Главная > Новая история > Общественная жизнь в Осетии (конец XIX - начало XX вв.) просветительские и национальные общества
Общественная жизнь в Осетии (конец XIX - начало XX вв.) просветительские и национальные общества21 мая 2014. Разместил: 00mN1ck |
О.Ю.Атаев, аспирант СОИГСИ им В.И.Абаева Начало XX столетия явилось важной вехой на пути становления в России различных общественных движений и организаций. Общества эти имели различную направленность и влияли на развитие культурной, духовной, социальной и образовательной жизни, формировали моральные ценности. В большинстве своем эти общества делились на просветительские, благотворительные, национальные, религиозные. Были общества, ведающие делами спорта и туризма, занимающиеся студенчеством, ориентирующиеся в свой деятельности на оказание помощи малоимущим и бедным слоям населения. Возникновение такого рода обществ не случайно и продиктовано требованиями того времени, потребностью людей в получении соответствующих знаний, интеллектуального общения, к полному устранению неграмотности, выработке нравственных принципов, эти общества являлись и проводниками патриотизма в народные массы. Для официальной регистрации с целью препровождения своих замыслов в действительность, общества создавали уставы, где прописывались цели и задачи, методы и способы организации деятельности.. Не был и исключением Северный Кавказ, где наряду с другими краями, открывались многочисленные общества, руководствовавшиеся различными целями и задачами. Их появление было закономерным явлением, поскольку государственная власть отдавала на откуп общественности такие сферы социальной культурной жизни как художественное творчество, организация досуга, просветительство, частично и образование. Как и во многих других областях России, на Кавказе имели место быть благотворительные общества, конфессиональные общества, национальные и многие другие. Одним из главных культурных центров на Северном Кавказе в то время по праву считался Владикавказ, где к началу XX века вели свою деятельность множество общественных организаций, ориентирующиеся на все важнейшие сферы жизнедеятельности и игравшие не последнюю роль в жизни города и в проблемах его населения. Хотелось бы остановиться на просветительских и национальных обществах, которые работали в тот период во Владикавказе. В развитии культурной жизни Владикавказа значимый вклад вносили и культурно-просветительские общества. Одно из самых первых таких обществ возникло в Терской Области и было зарегистрировано как «Общество по устройству народных чтений в городе Владикавказе и Терской области» Наряду с театральными, художественными, литературно-драматическими, обществами предложение по организации публичных чтений неоднократно высказывали жители города: «В нашем владикавказском обществе есть все необходимые условия для того чтобы публичные действия приобрели в его среде такое же право гражданства как концерты и спектакли. У нас есть немало представителей ученого сословия, окончивших курс в университете, есть множество специалистов военного дела, медицины, сельского хозяйства, промышленности, торговли и т.п. Все эти представители науки не откажутся хоть изредка делиться с публикой наиболее практическими и пригодными для жизни выводами своей науки.... Из сотни молодых и уже старых людей, убивающих теперь бесцельно свою жизнь в различного рода весьма грубых удовольствиях, по крайней мере, десятки воспользуются ими с выгодой для себя и общества»[1]. В июле 1870 года группа инициаторов получила разрешение начальника Терской области проводить публичные чтения по средам и субботам в зале городского общественного управления. Тематика предлагаемых лекций была разнообразной: «О новой судебной реформе»(лектор И.И. Евлахов), «О крови и кровообращении» ( лектор К. С. Козловский), и др. [1]. В 1890 году по инициативе небольшого круга лиц из интеллигентных представителей города были уже предприняты первые попытки учреждения «Общества народных чтений». Согласно Уставу (утвержденного министром Народного просвещения Боголеповым 24 июля 1899 года), основная цель его заключалась в «развитии религиозно-нравственных и патриотических чувств в народе, а также сообщение ему общеобразовательных и полезных сведений по всем отраслям знания» [1]. Для достижения поставленных целей Общество по устройству народных чтений обязывалось по воскресным и праздничным дням организовывать мероприятия с привлечением различных наглядных пособий использованием кинематографа. Оно имело несколько аудитории: в женской прогимназии, в городской управе, в мещанском и Николаевском училищах. В 1903 году была открыта аудитория в Пушкинском училище, в 1906 году — на Молоканской и Курской слободках. Лекционная деятельность была рассчитана на разные категории горожан. В программу входили чтения по произведениям А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других русских и зарубежных авторов, беседы на духовно-нравственные темы, многие лекции по общественно-политическим и экономическим вопросам, по страноведению и т.