поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
Banda Casino  
 
Курганные могильники скифов Северного Причерноморья
Автор: 00mN1ck / 29 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Я. В. Доманский:
Скифы замолчали на пятнадцать столетий, чтобы на рубеже XVIII-XIX вв. заговорить снова — языком своих памятников. Прошлое уходит в будущее. От скифов осталось то, что наука называет древней материальной культурой. Покрытые землей всевозможные остатки былой их деятельности ожидали исследователей Скифии. Предстояло держать экзамен и Геродоту — раскопки давали возможность проверить его свидетельства.

Исследование скифских древностей началось вскоре после присоединения Северного Причерноморья к России. С тех пор изучено множество памятников, среди которых особое значение принадлежит курганным могильникам.

Значительная часть курганов оказалась усыпальницами вождей или царей. Под земляными, иной раз большими, насыпями, в могилах часто сложного устройства, в виде склепов и катакомб, находились погребенные и многочисленные разнообразные вещи. Еще в древности некоторые курганы подвергались ограблению. Однако и то, что стало достоянием археологов, было весьма значительно. Прежде всего необходимо назвать предметы повседневного обихода (бронзовые котлы, глиняная посуда), украшения (золотые кольца, браслеты, ожерелья, подвески, головные уборы), металлические детали костюмов (в основном нашивные), оружие (мечи, секиры, копья, стрелы, колчаны, ножны, оборонительные доспехи), конское убранство, обрядовую утварь. Добытые в курганах вещи изготовлены из различных материалов (помимо золота, бронзы и глины — железо, серебро, кость, камень). Различно и их происхождение. Одни сделаны на месте, другие привезены — куплены, захвачены в походах, доставлены издалека благодаря торговле и межплеменному обмену.

Курганные могильники скифов Северного Причерноморья
Вид Александрополъского кургана. Гравюра. 1866


Подтвердили ли раскопки картину древней степной жизни, донесенную до нас Геродотом? В основном — да. Подтвердили в ее материальном выражении, т. е. ту часть, которую только и могли подтвердить. Увиденное под курганами оказалось сходным с описанием царских похорон (хотя обнаружились и отличия). Очевидно, археологи увидели те самые бронзовые котлы для варки мяса или подобные им, о которых упоминал Геродот. Более того. Древесный уголь находили часто. Но был обнаружен и костяной (на одном поселении). Итак, вместо дров кости. Наконец, некоторые предметы искусства заставляют нас соотносить их с отдельными местами «Истории». Конечно, Геродот допускал неточности. Но ведь он начинал историческую науку.

Однако вернемся к курганам. Среди всего обилия материала, в них открытого, оказалась категория вещей совершенно особого рода, уникальных изделий древности, по сей день привлекающих внимание ученых. В 1830 г. была открыта новая страница в познании истории скифов. В этом году на Керченском полуострове был раскопан курган Куль-Оба.

Курганные могильники скифов Северного Причерноморья
Планы, захоронения в скифских курганах
1 — Чертомлык; 2, 3 — Солоха; 4 — Куль-Оба.

А. П. Смирнов:
   Весьма сложным по своему устройству оказался курган Чертомлыцкий, который расположен в правобережной части Днепра. Там, под насыпью высотой 19 м, на уровне почвы было открыто несколько погребальных ям с большой центральной ямой. В боковых ямах найдены отдельные погребения слуг, в трех ямах находились костяки одиннадцати лошадей с уздечками...
   В главной могиле были обнаружены остатки разграбленного захоронения, и только в угловых катакомбах археологи открыли нетронутые погребения с множеством драгоценных вещей: вооружения и утвари. Среди вещей мечи с отделкой, стрелы, шейные гривны, браслеты, диадемы, бляшки. Особого упоминания заслуживают серебряная амфора и обкладка горита. Все вещи богато отделаны в скифском зверином стиле; представлены изображения драконов, львов, оленей; сцены борьбы зверей перемежаются с богатым растительным орнаментом. (96: 69)


Интереснейшие, неожиданные находки содержал каменный склеп кургана, в котором в IV в. до н. э. были похоронены три человека. Особое внимание археологов, исследовавших Куль-Обу, привлекли золотые предметы (сосуд, гривна, бляшки от одежд), передававшие сюжеты, еще не известные науке, никогда не виданные. Это были сцены, в которых участвовали люди явно негреческого, судя по всему, варварского облика. Греки так не одевались, так не причесывались, так не выглядели. Изображались вооруженные мужчины; очевидно, мастера — авторы этих вещей — стремились показать сцены из жизни воинов.

