|
|
Сарматская сага Тадеуша Сулимирского |
Автор: 00mN1ck / 25 ноября 2017 / Категория: Интересные материалы » Сарматы |
В последнее время в европейской историографии вновь возникает интерес к сарматам, их истории, и культурному наследию. Загадочное племя сармат всегда будоражило воображение европейских исследователей, которые истории пытались определить культурно-преемственную связь между ираноязычными кочевниками, оставившими глубокий след в европейской культуре, и народами Европы. Отчасти это связано с тем, что некоторые европейские народы, особенно поляки, считают себя наследниками Великой Сарматии, которая, по сведениям античных авторов, располагалась на территории нынешней Восточной Европы. Впервые наиболее полную работу, посвященную сарматам и их наследию, написал польский исследователь Сулимирский. В книге под названием «Сарматы. Древний народ юга России» представлена вся яркая палитра истории этого народа, его наследия для истории Европы. На основе богатого фактологического материала автор, впервые в новейшей европейской истории, рассмотрел все этапы становления сармат как племенного объединения, начиная с их первого упоминания в исторических документах. Цель написания данной статьи заключается в критическом анализе книги Сулимирского с точки зрения основных постулатов советской и российской историографии. |
Некоторые параллели в погребально-поминальной обрядности североиранских народов (от скифов до осетин) |
Автор: 00mN1ck / 16 ноября 2016 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы, Новая история |
В статье на основе привлечения широкого круга археологических свидетельств и этнографического материала предлагается историко-сравнительный анализ отдельных сходных элементов обрядности погребально-поминального цикла у североиранских народов — скифов, сарматов, алан и осетин. Для скифо-сарматских погребальных традиций характерно разжигание примогильного костра, использование гробов в виде лодок, посвящение коня женщине. Аналогичные элементы фиксируются и в осетинской этнографической практике. Факты наличия в аланских погребениях железных тесел, хмеля, угольной подсыпки также находят параллели в осетинской традиционной культуре. В фольклоре и нартовском эпосе осетин есть объяснения аланским захоронениям с жерновами и необычным каменным оселкам в скифских могилах. Проведенный анализ свидетельствует о большом числе археолого-этнографических параллелей в названной сфере. Выявленный материал наглядно иллюстрирует актуальность и целесообразность сравнительного изучения данных скифо-сармато-аланской археологии и материалов осетинской этнографии и фольклора. Особенно перспективным данное направление научного поиска является для реконструкции идеологических представлений древних иранцев и духовного мира современных осетин в его ретроспекции. |
Два мотива сармато-аланского происхождения в средневековой религиозной литературе |
Автор: 00mN1ck / 7 июня 2016 / Категория: Авторские статьи, Сарматы, Аланы |
В недавнем исследовании сказаний о божестве Уастырджи, явившемся трём братьям, было показано, что они, как и их параллели у украинцев, македонцев и болгар, генетически восходят к скифским мифам о Таргитае и его трёх сыновьях, младший из которых, Колаксай, был вознаграждён, пройдя испытание . При рассмотрении этих фольклорных текстов принимался во внимание, прежде всего, мотив названного отца и трёх сыновей, подвергающихся проверке, между тем вне поля зрения остались мотивы убийства ребёнка для исцеления больного странника либо смерти ребёнка, которая не повлияла на радушие хозяев, с последующим воскрешением мёртвых детей в качестве награды от божества Уастырджи, а также процветшая яблоня. Между тем, эти мотивы представляют самостоятельный интерес в контексте осетинско-западноевропейских этнокультурных параллелей. В частности, известный украинский фольклорист Михайло Драгоманов обратил внимание на явно родственную болгарским, македонским и украинским преданиям и сказкам бретонскую легенду, записанную в двух вариантах. Отличаясь от восточно- и южнославянских, она, как можно заметить, всё же весьма близка в некоторых моментах осетинским фольклорным текстам. Мотив угощения странника телом ребёнка в бретонской легенде значительно изменён и вставлен в довольно сложную и запутанную фабулу. В одном, наиболее развитом варианте мать ребёнка, Туина, представлена прежде всего как девушка, которая страдает от мачехи и убегает с каким-то неизвестным мужчиной, который, услышав её плач, подговаривает её бежать с ним; оказывается, что неизвестный – предводитель разбойников и язычник, который не позволяет Туине крестить рождённого ею мальчика. Наконец Туина убегает от него к своему отцу, оставляет там мальчика, а сама идёт в Рим, исповедаться у папы. |