п. Правление общества устраивало чтения и на осетинском языке: врач Беликов на Владимирской слободке читал лекции о чуме и о других инфекционных заболеваниях, гор. Амбалов — о роли кооперативов. Среди осетин было немало популярных лекторов. Местная пресса публиковала восторженные отзывы о лекциях И. В. Баева по биологическим, хозяйственным и нравственным аспектам брака, мистицизме поэзии сбор с которых шел в пользу «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области» [1]. В членах Общества могли состоять, в «неограниченном количестве» и те лица достигшие совершеннолетия «обоего пола христианских исповеданий». К 1909 году в списках Общества значился 81 человек. [2]. Это были передовые люди, представляющие разные национальности и социальные слои горожан. Почетным членом являлся, Тер-Барсегов Г. Г.., действительными — Вертепов Г.А., Архангельский М.М., Гасумянц Н. Г., Грозмани В. Г., Караулов М.А., Тускаев И. И., Сидамонов А. А., Шмидт Н.Н., Попов Е.И., и др [2, 24-26]. Отчеты о регулярно проводимых мероприятиях Общества печатались в местных печатных изданиях. Так, данные за 1907- 1908 года фиксируют 79 проведенных «аудиторий» по Терской области. Среди которых значатся 25 Владикавказских аудиторий; в слободе Нальчик аудитория горской школы и церковно-приходской школе; в городе Моздоке — 5-ти классного училища; в городе Георгиевске — резервного батальона и горского училища. В трех бесплатных владикавказских аудиториях Общества — женской прогимназии, Пушкинской аудитории и на Курской слободке при Вознесенской церковно- приходской школе, в течение этого периода было устроено «114 чтений: по естествознанию, географии, русской литературе, и по брошюрам духовно-нравственного содержания» Одни чтения предназначались для взрослых, другие для детей. Чтения посетили 13 700 человек; из них преобладающее большинство составляли дети [2, 3-5]. В 1911 году в читальне и в аудитории Пушкинского училища были тоже установлены сцены для постановки спектаклей с целью «дать всему народу разумное и дешевое развлечение» Члены Общества ставили пьесы Горького, Островского, Гоголя и других известных писателей. Со временем в структуре Общества сформировалась шесть отделов — это духовное, литературное, историческое, географическое, естествоведческое и медицинское. В 1911-1912 годах было организовано 1083 мероприятия, привлекших 138 566 слушателей. По инициативе Общества было принято решение о строительстве народного дома, в котором бы располагались сцена, аудитория, библиотека, областной музей [3, 305]. В мае 1914 года Общество начало обращаться к областной администрации с просьбой внести дополнительный пункт в свой устав- право приобретать в собственность или аренду движимое и недвижимое имущество. Речь шла о «Народном доме», который в случае закрытия Общества должен непременно сразу перейти Владикавказскому городскому самоуправлению для тех же целей [4]. Не менее значимым было созданное в городе Моздоке Терской области «Общество для изучения Северо-Кавказского края в антропологическом и естественно-историческом отношениях». Позднее моздокское общество зарегистрировано было как «Кружок изучения Северного Кавказа». Его инициаторами выступили учащиеся Моздокского реального училища, а его руководителем был преподаватель Г. Коровицкий. Разнообразные задачи по изучению Северного Кавказа в «естественно-географическом, историко-археологическом, культурно-экономическом и этнографическом отношениях края весьма обширного и недостаточно исследованного», могли быть решены Моздокским Обществом только при привлечении и участии «местных исследователей». Для этого члены кружка обращались к горожанам с просьбой о содействии, где «каждый наблюдатель и тем более исследователь может изучать то, что всестороннее изучения края «подготовляется медленным и кропотливым накоплением фактов». Одной из задач Кружка было намечено создание естественно-исторического музея и библиотеки. Для более плодотворной работы, Моздокский Кружок изучения Кавказа свою работу разбил по направлениям: а) Естественно-географический обзор родного края б) Этнографический обзор в) Культурно-экономический обзор г) Исторический обзор [5]. Неоспоримо то, что этот Моздокский Кружок своей деятельностью внес немалый вклад в культурно просветительскую жизнь Терской области. В селении Ольгинское Терской области в начале XX века, было создано «Просветительское и культурно-экономическое Общество». Подав свое прошение о регистрации в областное управление, 22 июня 1909 года было получено разрешение об утверждении Устава общества. Исходя из «сознания взаимной зависимости между образованием сельчан и их экономическим благосостоянием» Ольгинское Просветительское и культурно экономическое Общество ставило перед собой следующие цели: «поддержать жителей в их начинаниях в области просвещения; направить общественную деятельность жителей к подъему их культурного и экономического благосостояния». В уставе Общества утверждалось что только «просвещенный и самодеятельный земледелец способен изменить отжившие разорительные для народа способы ведения сельского хозяйства и поднять свое материальное благосостояние» [5]. Инициативная группа сельчан, сообща образовавшая данное Общество, предприняла попытки устроить библиотеку — читальню, множество раз организовывала различные чтения, беседы, собрания «как по общим, так и по специальным вопросам, касающимся земледелия и других сторон местной жизни». Члены общества брали на себя все обязательства распространения «сельскохозяйственных знаний...., путем устройства опытных земледельческих станций, публичных чтений» и пр. Немаловажное значение имело «Русское горное общество» созданное в 1900 году. В апреле 1912 года было открыто Владикавказское отделение Русского Горного общества. Его учредителями выступили врач Я. Рискин, ветеринар Ендржеевский, преподаватели Кадетского корпуса К. Проскура и Н. Златовратский, журналист М. Спичкин, топограф П. Цирюльников. Издав Инструкцию к данному Отделению определись ее цели и права. Заключались они в следующем: «...объединение исследователей гор и любителей горных путешествий, содействие к изучению гор и распространение сведений о них» [6]. Делалась оговорка, что при полном изучении ледников, следовало руководствоваться «наставлением, выработанным Ледниковой Комиссией при физической географии Императорского Русского Географического Общества» [6]. При непосредственном участии Владикавказского отделения Русского Горного Общества расширялось не только академическое, познавательное направление в изучении края, но и укреплялось межрегиональное культурное взаимодействие. Помимо просветительских обществ, действовавших на всем Северном Кавказе, существовали и вели свою деятельность национальные общества. Город Владикавказ не был исключением, здесь сосредоточили свою работу многие национальные общества. К примеру — Греческое благотворительное общество, созданное в апреле 1913 года. Это общество имело своей целью доставление средств к улучшению конечно материального и нравственного состояния и к поднятию уровня умственного развития бедных греков, постоянно или временно проживающих во Владикавказе, Русского или иного иностранного подданства, без различия пола и возраста. Помощь общества выражалось в снабжении одеждой, пищею и приютом для неимущих, если они не могут приобретать их собственными трудами. Общество оказывало содействие к приисканию нуждающимся занятий или службы, выгодному сбыту изделий бедных тружеников, снабжению больных медицинскими пособиями, на счет общества, определению престарелых и немощных в богадельни, дома призрения и малолетних в сиротские дома, ремесленные и учебные заведения, облегчению и доставлению способов для воспитания сирот и детей, неимущих или неизвестных родителей, распространению грамотности путем открытия школ, библиотек, читален, содействию многим неимущим средствами возвратиться на Родину. Для выполнения всего этого вышесказанного обществу по мере развития его средств предоставляется право открывать общественные столовые, чайные, ночлежные дома, приюты, общежития, больницы, амбулатории, школы с точным соблюдением всех действующих по данному предмету узаконений и многих распространений Правительства, а равно и с соблюдением случае утверждаемых одним общим собранием общества правил и инструкций. Общество состояло из большого неограниченного числа лиц обоего пола, всех званий и состояний, живших как в г. Владикавказе, так и иногородних. Общество имело свою печать и исключительно со своим наименованием [7]. Терское областное общество по делам об открытии регистрации, воспрещении и закрытии обществ союзов под председательством младшего коменданта и наказного атамана Терского казачьего войска, генерал-майора Соловьева на основании пункта 23 Высочайше утвержденных, 4-го марта 1906 года, всех временных правил об обществах и союзах, имело суждения по поводу заявления учредителей Владикавказской группы Французского союза майора Ржевского, действительного статского советника Салтыкова постановило в виду соблюдения учредителями требований, произвести