А. П. Смирнов: Одну из своих книг профессор В. В. Мавродин начал фразой: «Под звон мечей и пенье стрел вступили славяне на арену мировой истории». Пожалуй, для скифов такая характеристика была бы еще более справедливой.
Скифы появились в Северном Причерноморье, если верить письменным источникам, в VIII-VII вв. до н. э. Скажем прямо — главная «арена» истории находилась в это время в другом месте. Останься скифы на месте, во вновь захваченных степях, — о них бы еще не скоро узнали. Страны Переднего Востока, Греция — вот, где протекали процессы, определявшие дальнейшее развитие нашей, европейской цивилизации. И должны были пройти еще годы, чтобы в это развитие активно включились другие страны Средиземноморья, чтобы степи современной Украины и Северного Кавказа вошли в границы тогдашнего «мира». Но скифы не остались на месте.
Золотой гребень из кургана Солоха. Деталь
При своем появлении в Северном Причерноморье скифы были сплочены в военную организацию, позволившую им одержать победу над прежде обитавшими здесь племенами. Скифы переживали героический период, находились на стадии военной демократии, а война на грани грабежа — норма этого общества.
Скифские военные отряды двинулись на юг, где существовали крупные центры культур и были объекты грабежа. Они прошли через Северный Кавказ, по всей вероятности включив часть местного населения в состав своих отрядов. Геродот довольно точно определяет путь движения скифов, которые, по его сведениям, шли, имея справа Кавказский хребет. Существует мнение и о другом направлении похода — по западному побережью Кавказа.
Наконечники скифских стрел
Археологические исследования могильников Северного Кавказа и Закавказья I тыс. до н. э. подтверждают эти сообщения, так как в них в большом числе находят скифские вещи (оружие, части конского убранства) и погребения, имеющие скифские черты погребального обряда. К таким Погребениям можно отнести могилу у селения Куланурхва близ г. Гудауты. Пройдя через Кавказ, скифы вторглись в Переднюю Азию. Впечатление, произведенное ими на тогдашний цивилизованный мир, было огромно. Предоставим слово Библии. В книге пророка Иеремии, который более других библейских авторов склонен к историзму, скифы характеризуются как народ, пришедший с севера, как народ жестокий и неумолимый. Движение скифов вызвало такой страх, что никто и не думал защищаться:
«Объявите в Иудее и разгласите в Иерусалиме, и говорите, и трубите трубою по земле; взывайте громко и говорите: „соберитесь и пойдем в укрепленные города”. Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель. Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов; он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею; города твои будут разорены, останутся без жителей. Посему препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Господня не отвратится от нас» (Иеремия, 4: 5-8).
Так в фольклорной форме описывает Иеремия страшное впечатление, произведенное скифами на тогдашнее общество. Нашествию скифов он уделял много внимания. В другом месте он пишет:
«Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб; все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься» (Иеремия, 5: 15-17).
Такого же характера и другие места из Библии, посвященные нашествию скифов.
Восстановить историю пребывания скифов в Передней Азии затруднительно, так как имеющиеся источники дают лишь отрывочные сведения. Известно, что в 70-х гг. VII в. до н. э. скифы во главе с царем Ишпакаем объединились с индийцами и маннеями и выступили против Ассирии. Асархаддону, царю Ассирии, удалось, однако, заключить со скифами, как мы бы сейчас сказали, сепаратный мир. Он согласился даже отдать за Партатуа (в другом варианте — Бартатуа), царя скифов, свою дочь. Чтобы в полной мере оценить этот факт, надо иметь в виду, что Ассирия в то время была крупнейшей и сильнейшей державой. По-видимому, вскоре после описанных событий скифы двинулись дальше на юг и достигли Палестинской Сирии. О реакции населения этих областей на скифское вторжение уже говорилось выше. Отсюда они намеревались двинуться на Египет, но фараон Псаметих I (663-616 гг. до н. э.) вышел им навстречу и дарами «отклонил от дальнейшего движения».
Помимо отрывочных письменных документов, наука располагает некоторым археологическим материалом, указывающим на пребывание скифов в Малой Азии.
Пребывание скифов в Передней Азии в окружении рабовладельческих государств, несомненно, сыграло свою роль в развитии у них общественных отношений. Однако едва ли правы те исследователи, которые относят возникновение государственности у скифов к VII в. до н. э. Она могла возникнуть только после возвращения скифов в Северное Причерноморье, приблизительно в начале VI в. до н. э.
Скифы, по сообщению Геродота, оставались в Азии двадцать восемь лет и все опустошили своими буйствами и излишествами. Сопоставляя сроки пребывания скифов в Азии, переданные Геродотом, со сведениями восточных документов, с политической историей, известной нам по античной традиции, некоторые исследователи склонны считать, что скифы пробыли в Азии значительно больше, чем двадцать восемь лет. Весьма вероятно, что часть скифов осталась в Передней Азии.
Так появились скифы на мировой арене. Появились, действительно, «под звон мечей и пенье стрел». И тут, естественно, встает вопрос, который возникает неизменно при изучении истории любого народа: а откуда же появился этот народ? Как и когда появились скифы в Северном Причерноморье? (96: 16-19)
Литература: 96. Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.
Источник: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 526 — 528. |