Скифо-сармато-аланский эсхатологический мотив в украинском фольклоре |
Автор: 00mN1ck / 2 мая 2016 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы |
В связи с проблемой контактов ираноязычного населения степи с неиранскими этносами особый интерес представляют идеологические представления восточных славян. Иранские параллели божеств славянского пантеона свидетельствуют о взаимодействии в области духовной культуры. В идеологической сфере украинцев не раз отмечались общие черты с североиранскими народами [4, с. 153-155; 3, с. 270-274]. Нередко именно осетинские соответствия помогают понять процессы эволюции и первоначальное значение украинских фольклорных мотивов. Важное место здесь занимает нартовский эпос осетин, восходящий к скифо-сарматскому прошлому. |
Несколько замечаний о возникновении этнонимов |
Автор: 00mN1ck / 12 января 2016 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы |
"Кто познал имена вещей, - говорил Платон, - тот познает вещи". Каждый народ, большой или малый, имеет свое имя, название - этноним, который исторически обусловлен и потому представляет огромную ценность. На территории европейской части нашей страны в древности обитало много различных племен: киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, славяне, венеды, анты и т. д. Но кого обозначали и представляли эти племена, что значило слово "Русь", из которого образован этноним "Россия"? Здесь нет, как говорится, прямых ответов, нужны терпеливые поиски решений, способных удовлетворить не только историков, лингвистов, но и специалистов других областей. Сразу следует оговориться, что главная трудность разгадки этнического термина "Русь" заключается в том, что в формировании этнонимов, топонимов, гидронимов и ономастики европейской части нашей страны приняли участие народы и племена, говорившие в основном на языках иранской группы, которые здесь уже не обитают. |
Славяно-иранский симбиоз |
Автор: 00mN1ck / 18 октября 2015 / Категория: Скифы, Сарматы, Аланы |
Древнейшая история славян, их происхождение и прародина наукой окончательно не установлены. Несостоятельной считается гипотеза о дунайской прародине славян, которая основывается на сообщении летописи «Повесть временных лет», рассказывающей о том, что славяне жили на Дунае. В. П. Кобычев в своей работе «В поисках прародины славян» вновь пытается доказать, что Дунай и Карпаты были изначальной прародиной славян. А. А. Шахматов считал прародиной славян Прибалтику и т. д. Однако имя Руси с давних времен, как это неоднократно отмечали, связано со славянским Приднепровьем. Именно этот район является колыбелью, сердцевиной Руси. Многие дореволюционные и современные историки единодушны в том, что существование первичной Руси было возможно лишь в Среднем Приднепровье. «В теснейшем смысле Русью именуются,— пишет С. Гедеонов,—только поляне и Киев». М. Д. Приселков определяет пределы Pуси территориями Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств, полагая, что они не знали налога «полюдье». М. Н. Тихомиров считает, что»- «название «Русь» —древнее прозвище страны полян». «Область собственно Руси в древнем,— говорит В. В. Мавродин,— узком смысловом значении слова ограничена Средним Приднепровьем, городами Киевом, Черниговом и Переяславлем (русским, южным). Б. А. Рыбаков обратил внимание на наиболее узкое значение названия Русь: небольшая область в виде треугольника, основанием которого является Поросье, т. е. течение реки Роси и ее притока Росавы, вершиной Киев, а одной из сторон—правый берег Днепра. Итак, «в старом земледельческом районе лесостепи на берегах р. Роси существовала Рос, или Русь». Такая картина складывалась с конца IV века н. э. |
Судьба образов звериного стиля в древнерусском искусстве |
Автор: 00mN1ck / 2 января 2015 / Категория: Скифы, Сарматы |
