а родственные связи с готами, например, с Плинтой и остготом Теодерихом Страбоном, на чьей тете Аспар был женат, приобретенными путем заключения браков. Ларс Браунсворт в своем исследовании «Забытая Византия, которая спасла Запад», называя Аспара сарматским военачальником, далее отмечает, что «сарматы были иранским полукочевым племенем, которое со временем обосновалось в современной Грузии, на территории Осетии». |
Художник Махарбек Туганов — иллюстратор нартовского эпоса |
Автор: 00mN1ck / 14 января 2017 / Категория: Авторские статьи, Источники, Личности |
К художественному осмыслению и отображению героического нартовского эпоса как одного из драгоценных достояний и величайших достижений осетинского народа обращались многие представители национальной творческой интеллигенции (писатели Н. Джусойты, М. Булкаты, Г. Плиев, композиторы И. Габараев, Л. Ефимцова, художники А. Джанаев, А. Хохов, У. Кануков, Е. Бутаев и др.). Особая роль в творческом освоении богатейшего мира эпических нартовский сказаний принадлежит художнику Махарбеку Туганову. Он одним из первых обратился к визуальной интерпретации текстов национально эпоса. Его иллюстрации к нартовским сказаниям признаны выдающимся явлением национальной культуры и по праву входят в сокровищницу нартоведения. По силе художественной выразительности, по глубине философского осмысления фольклорного материала они стоят в одном ряду с лучшими произведениями русских и советских художников, работавших в этой области. Представленный источник является русским переводом статьи М. Туганова, которая впервые была опубликована в журнале «Мах дуг» на осетинском языке в 1949 г. и являлась своеобразным откликом на прозаический свод «Осетинские нартские сказания» (1948), изданный с иллюстрациями художника. Документ несет в себе информацию об основных этапах становления Туганова-иллюстратора нартовского эпоса, о малоизвестных фактах творческой биографии, имевших важное влияние на формирование художественного мировоззрения, творческого метода художника. Источник интересен также тем, что дает представление о своеобразии исторической эпохи, об отношении власти к традиционной культуре, об использовании ею богатств устного народного творчества в достижении социально значимых целей и вовлечении в этот процесс творческой интеллигенции. Документ представляет собой машинописный текст на 10 страницах и публикуется в полном объеме. |
Из истории этнографического осетиноведения: Инал Собиев |
Автор: 00mN1ck / 14 января 2017 / Категория: Интересные материалы » Личности |
В статье рассмотрена деятельность И. Т. Собиева в области осетиноведения. Прослежено его плодотворное творческое сотрудничество с выдающимся русским ученым В. Ф. Миллером в области осетинского языкознания, этнографии и фольклористики. При составлении ученым осетинско-русско-немецкого словаря Собиев выступил как консультант по дигорскому диалекту осетинского языка и собиратель дигорских слов. Отмечено активное участие Собиева в середине 20‑х гг. ХХ в. в доработке, расширении и подготовке к изданию осетинско-русско-немецкого словаря Миллера. Собиев известен также как собиратель памятников дигорского устного народного творчества. Представленные им три исторические песни были включены в опубликованный Миллером сборник «Дигорские сказания». В статье акцентировано внимание на деятельности Собиева в качестве члена-сотрудника Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ИОЛЕАЭ). Рассмотрены очерки Собиева по этнографии и фольклору Осетии, опубликованные в областной периодической печати. Проанализирован его очерк «В Дигорском ущелье» (1901), а также неопубликованная рукопись «Дигорское ущелье», посвященная историко-этнографическому описанию горной Дигории. Особо отмечена ценность воспоминаний Собиева о работе Миллера над осетинско-русско-немецким словарем и сборником «Дигорские сказания». Наряду с воспоминаниями Собиева о Миллере в статье широко использованы и его письма к ученому. Воспоминания стали одним из важных свидетельств о последней научной поездке Миллера в Осетию летом 1901 г., которая ставилась под сомнение исследователями. Уточнены и конкретизированы основные вехи биографии героя статьи. Уделено внимание общественной деятельности Собиева как активного участника Юго-Осетинского издательского общества и осетинской газеты «Ног цард» («Наша жизнь»). Таким образом, на обширном материале продемонстрирована многогранная деятельность И. Т. Собиева в собирании и изучении памятников осетинской традиционной культуры, фольклора и языка. |
Выдающийся деятель осетинской национальной культуры первой трети ХIХ в. (к юбилею И. Ялгузидзе) |
Автор: 00mN1ck / 22 декабря 2016 / Категория: Авторские статьи, Новая история, Личности |
Иван Ялгузидзе оставил неизгладимый след в истории культуры осетинского народа как первый составитель осетинского алфавита и на его основе — букваря, как первый переводчик церковной литературы с грузинского на осетинский язык, как первый осетинский поэт — автор поэмы «Алгузиани». Велика была любовь его к родному народу.
