А. П. Смирнов: Итак, каждый свободный мужчина скиф был воином. Война являлась средством обогащения, особенно на раннем этапе истории скифов, на стадии военной демократии. Соответственно этому существовал и ряд связанных с таким образом жизни обычаев, о которых рассказывает все тот же Геродот.
Уже упоминалось о поединках между скифами как способе разрешения споров, об изготовлении чаш из черепов убитых врагов. Чаши делались только из черепов «почетных», злейших врагов. С остальных убитых противников скифы снимали скальп, который привязывали к узде коня.
Обряд братания: два скифа пьют из одного ритона. Золотая бляха. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.
Число скальпов свидетельствовало о заслугах воина. Убийство первого врага отмечалось особо — воин пил его кровь. Головы убитых скифы относили царю, «потому что принесший голову получает долю захваченной добычи, а непринесший не получает». Удачливые воины, кроме добычи и почетных скальпов на узде, поощрялись и иным способом. «Ежегодно по разу каждый начальник в своей области приготовляет кратер вина, из которого пьют только те скифы, которые умертвили врагов; те, которым не удалось это сделать, не вкушают этого вина и, как обесчещенные, садятся отдельно, это для них величайший позор. Напротив, те из них, которым удалось убить очень много врагов, получают по два ковша и пьют из обоих разом». Обычаи были жестокие, варварские, но ведь в то время скифы и были варварами. Отметим кстати, что существование ежегодных пиров лишний раз подтверждает, что война, набеги были у скифов обычным явлением. Во всяком случае до V в. до н. э., когда писал Геродот. (96: 164)
Деталь золотой обкладки ножен меча. Курган Чертомлык. TV в. до н. э.
Л. К. Галанина: Богатые пастбищами предкавказские и северо-понтийские степи создавали благоприятные условия для развития кочевого скотоводства и подвижного образа жизни скифов. Как отмечали античные авторы, во время сезонных перекочевок женщины и дети ютились в кибитках — домах на колесах. Мужчины же всегда были на конях и при оружии. «У нас ведутся постоянные войны, мы или сами нападаем, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ и добычи...», — так говорит скиф Токсарсис из одноименной новеллы греческого писателя Лукиана Самосатского (II в. н. э.).
Костяная скульптура всадника. Курган Филипповский 3. IV в. до н. э. Всадник сидит на лошади без седла и стремян, в руке держит чашу. Лицо монголоидное. На шее гривна, к поясу подвешены меч в ножнах и горит с луком.
Главным боевым оружием скифов был деревянный лук со стрелами, снабженными бронзовыми наконечниками. Носился он в горите — деревянном или кожаном футляре с отдельным карманом для стрел, который застегивался обычно стержневидной застежкой.
Скифский воин. Реконструкция Как 2500 лет назад был одет скифский воин и каково было полное его снаряжение, дает представление хорошо сохранившийся набор доспехов воина, захороненных вместе с ним в V в. до н. э. в одном из курганов Николаевской области (село Новая Розановка, Украина). В изголовье воина находился конической формы кожаный башлык, обшитый железной чешуей, к которому были прикреплены нащечники. Сам воин лежал на разостланном железном панцире, имеющем вид длинной рубашки, спускающейся на бедра. Панцирь сшит из прямоугольных вытянутых пластин, каждая из которых была закреплена ремешком на кожаной основе. Пластинки нашивались рядами. Таким образом создавалась броня, которая не мешала при движении. Несколько ниже панциря лежали кожаные штаны, покрытые мелкими железными пластинами-чешуйками. Воин был стянут боевым поясом, сшитым из тонких бронзовых пластин. К поясу был подвешен меч и колчан со стрелами. Колчан украшала бронзовая бляха. Представление о снаряжении скифского воина дает и найденная в Краснодарском крае каменная стела того же периода. (Курьер ЮНЕСКО. 1977. Январь. С. 13.)
В рукопашной схватке применялись железные мечи, секиры, копья и дротики. Рукояти мечей, ножны и другое оружие знатных воинов покрывались золотыми пластинами с изображениями батальных сцен и иных сюжетов, отвечавших боевому назначению самих предметов. Вожди и дружинники сражались в бронзовых шлемах, поножах и железных наборных панцирях. Их деревянные щиты украшались золотыми эмблемами в виде фигуры оленя или иного зооморфного символа. (69: 40)
Литература: 96. Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.
69. Галанина Л. К. Конные стрелки, их боги и обычаи // Золотые олени Евразии. СПб., 2001.
Источник: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 614 — 616. |