«Древняя загадка Сфинкса», как нам представляется, в том и состоит, что мы до сих пор хорошо не знаем семантики скифо-сарматского звериного стиля, а между тем нам предстоит иметь дело с другой загадкой: почему очень сходная зооморфная образность была весьма популярной в искусстве европейского средневековья, в частности в древнерусском искусстве. При всем осторожном отношении к теории неповторимости этнокультурных кругов, вряд ли все же можно предполагать, что восточные славяне прямо наследовали скифо-сарматскую художественную культуру. Ведь она погибла задолго до того, как образовались сильные славянские дружины, способные ее усвоить. Еще менее вероятно, что схожие мотивы в средневековом скифо-сарматском и древневосточном искусстве зародились и развивались конвергентно. Скорее их можно сопоставить с так называемыми общими местами эпоса, но и это нуждается в доказательствах. |
Источники изучения скифо-сарматской мифологии |
Автор: 00mN1ck / 27 апреля 2014 / Категория: Скифы, Сарматы |
Мифология скифов — ираноязычного народа, населявшего в I тыс. до н. э. степи Северного Причерноморья, известна крайне фрагментарно (сообщения античных авторов, иконографические источники). Вследствие этого одни исследователи отрицают существование у скифов развитой мифологии (М. И. Артамонов, JI. А. Ельницкий), другие же, несмотря на скудность данных, видят в скифской мифологии сравнительно развитую стройную систему, поддающуюся изучению (В. И. Абаев, Ж. Дюмезиль и др.). Однако характер источников допускает восстановление лишь сугубо статичной картины. В скифской мифологии выявляются черты значительного сходства с мифологией древнеиранских и — шире — индоиранских народов. Видимо, основной арсенал сюжетов и образов восходит к периоду индоиранского единства. Наиболее вероятно, что складывание скифской мифологии завершилось в первые века I тыс. до н. э., в ходе слияния этнических групп, пришедших в Причерноморье с востока, и местного населения — киммерийцев, которые, вероятно, тоже были ираноязычны. |
Сарматы — властители степей после скифов |
Автор: 00mN1ck / 21 марта 2014 / Категория: Интересные материалы » Сарматы |
Широкий степной пояс Евразии — территория, некогда населенная разнородными племенами номадов. На смену скифской эпохе (VII—III вв. до н. э.) пришла сарматская (VII в. до н. э. — III в. н. э.), получившая свое название по этнониму «сарматы», который был общим наименованием для целого ряда кочевых племенных союзов: сираков, аорсов, аланов, роксоланов, языгов и других воинственных ираноязычных, как и скифы, народов. Сарматы пришли в европейские степи с востока и появились в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе из-за Волги, однако точно определить их прародину до сих пор не представляется возможным. Греческий источник V в. до н. э. — знаменитая «История» Геродота — сообщает: «За рекою Танаисом — уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам». Упомянутых Геродотом савроматов, живших за рекою Танаисом (Доном) у Меотийского озера (Азовского моря) и ведущих, согласно легенде, свое происхождение от воительниц-амазонок и скифов, часто рассматривают как непосредственных предшественников и предков сарматов. Несмотря на относительное родство и близость культуры, кочевые племена зачастую имели военные конфликты между собой и безжалостно истребляли не только оседлое население, но и друг друга. Римский писатель I в. до н. э. Диодор Сицилийский, описывая вторжение в Северное Причерноморье новой волны номадов, которых он называет савроматами, пишет: «Эти последние много лет спустя, сделавшись еще сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребив побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». |
Сарматские амазонки и Нартовский эпос |
Автор: 00mN1ck / 22 июня 2013 / Категория: Интересные материалы » Сарматы |
Амазонками называлось племя женщин-воительниц. Античные авторы помещают амазонок на реке Фермодонт у города Фемискра в Малой Азии и в районе предгорий Кавказа и Меотиды /Азовское море/. Здесь амазонки связаны главным образом с ираноязычными народами скифами и сарматами. Современные осетины, как известно, являются потомками скифов и алан. В нартовском эпосе осетин имеется ряд амазонских сюжетов и образов. В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть исторические корни амазонской проблематики на основе сочинений античных писателей, археологических материалов и нартовских сказаний. |
Поздние сарматы на границах Рима |