В дореволюционном прошлом из осетинского народа вышла плеяда выдающихся деятелей национальной культуры, благодаря которым Осетия вырвалась вперед в своем духовном развитии. Уже во второй половине XVIII в. из Осетии вышло несколько образованных людей. В переводе первой печатной книги на осетинский язык принял участие выходец из Заккинского ущелья священник Павел Генцауров. История сохранила имена природных осетин Неофита и Гамаилеля, Георгия Джатиева и Алексея Табуева. Первые двое получили богословско-философское образование, а другие были знатоками языков (грузинского, осетинского, персидского) и Священного писания. К сожалению, до нас дошли лишь их имена; сведения об их деяниях не сохранились. Иначе сложилась судьба пятого, Ивана Ялгузидзе, разносторонней деятельности которого посвящена настоящая статья. У истоков любого значимого события всегда стоит личность, кто‑то является первопроходцем, зачинателем. Первый вклад в будущие достижения осетинской народной интеллигенции прочно связан с именем Ивана Ялгузидзе — одного из наиболее образованных осетин своего времени. |
Просветитель и миротворец |
Автор: admin / 14 июня 2015 / Категория: Газета СО, Личности |
В этом году общественность Осетии широко отмечает 240-летие со дня рождения выдающегося деятеля национальной культуры первой трети ХIХ в. Ивана Ялгузидзе (Габараева). Заслуги Ялгузидзе перед осетинским народом, его многогранная культурно-просветительная деятельность неимоверно велики. Чего стоит одно то, что он является автором первого осетинского алфавита и первого осетинского букваря, по которому обучалась грамоте осетинская детвора до 40-х годов ХIХ в. Более того, Иван Ялгузидзе – автор первого осетинского литературно-художественного произведения на грузинском языке «Алгузиани». Нельзя не отметить также заслуги Ялгузидзе как первого переводчика церковной литературы с грузинского языка на осетинский. Иван Ялгузидзе был не только просветителем и творческим человеком, но и зарекомендовал себя личностью, горячо любившей родной край, которому служил верой и правдой не только пером, но и повседневной своей практической общественной деятельностью. Ялгузидзе жил в переломный период смены XVIII и XIX столетий. Он был свидетелем исторического события – присоединения Восточной Грузии, в состав которой входила и Южная Осетия, к России. Будучи прогрессивным деятелем своего времени, симпатии Ялгузидзе были на стороне России. Естественно, он приветствовал этот акт. Важно подчеркнуть, что приветствовали присоединение края к России не только он, но и все югоосетинское крестьянство. Об этих настроениях народа четко сказано известным русским генералом Паскевичем: «Осетины при первом появлении в стране русских войск встретили их как избавителей от грузинских феодалов». |
Лидерство и подвиг одной женщины |
Автор: 00mN1ck / 12 мая 2015 / Категория: Интересные материалы » Личности |
Шел 1979 год. Советский Союз готовился к Московской Олимпиаде, партийные деятели на разных уровнях рапортовали об успешном выполнении плана очередной пятилетки. В это время в Южной Осетии развертывались события несколько другого характера. В 1979 году руководство Грузинской ССР во главе с Эдуардом Шеварднадзе приняло решение построить на территории Южной Осетии, которая в то время в статусе автономной области входила в состав ГССР, мышьяковый завод. Юго-Осетинской автономной областью в те годы руководил 1-й секретарь обкома партии Феликс Санакоев, который с готовностью