Скульптурные фигурки всадников украшали концы массивной золотой гривны (шейного обруча). Золотые штампованные бляшки, нашивавшиеся на одежды, были в виде фигур воинов, стрелявших из луков, всадников с занесенным копьем, воинов с горитами (футлярами для луков и стрел), подвешенных к поясам.

Образы каких народов передавали все эти изображения вооруженных мужчин? Вполне естественным и оправданным стало мнение, родившееся вслед за извлечением из гробницы древних вещей. В изображенных на них человеческих фигурах увидели скифов. А из этого следовало, что получено реальное представление о жизни скифов, их облике, вооружении, одежде, возможно каких-то обычаях. Впервые удалось приоткрыть завесу над совершенно неизвестными сторонами существования древнего народа. До сих пор о скифах можно было лишь читать в сочинениях Геродота и других античных писателей, теперь удалось как бы увидеть их.

Курган Куль-Оба стал первым в ряду памятников, раскопки которых подарили науке произведения торевтики с изображениями скифов. В 1862 г. начались раскопки расположенного в степном Приднепровье грандиозного Чертомлыкского кургана. Извлеченная из кургана серебряная с позолотой амфора оказалась украшенной фризом из скульптурных фигур людей, подобных уже виденным на куль-обских предметах, и лошадей (скифы в степи среди табуна, скифы, укрощающие коней, — так обычно понимается эта экспозиция).

Курганные могильники скифов Северного Причерноморья
План захоронения и разрез кургана у станицы Костромской

   Курган у станицы Костромской, раскопанный Н. И. Веселовским в 1897 г., сравнительно хорошо документирован и может служить основополагающим памятником для определения погребального обряда в ранних скифских курганах конца VII — начала VI в. до н. э. (таких как Келермесские курганы или Ульские, раскопки которых сопровождались лишь небольшим количеством схематичных рисунков). Общими чертами погребений можно считать наличие деревянных конструкций в виде шалаша, большое количество жертвенных коней и несколько человеческих жертв.
   У станицы Костромской для захоронения предводителя (царя) была вырыта воронкообразная яма, длинные стороны которой имели вид трехступенчатой лестницы. Основное захоронение находилось в самой глубокой части могилы: по-видимому, там должен был лежать скелет, найденный без всяких сопроводительных вещей. На ступенях могилы лежали тринадцать слуг, убитых и погребенных вместе с господином. Над могильной ямой была сооружена из бревен квадратная в плане платформа, на которую уложили вещи покойного — круглый железный щит, украшенный в центре золотым оленем, четыре железных наконечника копья, два кожаных колчана со стрелами; в другом углу лежала железная кольчуга, остатки узды, оселок и глиняные сосуды. Над платформой соорудили из бревен конусообразную крышу, а вокруг положили двадцать две жертвенные лошади, некоторые с уздечками. Крыша была обмазана глиной. И, наконец, все это вместе предали огню. (Gold der Skythen. Hamburg, 1993. S. 44.)


В 1912-1913 гг. в кургане Солоха (входил в ту же группу скифских царских курганов, что и Чертомлык) было добыто несколько предметов с изображением сцен из жизни скифов, и среди них — золотой гребень, украшенный скульптурной группой сражающихся скифских воинов.

Курганные могильники скифов Северного Причерноморья
Сцена сражения. Золотой гребень. Курган Солоха. IV в. до н. э.

   Как представляли скифы дальнейшую судьбу сыновей Таргитая? Геродот об этом ничего не сообщает, но мировой фольклор знает многочисленные варианты предания о соперничестве трех братьев, в котором берет верх младший. Эти варианты различаются между собой многими деталями, однако очень часто у них одинаковый финал: старшие братья, рассерженные успехом брата-победителя, убивают его.
   На... знаменитом золотом гребне из кургана Солоха мы видим двух скифских воинов, пешего и конного, сражающихся с третьим и одолевающих его. Может быть, и здесь изображены те же сыновья Таргитая?
   Подтверждение этому находим мы у римского поэта Валерия Флакка (I в. до н. э.), который был знаком с несколько более подробным, чем у Геродота, изложением скифского мифа... И описывает он эту борьбу так же, как изображена она на гребне: уже убит конь героя, уже сам он ранен, вот-вот настигнет его гибель... (Раевский Д. С. Искусство и мифы скифов: Заговорят ли изображения? // Курьер ЮНЕСКО. 1977. Январь. С. 41.)


Таковы лишь наиболее значительные находки, раскрывающие «скифскую тему» в античном искусстве, сделанные в XIX — начале XX в. (73: 13-14)


Литература:
96. Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.

73. Доманский Я. В. Скифы — кочевники, пастухи, воины // Курьер ЮНЕСКО. 1971. Январь.


Источник:
Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 591 — 594.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru