|
|
Социокультурная проекция проблемы обустройства жилого пространства владикавказцев в 50-е - 60-е годы XX века |
Автор: 00mN1ck / 12 сентября 2010 / Категория: Авторские статьи, Новая история |
Из «трех китов», на которых держится жизнь обычных людей вне работы и политики, - пищи, одежды и жилья - определяющую роль в судьбе человека играет дом. Понятие «дома» многогранно. Оно включает и архитектурное строение, и место, где духовная атмосфера наиболее комфортна для конкретной личности (отсюда выражение «как у себя дома»). Это и система организованного хозяйства, и комплекс родовых связей людей. То есть, дом - это все то, что включает материальные и духовные начала существования человека. Значимость дома в жизни обычного человека и определяет исследовательский интерес к данной проблеме. В предлагаемой работе рассматривается вопрос освоения и обустройства рядовым городским обывателем своего жилого пространства в годы послевоенной модернизации, когда серьезные перемены в политической и социально-экономической сфере вносили содержательные изменения в частную жизнь горожан. Обращение к данной теме, на примере Владикавказа*, позволяет глубже исследовать специфику повседневной жизни российского провинциального полиэтничного города на фоне общественных преобразований 1950-1960-х годов, создать более полную картину жизни городского социума, так как реалии советской повседневности уравнивали и объединяли горожан почти независимо от уровня их образованности, генерационной, тендерной и национальной принадлежности. |
Древняя традиция в общественном строе осетин—алагирцев первой половины XIX века |
Автор: 00mN1ck / 6 сентября 2010 / Категория: Авторские статьи, Новая история |
Алагирское общество Осетии (Уæлладжыры ком, Уæлладжыр) расположено в бассейне реки Ардон от слияния рек Нардона, Цмийагкомыдона, Мамисондона и Адайкомыдона на юге и до местности Ныхас между Бизом и Тамиском на севере. Алагирским обществом называют иногда все население Ардонского бассейна, включая в это понятие Туалгом (в русских источниках известный под названием Наро-Мамисонского общества). Такое расширительное толкование неприемлемо с исторической точки зрения, и автор этих строк использует термин Алагирское общество как синоним осетинского Уæлладжыры ком, что строго соответствует употреблению этого названия в документах. |
Родственные связи осетинской и ингушской аристократии |
Автор: 00mN1ck / 10 июля 2010 / Категория: Авторские статьи, Новая история |
«На юго-восток от укрепления Джераховского (по Военно-Грузинской дороге) идет глубокое ущелье, образуемое течением р. Арм-хи (Кистинка), в котором обитают два горских общества: Джераховское и Кистинское; далее, за гребнем Коджар-Догушты, служащим перевалом в ущелье р. Ассы, лежат поселения галгаевцев и цоринцев; на востоке же от последних, по р. Гехи, обитают акинцы и по р. Фортанг - мереджинцы. В 1865 г. эти шесть обществ составляли Горский участок Ингушевского округа. (Два последних в 1866 г. отделены и присоединены к Аргунскому округу). Это описание оставил известный исследователь Н.Ф. Грабовский, побывавший в горах Ингушетии во второй половине XIX в. Правда, он отмечал, что «между описываемыми горцами сословных подразделений не существует». Однако Комиссия по разбору личных и поземельных прав горцев в 1859 г. констатировала: «Между назрановцами, карабулаками и горцами Ингушского округа существуют известные фамилии». |
К истории изучения осетинской культуры в конце 40-х – 50-х годов XX в. |
Автор: 00mN1ck / 25 марта 2009 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
В историю культуры Осетии вписано немало драматических страниц, нашедших отражение в судьбах интеллигенции. Одной из таких страниц посвящено наше выступление. Тематически оно связано с коллизией подготовки первого тома двухтомного издания «Истории Северо-Осетинской АССР», хронологически - с концом 40-х - 50-и гг. XX в. Обращение к этому эпизоду истории нашей культуры представляется весьма актуальным в контексте взаимоотношений власти и науки, влияния на судьбы национальной интеллигенции. |
Об истории осетино-иранских связей |
Автор: 00mN1ck / 15 декабря 2008 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
