Главная > Сарматы > Савроматы и саки
Савроматы и саки2 июня 2008. Разместил: 00mN1ck |
За Доном, к востоку от земель, занятых скифами, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена савроматов. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья. Происхождение савроматских племен, как и скифов, восходит к глубокой древности и генетически связано с жившими на этой территории представителями срубной и андроновской культур. Можно выделить два больших периода в развитии культуры: ранний—савроматский (VII—IV вв. до н. э.) и поздний —сарматский (III в. до н. э.— II в. н. э.). Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки на берегах волжских притоков и по р. Манычу. Большинство савроадатских памятников открыто и исследовано в послевоенные годы благодаря интенсивным работам в Поволжье и Южном Приуралье. Все савро-матские курганы являются большими родовыми усыпальницами, которые расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями находятся узкие прямоугольные ямы, в которых хоронили рядовых общинников. Встречаются и другие типы могил — обширные квадратные погребальные камеры. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дно клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад. Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуды с прямыми или немного выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с ними существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье наряду с описанными широко применялись плоскодонные сосуды с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом. Поверхность сосудов украшена узорами, которые ведут свое начало от орнамента срубной культуры: ряд ямок под венчиком, насечка ногтем, выдавленные изнутри бугорки. Наряду с глиняной посудой применялись и литые бронзовые котлы, предназначавшиеся для варки мяса. Возможно, они имели ритуальный характер. В большинстве савроматских могил имеются кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота. Изредка в страну, населенную савроматами, попадала привозная стеклянная посуда из Ирана, Передней Азии, а возможно, и из Греции. Значительную роль играла деревянная посуда местного изготовления: миски, блюда, лотки и корыта. Из культовых предметов известны бронзовые зеркала, глиняные курильницы и каменные блюда. Каменные блюда, будучи своеобразными переносными алтарями, использовались для разжигания в них священного огня и жертвоприношений. Религиозный, символический характер носило и савроматское искусство. Навершия мечей, различные бляшки, ручки ножей и зеркал украшают стилизованные изображения животных или целые сцены борьбы. Излюбленными были образы грифонов и свернувшихся в пружину или зловеще вытянувшихся хищников, с оскаленными зубастыми пастями и сильными лапами, отдаленно напоминающих барсов. Эти стилизованные изображения условно передают обобщенный образ хищника, подчеркивая его характерные черты. Среди археологических материалов много оружия. Основным вооружением был короткий сложный лук, скифского типа. Практически не отличались от скифских и ранние савроматские трехгранные и трехлопастные бронзовые втульчатые и черешковые наконечники стрел. Уже в ранний период истории у савроматов в качестве основного типа наступательного оружия были известны длинные мечи. В I тысячелетии до н. э. население Средней Азии и Казахстана по хозяйственному укладу делилось на две группы: оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. То мирные, то враждебные взаимосвязи оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов являлись одним из основных факторов исторического развития на этой территории. Скотоводческое население Средней Азии и Казахстана в персидских ахеменидских источниках известно под названием саков. Геродот называл их азиатскими скифами. В надписи на знаменитой Бехистунской скале говорится о походе персидского царя Дария I в страну саков, живших в Средней Азии. На этом памятнике высечена фигура сака в характерной одежде кочевника-скотовода. Более подробные сведения о среднеазиатских кочевниках середины I тысячелетия до н. э. содержатся в «Истории» Геродота, он описывает и поход прославленного персидского царя Кира I в страну массагетов, в котором персидская армия потерпела поражение. Сведения древних авторов запутанны: то всех их называют саками, то выделяют отдельные племена — саки-тиграхауда, саки-ортокарибантин, саки-амюргин, массагеты, дахи, исседоны. Название «саки» было, вероятно, собирательным и распространялось на различные родственные между собой племена. Археологические памятники скотоводов распространены на огромной территории—от Сырдарьи до Памира и Тянь-Шаня, включая Южный Казахстан и Кыргызстан. Сейчас хорошо изучено несколько групп сакских памятников. В Приаралье исследовано несколько поселений и могильники Тигискен и Уйгарак. В погребениях скифского времени обнаружена богатейшая коллекция оружия, предметы конской сбруи, украшения в зверином стиле. Эти материалы близки к савроматским памятникам Приуралья. В другом районе Средней Азии — на Памире исследованы десятки сакских могильников: Акбеит, Аличур, Харгуш и др. Курганы в этом районе представляют собой небольшие насыпи из камней или плоские овальные и четырехугольные выкладки. В грунтовых ямах обнаружены скелеты погребенных в скорченном положении. Рядом с погребенными клали бронзовые прямые ножи, кинжалы, стрелы, похожие по форме на скифские, и слепленные руками неорнаментированные сосуды, в большинстве выпуклодонные, сосуды шаровидной или грушевидной формы, а также предметы вооружения. Особо выделяются своей пышностью курганы Семиречья (юго-восток Казахстана и север Кыргызстана). В этом районе исследованы как царские курганы, так и рядовые могильники. Среди них большую ценность представляют Чиликтинские курганы (Восточный Казахстан), могильник Бесшатар, расположенный в долине р. Или к востоку от Алма-Аты. Диаметр некоторых курганов доходил до 100 м, а высота — до 20 м. Под насыпью больших курганов находились бревенчатые склепы с прихожей и коридором. Сверху они были закрыты бревнами и камышовыми матами. Кроме того, под землей прорывались проходы, назначение которых трудно установить. Общая длина таких проходов под Бесшатарским курганом составляет 55 м. Почти все курганы знати ограблены. Однако по некоторым сохранившимся вещам можно судить о погребальном инвентаре и о том, что вместе со знатными мужчинами погребали жен или рабынь. Иначе хоронили рядовых воинов в могильниках Алтын-Эмель, Джуван-тюбе, Каргалинском и др. Их погребали под небольшими насыпями в прямоугольных ямах, выложенных деревом или камнем. В яму рядом с погребенным клали короткий меч-акинак и колчан с бронзовыми наконечниками стрел. В этих погребениях сохранились бронзовые зеркала и украшения, очень похожие на скифские, а также детали конской сбруи. Многие бытовые и культовые предметы украшены фигурками животных. Среди сюжетов звериного стиля древних кочевников Средней Азии широко распространены литые фигурки горных козлов с гордо загнутыми крутыми рогами. Уникальным памятником саков является могильник Иссык, состоящий из 45 больших курганов. Могильник расположен на берегу р. Иссык, в 50 км восточнее Алма-Аты. Он состоит преимущественно из так называемых царских курганов диаметром до 90 м и высотой до 15 м. Это своего рода Долина Царей. Особым богатством отличался один курган. Под его насыпью находились две погребальные камеры — центральная и боковая, сооруженные из бревен. В камере размером 2,9 х 1,5 м были найдены остатки погребенного и посуда. На одежде, головном уборе и обуви погребенного были многочисленные золотые украшения. Рядом со скелетом лежали предметы вооружения: остатки железного меча и ножен, железный кинжал, предметы туалета и различная утварь. У южной и западной стен в определенном порядке была размещена глиняная и деревянная посуда: кувшины, миски, блюда и черпаки, бронзовые и серебряные сосуды. В погребальной камере кургана Иссык было обнаружено свыше четырех тысяч золотых предметов: прежде всего многочисленные бляшки в виде барсов, лошадей, горных козлов, пластины, различные декоративные нашивки из листового золота, пронизки, серьги. Расположение предметов позволило реконструировать одежду и головной убор. Основу головного убора составляли две длинные золотые пластины в виде птичьих крыльев и пара длинных стреловидных украшений, состоявших из древков, оплетенных узкой золотой лентой, и листовидных наверший. По положению золотых бляшек установлено, что погребенный был одет в короткий кожаный кафтан и штаны, обшитые фигурными треугольными бляшками из золота. Обувь также украшали бляшками. Кафтан погребенного был перетянут парадным наборным поясом, украшенным шестнадцатью золотыми бляшками-накладками. На территории Средней Азии было обнаружено много уникальных художественных изделий саков, которые объединены общим названием Амударьинский клад и хранятся в Британском музее. Среди них алтари, украшенные фигурами идущих друг за другом барсов, прямоугольные жертвенные столы на ножках и с ручками по бокам, золотые пластины с изображением саков, предметы звериного стиля, золотая модель колесницы с запряженными лошадьми, котлы, золотые браслеты, диадемы, перстни, объемные золотые фигуры людей и животных, котлы, служившие для приготовления ритуальной пищи, металлические жертвенники, на которых в ярком священном огне сгорали жертвы. О концентрации богатства и значительной социальной дифференциации у семиреченских саков-скотоводов свидетельствуют материалы царских курганов. Огромные размеры курганов, особая, украшенная золотом одежда свидетельствуют о возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества. Об этом свидетельствуют и изображения крылатых коней, оленя, козла и архара. Конь в религиозных представлениях многих индоиранцев был символом солнца, солнечного божества. Особое значение для решения вопроса о социальном строе у саков имеют надписи на серебряной чаше, которые еще не расшифрованы, надпись на дне каменного сосуда и знаки письменности на трехгранном камне. Особо пышные захоронения племенной знати, грандиозные сооружения, наличие надписей свидетельствуют о том, что общество саков находилось на уровне раннегосударственного образования со значительным сохранением родоплеменной структуры. Мартынов А.И. "Археология", Москва "Высшая школа", 2000 при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Вернуться назад |