согласился с решением вышестоящего начальства и приступил к его выполнению. Отлаженный процесс пошел, казалось, неотвратимо. Но тут возникло неожиданное для партийных властей препятствие. Среди студенчества, а затем и среди других слоев общественности Южной Осетии появилось и начало расширяться движение протеста против строительства мышьякового завода. Хотя по тезису официальной пропаганды тех лет, предполагалось, что народные массы с энтузиазмом поддерживают все решения партийных верхов. Как оказалось, в роли первоисточника протестных настроений выступила заведующая кафедрой химии и биологии Юго-Осетинского государственного пединститута Юлия Александровна Габараева, в научных и преподавательских кругах Южной Осетии личность известная. Юлия Габараева родилась 21 июня 1938 года в селе Залда. После окончания педагогического техникума в Цхинвале она поступила на химико-биологический факультет Московского педагогического института имени Ленина. Оттуда талантливого югоосетинского химика направили в Ростов в аспирантуру, где она и защитила кандидатскую на тему "Исследование в области металлоорганических соединений ацеталей фурфурола и альфа-фуран карбоновых кислот". Защитив кандидатскую диссертацию, Юлия Габараева стала первым кандидатом наук в области химии среди женщин в Южной Осетии. |
Корифей осетиноведения (К 160-летию со дня рождения академика Всеволода Федоровича Миллера) |
Автор: 00mN1ck / 31 марта 2015 / Категория: Авторские статьи, Личности |
Свое слово о В.Ф. Миллере, об этом выдающемся ученом-энциклопедисте, внесшим огромный вклад в сравнительное языкознание и мифологию, иранистику и археологию, историю, литературу и фольклор, хочется начать с его биографии. В.Ф. Миллер родился в Москве седьмого апреля 1848 г. в интеллигентной семье видного поэта-переводчика Федора Богдановича Миллера, атмосфера в которой благоприятствовала духовному становлению академика. Исключительная способность к языкам проявилась у В.Ф. Миллера еще в годы учебы в пансионе, когда овладел в совершенстве двумя западными языками: немецким и французским. Тогда же изучил он и английский язык, затем овладел итальянским и санскритом (древнеиндийским классическим языком). Будучи еще совсем юношей, В.Ф. Миллер под влиянием востоковеда Павла Яковлевича Петрова заинтересовался восточной филологией и в 1865 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В стенах университета В.Ф. Миллер приобретает глубокие знания в области народной словесности, сравнительного языкознания и санскрита. В 1870 году В.Ф. Миллер окончил университет и был оставлен по представлению проф. Петрова для подготовки к профессорскому званию на кафедре сравнительного языкознания.
|
Букет для Иленьки. Одна тайна на двоих |
Автор: 00mN1ck / 25 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Личности |
Судьба щедро наградила Цецилию красотой, дивным голосом, редким актерским талантом. Судьба обделила Цецилию долгим веком и семейным счастьем. Но одарила любовью, которая пережила ее земную жизнь. Им не суждено было быть вместе, но они любили друг друга. ОНА — Цецилия Джатиева и ОН — Мстислав Ростропович... |
Василий Иванович Абаев – теоретик языкознания |
Автор: 00mN1ck / 16 декабря 2013 / Категория: Авторские статьи, Личности |
В статье проведен анализ научных трудов В.И. Абаева по общей лингвистике, на основе которого рассмотрены основные взгляды ученого на важнейшие вопросы теории языкознания. |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|