Контакты осетин с Ираном восходят к глубокой древности. Еще до принятия Ислама, Иран пытался распространить на родственных осетин зороастризм, однако эти попытки не имели большого успеха. Тем не менее, осетины продолжали рассматриваться иранцами в качестве единомышленников, и Иран всегда пытался усилить на них свое влияние. |
Осетия в Великой Отечественной Войне |
Автор: alandon / 10 ноября 2008 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
Подвиг народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны беспримерен, равного ему не знает история человечества. Уроки и последствия самой кровопролитнейшей из войн, которые помнит история, до сих пор занимают умы миллионов людей нашей планеты. Теоретическое обобщение итогов победоносной войны с фашизмом, анализ ее уроков необходимы прежде всего в интересах дальнейшего укрепления мира, в интересах нынешних и грядущих поколений. Победа советского народа над германским фашизмом предотвратила попытку завоевания мирового господства, к которому стремилась гитлеровская Германия. Война потребовала от советских людей большой организованности огромного напряжения сил, идейной сплоченности и железной дисциплины, готовности пойти на любые жертвы во имя победы най врагом. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил жизнь тыла. |
История и судьба кавказских переселенцев в Турцию (50-е–70-е годы XIX в.) |
Автор: 00mN1ck / 21 октября 2008 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
После окончания Кавказской войны на Северном Кавказе, в том числе и в Осетии, среди части мусульман-осетин, продолжавших ориентироваться на единоверную Турцию, началось махаджирское, т.е. переселенческое движение за уход в османские владения. В историографии этого вопроса существуют различные точки зрения - иногда прямо противоположные - о причинах и характере переселения кавказских мусульман в Турцию. |
Геноцид южных осетин 1920 года в аспекте международного права |
Автор: 00mN1ck / 20 октября 2008 / Категория: Новая история, Современность |
В 1917–1921 годах на территории бывшей Российской империи произошли кардинальные общественно-политические, правовые и духовно-нравственные перемены. Многие из бывших национальных окраин, в том числе Грузия, Армения и Азербайджан, получили независимость от советской России и стали суверенными государствами, то есть субъектами международного права. Они воспользовались национальным самоопределением – основополагающим принципом большевистской национальной политики, наиболее полным выражением демократизма и равноправия в межнациональных отношениях. Этот принцип, сформулированный высшим политическим руководством РСФСР, распространялся на все нерусские народы, в том числе на южных осетин, абхазов и других. Однако меньшевистское руководство независимой Грузии, придерживаясь мини-имперской политики и практики в отношении Южной Осетии и Абхазии, учинило кровавую расправу над осетинским и абхазским населением за их законное стремление и естественное желание к национальному самоопределению. |
Система взаимодействия этнических элит Северного Кавказа (XVIII - нач. XX вв.) |
Автор: 00mN1ck / 28 сентября 2008 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
На протяжении многих веков на Северном Кавказе складывалась и развивалась особая система межэтнического общения, содержание которого составляли не только спорадические и постоянные контакты, но и глубокое этнокультурное взаимопроникновение.
Как правило, в установлении межэтнических контактов участвует не весь этнос, а его представители, происходит общение отдельных групп контактирующих народов. На Северном Кавказе основными участниками межэтнического взаимодействия в XVIII — начале XX вв. были этнические элиты, т.е. феодальная знать. Исследование межэтнического общения феодальных сословий представляет особый интерес, так как исторический опыт свидетельствует об их мощном позитивном потенциале для стабилизации добрососедских отношений. |
Генеалогические представления осетин |
Автор: 00mN1ck / 17 сентября 2008 / Категория: Новая история, Культура |
Важнейшим аспектом общественного сознания осетин XIX века были коллективные представления отдельных обществ о своем происхождении. Исследование данного аспекта позволяет выявить традиционные генеалогические структуры в общественном сознании осетин XIX века и их зависимость от уровня социально-экономического развития.