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2011 / Категория: Авторские статьи, Сарматы |
Закат сарматской эпохи в IV в. н. э. ознаменовался бурными военными событиями, в которые были втянуты и некоторые сарматские народы, предки которых некогда были хозяевами обширнейших территорий Евразии. Но к указанному периоду владения сарматов резко сократились, ограничиваясь землями на западе Восточной Европы. Здесь, в первую очередь, сарматы сталкивались с германскими народами, а также с хоть и слабеющей, но все еще достаточно могущественной, жестокой и коварной Римской империей. Современные исследователи, как представляется, уделяют мало внимания данным событиям, которые, на мой взгляд, могли бы дать в их руки весьма важную информацию о сарматских традициях. В начале 330-х гг. владения сарматов становятся объектом военного вторжения. Исидор Севильский сообщает о нападении на области сарматов готов (Isid. Hist. 5). Иордан фиксирует вторжение готов под предводительством Визигойя, ставшего впоследствии героем эпических песен, в земли сарматов, для чего было необходимо переправиться через большие реки - Тизию, Тибизию и Дрику. Причем, Иордан замечает, что Визигойя погиб от сарматского коварства (Sarmatum dolo occubuit) (lord. Get. 48, 178). Исследователи видят в данном сообщении отражение обращения терпевших неудачи сарматов за помощью к Риму. |
Погребальная обрядность сарматов, алан и осетин: археолого-этнографические параллели |
Автор: 00mN1ck / 21 февраля 2010 / Категория: Сарматы, Аланы |
Осетинская погребально-поминальная обрядность имеет черты глубокого архаизма, что отмечалось многими исследователями (Такоева,1957; Калоев,1964; Гаглоева,1974; Кокоева,1980; Чибиров,1984; Хадикова,2003 и др.). При этом этнографы единодушно констатируют, что эта архаика имеет своими корнями погребальные обычаи ираноязычных предков осетин – скифов, сарматов, алан. О сходстве похоронных традиций скифов и осетин писалось неоднократно. Первым такой сравнительный анализ провел В.Ф. Миллер (1882). Статья В. Ф. Миллера «Черты старины в сказаниях и быте осетин» положила начало ретроспективному поиску архаичных элементов в материальной и духовной культуре осетин конца XIX - начала XX вв. Как видно из названия статьи, прежде всего, рассматривались «сказания» - нартовский эпос, воспевавший подвиги древних героев - нартов; при этом В. Ф. Миллером с поразительной наблюдательностью были показаны параллели между скифским бытом по Геродоту и некоторыми обычаями легендарных нартов. |
КАТАФРАКТАРИИ - тяжеловооруженная сарматская конница |
Автор: svar / 25 ноября 2009 / Категория: Интересные материалы » Сарматы |
За прошедшие тысячелетия, многие исторические факты канули в лету или были незаслуженно забыты. Эта участь постигла и многие исторические факты, относящиеся к великой цивилизации сарматов. |
Сармато-аланы в Закавказье (Компоненты костюма - как показатель материального и духовного мира) |
Автор: 00mN1ck / 27 мая 2009 / Категория: Сарматы, Аланы |
Как известно, костюм, так же, как жилище и поселение, тесно связан с образом жизни и представляет собой ценный источник для изучения этнической, социально-экономической и политической истории народа, его идеолого-религиозных воззрений и контактов с окружающими его близкими и отдаленными культурными регионами. Это не просто продукт деятельности мастера, а сложный, зафиксированный в конкретном моменте истории, облик или отпечаток всей сложности связанных в единое целое разнообразных проявлений человеческой деятельности. Поэтому нет и не может быть постоянного костюма для одной этнической единицы. |
Меото-Cарматские памятники Прикубанья |
Автор: 00mN1ck / 3 апреля 2009 / Категория: Интересные материалы » Сарматы |
В первые века нашей эры основным населением бассейна реки Кубани в ее среднем и нижнем течении оставались меотские племена, но с продвижением к югу сарматов этнический состав населения несколько изменяется. Кочевые сарматские племена, постепенно заселяя во II в. до н.э. степные просторы правобережья Кубани, входят в контакт с оседлым меотским земледельческим населением и сами частично переходят к оседлости. Подтверждение этому мы находим в словах древнегреческого географа Страбона, который писал, что сираки спускаются к югу до Кавказских гор: одни из них кочуют, а другие живут в шатрах и занимаются земледелием. |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|