Сатцаев Эльбрус Батрбекович кфн, снс СОИГСИ им. В.И.Абаева, г.Владикавказ Контакты осетин с Ираном восходят к глубокой древности. Еще до принятия Ислама, Иран пытался распространить на родственных осетин зороастризм, однако эти попытки не имели большого успеха. Тем не менее, осетины продолжали рассматриваться иранцами в качестве единомышленников, и Иран всегда пытался усилить на них свое влияние. После утверждения в Иране Ислама шиитского толка, активность его в Осетии значительно возросла. Этому предшествовала установление практически полного контроля над Грузией, превратившегося в лоскутное государство. К этому же времени относится активизация политики России на Кавказе. Действия России вызвали большое негодование в Иране и он, стремясь ослабить его влияние, стал обращать особое внимание на народы Северного Кавказа, в том числе и на Осетию. Южные осетины встали на сторону проирански настроенного царевича Грузии Александра и России пришлось послать против южных осетин карательный отряд.
Одновременно к северным осетинам доставлялись фирманы персидского шаха, в которых их призывали выступить против русских. Значительная часть осетин поддалась шахским призывам и пыталась препятствовать продвижению русских войск в Закавказье. Но все эти усилия не принесли какого-либо успеха Ирану и постепенно его политическое влияние на Кавказе было сведено к минимуму. Россия окончательно присоединило весь Кавказ, а Иран превратился в слабое государство, постепенно превращающееся в полуколонию. На Северном Кавказе стали появляться города, где развивалась промышленность. Одним из таких крупнейших городов стал Владикавказ, который с момента преобразования из крепости в город начал привлекать к себе местное население, стремящееся обосноваться здесь. Значительный процент жителей города составляли выходцы из Ирана, большей частью азербайджанцы по национальности. В 1915 году их численность составляло 2463 человека или 3,5% населения Владикавказа. Все выходцы из Ирана, независимо от национальности, назывались персами.
Разные причины побуждали подданных Ирана к оседанию во Владикавказе. Минуя развитый в то время Баку, они селились в Осетии. Их влекли сюда благоприятные условия торговли и возможность быстро встать на ноги, и даже разбогатеть. Для оперативного решения вопросов, связанных с выходцами из Ирана, во Владикавказе было организовано Иранское консульство («Вице-Консульство Его Императорского Величества Шаха Персидского в Терской и Дагестанской областях»).
Многие переселенцы, несмотря на то, что долгое время жили во Владикавказе и имели здесь хозяйство и недвижимость, оставались подданными Иранского Шаха.
В конце XIX в. на пожертвования шиитов, выходцев из Ирана, во Владикавказе была построена шиитская мечеть. Служба в мечети велась на персидском языке.
В 1903 году в городе было открыто так называемое русско-персидское училище «Навруз», где преподавался персидский язык. Иранцам было предоставлено монопольное право на торговлю тканями, а также на почтовые перевозки между Владикавказом и Тифлисом.
К 30-м гг. XX в. численность персов и иранских азербайджанцев во Владикавказе составляла около 20 тыс. человек. И тогда же начался обратный процесс их возвращения на историческую родину. Были закрыты иранское консульство, шиитская мечеть и персидская школа, имущество большинства иранцев была конфисковано. Позднее, часть иранцев, принявших советское гражданство, была репрессировано. В 30-х гг. XX в. всякие связи с Ираном были сведены на нет.
После распада СССР появилась возможность восстановления связей. В рамках этих связей в Северо-Осетинском государственном университете было организовано преподавание персидского языка. Северную Осетию неоднократно посещали высокие иранские гости, в том числе и представители посольства и Иранского культурного центра в г. Москве.
В свою очередь, представители Северной Осетии также побывали в Иране. Среди осетин интерес к иранцам и персидскому языку – как родственному – в последние годы значительно возрос. Силами осетинской интеллигенции организовано осетино-иранское научно-культурное общество, которое занимается исследованиями и популяризацией иранской культуры и истории, а также персидского языка.
В настоящее время в г. Владикавказе проживает сравнительно небольшое количество людей, считающих себя иранцами. К сожалению, никто из них уже не владеет персидским языком. Большинство людей, чьи предки были выходцами из Ирана, слились с азербайджанцами и персидский язык помнят лишь несколько человек преклонного возраста.
В архивах г. Владикавказа имеется немало материалов о деятельности Иранского Вице-Консульства, а также шиитской мечети и русско-персидского училища.
Для расширения осетино-иранских связей усилий одной Северной Осетии недостаточно. Возможности иранской стороны гораздо шире и, при условии активизации деятельности иранцев, всесторонние связи Осетии и Ирана могут иметь хорошие перспективы.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |