А. Д. Грач: В качестве особого хозяйственно-культурного типа М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров выделяют кочевников-скотоводов, появившихся на рубеже классового общества в I тыс. до н. э. Основные и универсальные признаки этого хозяйственно-культурного типа, по М. Г. Левину и Н. Н. Чебоксарову, таковы: «Хозяйство... высоко специализировано; как показывает самое название этого типа, он связан с кочевым образом жизни, что, в свою очередь, накладывает глубокий отпечаток на всю культуру кочевников. Разводят главным образом лошадей, крупный и мелкий рогатый скот (особенно овец); в некоторых областях особую хозяйственную роль играет также разведение верблюдов. Основу питания составляет мясная и молочная пища, в связи с чем способы изготовления молочных продуктов очень разнообразны (различные виды квашеного молока и сыр, приготовление из молока опьяняющих напитков и т. д.). Главный тип жилища — переносной шатер (форма его варьируется), крытый полотнищами из шерсти (ткаными или валяными) или, реже, кожей. Утварь преимущественно кожаная; гончарство, как правило, отсутствует. Если из древних народов характерными представителями этого типа можно считать скифов-кочевников и сарматов, то из современных народов к нему следует отнести монголов и часть туркменов, кочевые иранские, тюркские и арабские племена стран Передней Азии и Северной Африки. Сюда же относятся, в известной степени, некоторые народы Восточной и Южной Африки».
Приведенное выше определение хозяйственно-культурного типа в общем и целом применимо для характеристики кочевых племен скифского времени, обитавших на территории Великого пояса степей. Хозяйственно-культурный тип этой громадной зоны был единым, историко-этнографические области, получившие отражение в различии археологических культур и их вариантов, были разными.
При реконструкции древних форм кочевого хозяйства важное значение имеет метод сопоставления археологических данных с материалами по позднейшим кочевникам. Особого внимания заслуживает вопрос о деревянных наземных жилищах, подобием которых являются погребальные камеры-срубы скифского времени — скрытые глубоко под землей «дома для мертвых», сооружение которых отличалось высокой и весьма разнообразной техникой.
Камеры-срубы могильников Саглынской долины, как и камеры-срубы многих других могильников скифского времени в Туве, сложены из лиственничных стволов и брусьев.
Бревна для сооружения погребальных камер-срубов доставлялись с применением тягловой силы — об этом говорят внушительные размеры и солидный вес бревен, обнаруженных при раскопках.
Приведенных данных, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы, во-первых, констатировать глубокие традиции сооружения кочевниками Центральной Азии деревянных строений — традиции, тянущиеся от скифского времени до современности, и, во-вторых, квалифицировать деревянные строения как необходимый и специфический элемент в сезонном цикле перекочевок. Нельзя не вспомнить в связи с этим прозорливое замечание С. П. Толстова об элементах оседлости, которые «всегда сопровождают кочевое скотоводческое общество».
Различные виды археологических источников позволяют говорить о значительной роли охоты у племен Тувы скифского времени. Об этом ярко свидетельствуют охотничьи амулеты из клыков диких животных, во множестве обнаруженные при мужчинах, погребенных в усыпальницах саглынской культуры. В широком ходу были изделия из рога и кости животных, добытых на охоте, — пряжки, пуговицы и поясные пластины из рога марала и лося. В связи с вопросом об объектах древней охоты нельзя не обратить внимание на то, что среди животных, изображенных на предметах искусства, в подавляющем большинстве показаны опять-таки животные дикие — горные козлы, косули, горные бараны (архары), маралы. Известны и случаи изображения домашних животных — это изображения лошадей на резных роговых пластинах из Саглынской долины. О том, что это изображение именно домашних, а не диких лошадей, свидетельствуют отчетливо детализированные изображения хвостов, завязанных точно таким же образом, как можно видеть на трупах лошадей из пазырыкских курганов Алтая.(71: 40-44))
А. Д. Грач: Определение хозяйственно-культурного типа кочевников, данное М. Г. Левиным и Н. Н. Чебоксаровым, следует признать одним из лучших в современной литературе. В то же время, применительно к кочевникам древности, это определение нуждается, с нашей точки зрения, в некоторых дополнениях и коррективах. Так, следует подчеркнуть, во-первых, разнообразие не только молочной, но и мясной пищи, — в кочевых обществах Сибири и Центральной Азии вплоть до этнографической современности ассортимент пищевых изделий из мяса и внутренностей даже превосходил ассортимент видов молочной пищи. Во-вторых, археологические комплексы скифского времени Тувы и Алтая, как и других территорий Евразии, показывают, что кочевой быт не был препятствием для распространения керамических сосудов. Наконец, неправомерно не замечать очень широкого распространения у кочевников деревянной, а также берестяной посуды — такая посуда бытовала в Центральной Азии и на Алтае в скифское, гунно-сарматское и древнетюркское время, и подобное положение сохранилось вплоть до XIX- XX вв. (71: 41)
Литература:
71. Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.
Источник: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 556 — 557. |