регистрацию этого названного общества. Так начало работать владикавказское отделение «Французского союза». Союз имел следующие цели: создание клубов с исключительным господством в них французского языка и при них также и библиотек, читален, содержащих большое количество французских книг, журналов, газет; устройства празднеств, концертов, представлений, лекций на французских и русских языках; основание школьных заведений, курсов для детей и взрослых; введение преподавания французского языка в тех школах, которые его лишены, денежные пособия уже существующим специальным школам французского языка; раздача наград для обеспечения посещения школ, для поощрения учебы учеников и трудов учителей и благотворителей Союза; отсылка французских книг в библиотеки таких же школ и клубов, основанных в других городах Кавказа, основание в этих же других городах местных комитетов, преследующих ту же цель и зависимых от областного комитета во Владикавказе; поиск учителей французского языка для учебных заведений и для семейств, которые бы этого просили. Общество каждый раз обнародовало известия на французском языке и обнародовало свои отчеты в русских газетах. Общество основывало при школе особые курсы сообразно с надобностью и с требованиями времени (курсы для коммерсантов и для всех будущих студентов). Общество содействовало его участникам завязывать полезные для них сношения с Францией и со странами, в которых всецело господствует французский язык. Общество имело для переписки свою печать с надписью на французском языке [8]. Вело свою деятельность и попечительство русско-еврейского училища, председателями, которого были Тульман, А. О. Фишман, Я.Ю. Царлин, Г.К. Турич. Оно содействовало материальному благосостоянию находящегося в г. Владикавказе Русско-Еврейского училища и могущих быть при нем всегда открытыми ремесленные отделения, вечерние курсы и субботние школы. Попечительство имело своей целью содержать на свои средства Русско-Еврейское училище для обучения в нем детей обоего пола с определенной платою за нравоучение и оказанию материальной помощи нуждающимся этого училища. Членами попечительства могли быть лица не моложе 21 года за исключением учащихся в низших и средних учебных заведениях [9]. Существовало также общество Еврейской драмы, литературы и музыки. Цели этого общества были следующие: организация хоров, оркестров, трио, квартетов; устраивание с надлежащего в каждом отдельном случае права на разрешение драматических, литературных и музыкальных вечеров, как для членов общества, так и для их гостей; организация с надлежащего права лекции, как по истории, музыки, драмы, так и по литературе; приглашение музыкальных деятелей и лекторов; сбор еврейской песни и синагогальных мотивов. Общество входило в сношение с другими аналогическими об-ми. Общество имело свою печать и пользовалось правом издательства по многим вопросам его деятельности [10]. Создавались и другие общества других национальностей. Так в 1905 г. было создано «Общество пособия бедным армянам в городе Владикавказе», Владикавказский областной отдел «Союза русского народа», «Кавказское, армянское издательское общество», персидское общество «Химмат». Данные общества ставили перед собой актуальные цели и задачи, имели огромную роль и влияли на многие проблемы Северного Кавказа и его населения. Общества прибегали к различным методам повышения культурного уровня членов общины и пополнения своих касс. Проводимые мероприятия всегда включали: концерты, народные гуляния, распространение печатных изданий, открывались школы и бесплатные читальни. Создаваемые в городах Северного Кавказа, в частности во Владикавказе в конце XIX в начале XX веков культурно-просветительские и национальные общества способствовали развитию общественнокультурной среды северокавказского региона. Литература 1. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп 1. Д.5. Л.8. 2. Отчет о деятельности Общества по устройству народных чтений в городе Владикавказе и Терской области за 1907-1909 гг. 3. История Владикавказа. 305 с. 4. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д.533. Л.1-3. 5. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д77. Л.7. 6. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д223. Л.6. 7. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д.261. Л.1. 8. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д48. Л.5 9. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д.134. Л.6. 10. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д.122. Источник:
Атаев О.Ю. Общественная жизнь в Осетии (конец XIX - начало XX вв.) просветительские и национальные общества // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 100 - 108. Вернуться назад |