Основными источниками для реконструкции традиционных генеалогических структур в общественном сознании осетин XIX века являются генеалогические и исторические предания (жанр несказочной фольклорной прозы) и генеалогические схемы, содержащиеся в документальных источниках XIX в., исходивших от осетинских фамилий и отдельных лиц для обоснования своих личных, сословных и поземельных прав. |
Ювелирное дело в Осетии |
Автор: 00mN1ck / 14 апреля 2008 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
Ювелирное дело в Осетии имеет богатую многовековую историю. Высоким исполнительским уровнем отличаются украшения, обнаруженные в археологических памятниках Осетии, уже в эпоху бронзы, во II-I тыс. до н. э. Мировую известность получили изделия скифо-сарматского звериного стиля и пластика кобанской культуры. В I в. н. э. аланы принесли с собой в Европу из Центральной Азии бактрийский «бирюзово-золотой» ювелирный стиль. По мнению ряда специалистов, они же являются одними из создателей «гранатово-золотого» стиля клуазонне, популярного в раннесредневековой Европе. |
Исторический очерк. Часть первая. |
Автор: 00mN1ck / 21 января 2008 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
Осетия была окончательно завоевана царизмом в конце первой половины XIX века. С целью закрепления царского владычества в Осетии, великодержавные и националистические историки создали легенду о ее, якобы, «добровольном» присоединении к царской России потому, что Осетия, якобы, угрожали «звери» кабардинцы, что русские феодалы явились избавителями Осетии от кабардинского игра. Историческая правда говорит совершенно другое: в борьбе против царизма кабардинский и осетинский народы помогали друг другу. Завоевание Осетии Россией не принесло ей избавления от чужого ига, а, наоборот, установило его, в виде господства русских помещиков и царской бюрократии. |
Владикавказ |
Автор: 00mN1ck / 18 июня 2007 / Категория: Владикавказ, Новая история |
Переселение осетин на равнину, на русскую границу, началось еще в 60-х гг. XVIII века. Оно стало возможно после установления между Россией и Осетией добрых отношений в результате плодотворной работы первого осетинского посольства 1749 - 1751 годов. Вскоре после этого на границе с Осетией была построена русская крепость Моздок. Вокруг нее рядом с казачьими станицами появились и осетинские селения. В 1764 году в Моздоке открылась первая осетинская школа, которое имела немалое значение для культуры Осетии. Но особое значение в исторической судьбе осетин сыграло основание крепости Владикавказ. |
Парламент Южной Осетии дал политическую оценку событий 1918-1920 годов |
Автор: 00mN1ck / 27 апреля 2007 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
Парламент Южной Осетии дал политическую оценку событий 1918-1920 гг. Полный текст документа:
"История Южной Осетии как этногеографической единицы территории Осетии насчитывает более двух тысяч лет. Данные античных, древнегрузинских и древнеармянских, нарративных источников однозначно свидетельствуют об осетинской (скифо-сарматской) принадлежности древнего и средневекового населения южных склонов Центрального Кавказа. К примеру, "Армянская география" VII в. н.э. свидетельствует о том, что указанная территория составляла часть раннесредневековой Алании. |
Кто разделил Осетию? |
Автор: 00mN1ck / 14 апреля 2007 / Категория: Интересные материалы » Новая история |
Тому, что Осетия раньше была неделимой на Северную и Южную, есть много свидетельств, в том числе и в произведениях древних грузинских авторов и в других важных документах. Не была делимой она и со стороны администрации России. Это видно из материалов деятельности осетинской духовной комиссии, которая была создана в 1745-1814 годах царской Россией и синодом. Комиссий было две. Первая работала в Моздоке с 1745 по 1793 годы. Вторая комиссия работала в Тбилиси с 1811 по 1861 гг. Обе комиссии распространяли среди осетинского народа христианство. Сотни оставшихся документов о их деятельности подтверждают, что никогда Осетия не была разделена на Северную и Южную. |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|