Культ оленя |
Автор: 00mN1ck / 17 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Л. С. Марсадолов: Олень — одно из самых почитаемых и священных животных у кочевых племен Евразии. Красота и сила оленя, его мирный нрав и в то же время способность защитить себя, широкий ареал разных подвидов, ежегодный прирост одного отростка на рогах и многие другие признаки способствовали тому, что его образ стал одним из наиболее распространенных в искусстве евразийских кочевников I тыс. до н. э. В богатых и рядовых курганах довольно часто находят изображения оленей, сделанные из золота, бронзы, камня, кости и других материалов. Большая группа каменных изваяний Центральной Азии была названа археологами «оленными» камнями из-за выбитых на них изображений этих животных. (86: 44).
Изображение оленей на «оленных камнях»
М. Е. Килуновская: В наскальном искусстве скифского времени в сценах охоты, видимо, мы сталкиваемся с ритуальной охотой на оленя, которая позднее имела место и у осетин — предполагаемых потомков скифов. Известны также запечатленные на камне сцены терзания оленя. Композиции с оленем и хищником довольно часто встречаются в петроглифах (Чурук-Малдыг-Хая, Мозола-Хомужалыг и др.), но сцена терзания оленя хищником, характерная больше для искусства малых форм, редко встречается в петроглифах.
По мнению Е. Е. Кузьминой, изображение сцены терзания в скифском искусстве воплотило представления индоиранцев о космогоническом акте творения и дуалистической борьбе противоположных сил природы — мировой гармонии с хаосом, света с тьмой, жизни со смертью. Аналогичные идеи в переднеазиатском искусстве были реализованы в сцене терзания быка или оленя львом. Этот сюжет в несколько трансформированном виде нашел отражение в скифском искусстве. В свете этнографических, лингвистических и мифологических данных сцены охоты и терзания оленя можно связать с солнечным культом, культом умирающего и воскресающего божества. В древнешумерийском эпосе о Гильгамеше существует миф об умирающем и воскресающем божестве Думузи (нечто похожее мы встречаем в образе Осириса в Египте, Адониса в Малой Азии), который предстает в образе оленя, за которым гонятся демоны подземного мира гала и затем растерзывают его.
Сцены охоты и терзания связаны между собой. Они символизируют борьбу старого и нового, процесс жизни. В них олень может ассоциироваться с культами солнца и плодородия, так как они неразрывно связаны между собой. У народов Евразии был распространен миф, в котором говорилось о ежегодном обращении солнца по кругу. Какое-то копытное животное (чаще олень или олениха) преследуют охотники. Преследователи могут принимать облик медведя, росомахи, волка, льва. В Передней Азии созвездие Льва закрывало созвездие Плеяд (у шумерийцев — звезду Быка) и созвездие Кассиопеи (звезду Оленя) в пору начала полевых работ, весной. В ведах существует миф о Шиве, который во время жертвоприношения богов выстрелил из лука в свою жену Сати, и она превратилась в звезду. На жертвоприношении Сати предстала в образе оленя. Тувинцы почитали созвездия Большой Медведицы и Ориона, о которых говорится в легенде об охотнике, преследовавшем маралиху и попавшем на небо.
Возможны различные интерпретации образа оленя в скифском искусстве. Олень мог быть божеством, атрибутом божеств, олицетворять различные их ипостаси. Все эти решения возможны согласно строю идеологических представлений индоиранской общности. (76: 106-107)
Литература: 86. Марсадолов Л.С. Образ оленя на заре скифской истории // Золотые олени Евразии. СПб., 2001.
76. Килуновская М. Е. Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве по материалам петроглифов и оленных камней // Скифосибирский мир: искусство и идеология. Новосибирск, 1987.
Источник: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 588 — 589. |