С начала I тысячелетия до н. э. до рубежа VII—I вв. до н. э. в степях Причерноморья, Крыма и частично на Северо-Западном Кавказе жили киммерийцы. Это название народа было широко известно и нашло отражение в ассирийских, греческих, урартийских и персидских источниках, по которым можно сделать вывод, что основной областью обитания киммерийцев был Восточный Крым и степные районы Причерноморья, Таманский полуостров. Сообщается также о походах киммерийцев через Кавказ в Малую Азию в VIII в. до н. э. Киммерийцев знали в Ассирии, они нападали на Фригию, угрожали Лидии, в середине VII в. до н. э. осаждали г. Эфес и Сарды. Последнее появление киммерийцев в Малой Азии относится к концу VII в. до н. э. (614—611 гг. до н. э.). На рубеже VII—VI вв. до н. э. киммерийцев в степях Причерноморья и Крыма окончательно вытеснили скифы. В источниках упоминается о могилах киммерийских царей у г. Тиры в устье Днепра. Однако в археологии все еще нерешенной остается проблема соотнесения киммерийцев как этноса с определенной археологической культурой. До сих пор сложно выделить археологическую культуру киммерийцев. К исторически известным киммерийцам относили кобанскую культуру горного Кавказа, позднекатакомбные памятники и срубную культуру. Такой подход не оправдал себя, так как киммерийцы — название, видимо, собирательное и распространялось на до-скифское население обширной территории степей Причерноморья.
На всей указанной территории, которую исторические источники связывали с киммерийцами, обнаружены предметы предскифского периода. Это бронзовые кельты с округлыми ушками и плоские двулезвийные ножи с плоским перекрестием, крюкастые серпы, наконечники копий с коротким листовидным пером. Кроме того, к киммерийскому времени относятся клепаные котлы и кубки с зооморфными ручками. Выделяется тип предскифских удил с двумя кольцами на концах (иногда с крестообразными или колесовидными знаками) и псалии со шляпками, относящиеся ко второй половине VIII—первой половине VII в. до н. э. К этой поре относится и Новочеркасский клад, состоящий из бронзового топора кавказского типа, удил, псалиев и литейной формы для наконечников стрел.
Однако комплекс вещей, рассматриваемый как киммерийский, все же не настолько велик по количеству и составу, чтобы его можно было определить как археологическую культуру именно киммерийцев. В этот переходный период на рубеже эпохи бронзы и раннего железного века на территории, заселенной киммерийцами, а позднее и скифами, существовало несколько археологических культур.
К предскифскому времени относится в Северном Причерноморье собатиновский и белозерский этапы срубной культуры, датируемые X— серединой VIII в. до н. э. Белозерский этап изучен по поселениям на Белозерском лимане на Днепре, у с. Ушалка и в других местах. Наряду с курганами появляются бескурганные погребения. Для них характерны сосуды со слабо отогнутой шейкой, украшенные одним-двумя опоясывающими валиками и нарезкой, невысокие двуручные кубки, низкие миски с почти вертикальными стенками, слегка горбатые бронзовые ножички, широкие кельты и серпы с крючком на ручке. Известны и погребения предскифского времени — по берегам Днепра до Молдовы на западе (могильники у с. Широкое, около кургана Солоха, у с. Б. Лепетиха). В этот период возрастает роль кочевого скотоводства, изменяется быт, возникает обычай при погребении всадника класть рядом с ним сбрую и оружие.
К предскифскому времени относится кобяковская культура в низовьях Дона, происхождение которой связано с Северным Кавказом. Она изучена по поселениям Кобяково, Хапры, Сафьяново и др. Культура просуществовала с конца X до начала VIII в. до н. э. Очевидно, что население этой культуры наряду с другими племенами вошло в состав киммерийцев.
Известно о проникновении киммерийцев на запад, на территорию современной Румынии и Болгарии. В лесостепной зоне Восточной Европы в предскифский период возникает чернолесская культура, последний, жаботинский этап которой связан уже со скифской эпохой. Для этой культуры характерно распространение погребений с трупосожжением в урнах или в ямах; имеются и трупоположения. Погребения известны как в курганах, так и в грунтовых могильниках. Значительный материал дали раскопки Жаботинского и Вельского поселений. На жаботинском этапе появляются наземные глинобитно-каркасные дома, глинобитные жертвенники, характерная лощеная керамика, конические миски с прямым или загнутым внутрь краем. Часть керамики украшена заштрихованными треугольниками, ромбами и зигзагами, встречаются бронзовые орудия труда, предметы вооружения и браслеты, сделанные из бронзы. Прослеживается влияние культуры фракийско-балканского мира.
Однако считать какую-либо из этих культур чисто киммерийской нельзя. Они скорее всего принадлежали как киммерийцам, так и другим предскифским племенам, а также, вероятно, и собственно скифам. Видимо, в предскифский период господствующей силой в Причерноморье были киммерийцы, в последующем такой господствующей силой становятся скифы, а название «киммерийцы» относится не столько к какой-то отдельной археологической культуре, сколько к целой хронологической эпохе. Впоследствии так же получилось и со скифами, Скифией и археологической культурой Скифии.
Скифы упоминаются еще в первой половине VII в. до н. э. в ассирийских клинописных текстах как народ, проникший из Причерноморья через Западное Закавказье на территорию Передней Азии. Известно, что в течение 28 лет они господствовали в Мидии, участвовали в штурме Ниневии, в разгроме государства Урарту. В конце VII в. до н. э. скифы возвратились в Причерноморье, подчинили себе местные племена. Началось 500-летнее господство скифов в степях Причерноморья. В Причерноморье происходит смена культур и формируется археологическая культура, известная уже как скифская. Однако вряд ли правильно объяснять формирование скифской культуры только завоевательными походами скифов. Это был сложный процесс перегруппировки сил, вытеснения, консолидации, формирования новых основ хозяйства, который и знаменовал начало скифов и скифской эпохи.
Скифия простиралась от Нижнего Дуная и Карпат до Дона. На юге она доходила до побережья Черного и Азовского морей, а на севере — до лесной зоны. Эту территорию населяли этнически неоднородные племена и народы, различавшиеся по типу хозяйства и образу жизни. Северо-Западное Причерноморье занимали каллипиды —смешанные греко-скифские земледельческие племена. К западу от Днепра жила часть фракийцев, воспринявших многие особенности скифской культуры. Между Днестром и Днепром жили скифы-пахари (вероятно, они были прямыми потомками чернолесских племен), в степях Причерноморья — скифы-кочевники и царские скифы. Левобережное лесостепное Приднепровье занимали скифы-земледельцы, постепенно расширявшие свою территорию в южном направлении.
К северу от земель скифов жили невры, меланхлены и будины. Это обстоятельство привело к возникновению в науке двух точек зрения. Одни ученые полагают, что под скифами греки понимали различные народы, включая как собственно скифов, так и другие племена, жившие по соседству с ними и даже говорившие на разных языках. Другие же видят в скифах единый народ, расселившийся на обширной территории южнорусских степей.
Интерес к скифским археологическим памятникам возник очень давно, но дореволюционная археология изучала в основном курганы скифской знати. Первый скифский курган был раскопан еще в 1763 г. А.И. Мельгуновым. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, с изображением стреляющих из луков львов и крылатых быков с человеческими лицами. Эти изображения очень близки к произведениям ассиро-вавилонского искусства. Несмотря на то что большинство скифских курганов было ограблено еще в древности, они дали неподражаемые образцы ювелирного искусства. В кургане Куль-Оба, расположенном около Керчи, среди предметов, найденных в гробнице и в тайнике, интересен сосуд, сделанный из сплава золота и серебра (электра). На нем изображены скифы-воины в башлыках, одетые в кафтаны и длинные штаны. Один натягивает тетиву лука, другой перевязывает раненому ногу, третий — удаляет товарищу зуб.
Около Никополя во второй половине XIX в. был раскопан один из самых знаменитых царских курганов —Чертомлык. Высота его более 20 м, а окружность — 350 м. Внутри кургана оказалось два погребения знатных людей. Радом с вождем в особых камерах похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Среди множества предметов быта и украшений особый интерес представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу, покрытый прекрасными рельефами. Его поверхность украшена цветами и птицами, а в верхней части помещена композиция, изображающая скифов, ловящих и спутывающих лошадей.
Не менее интересен другой большой курган—Солоха (около Никополя), раскопанный в начале XX в. Н.И. Веселовским. Внутри его тоже было два погребения: центральное, которое было ограблено, и боковое, оставшееся нетронутым. Могилы имели форму колодца с двумя камерами по сторонам. В особой камере были захоронены пять коней и конюх. На скелете вождя было множество золотых бляшек с геометрическим орнаментом и изображениями зверей. Очевидно, они были нашиты на одежду или погребальное покрывало. Около скелета лежал меч в ножнах, украшенный золотыми изображениями зверей. На правой руке вождя красовался золотой браслет с львиными головками на концах, а около головы находился бронзовый шлем и золотой гребень. Рядом с погребенным лежала булава —знак власти и стояли шесть серебряных сосудов. Около стены камеры лежал скелет в панцире, рядом с ним—наконечники стрел и меч. Вероятно, это был оруженосец. У входа в камеру обнаружен скелет подростка, должно быть, слуги. В особом углублении, сделанном в виде ниши, стояли три бронзовых котла с лошадиными, коровьими и бараньими костями внутри, большой медный таз, ситечко для процеживания вина и остатки серебряной обивки деревяных сосудов. В другой нише стояли греческие амфоры, в которых, вероятно, хранились вино и масло. Из многочисленных вещей, найденных в кургане, наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображено сражение всадника и двух пеших воинов.
Раскопки так называемых царских курганов велись и в более позднее время. Уникальные вещи были найдены в 1969—1970 гг. в Гаймановой Могиле в Запорожской области. Огромный курган (более 8 м высотой и 80 м в диаметре) стоял в окружении семидесяти небольших курганов. На склоне его обнаружены следы поминальной тризны: обломки сосудов, наконечники стрел, кости животных. У основания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Это погребальное сооружение служило царской усыпальницей. Здесь найдены атрибуты скифской царской власти —чаши, ритоны, кубок и кувшин. Это один из ценнейших археологических памятников Скифии, в котором обнаружена богатейшая утварь, несколько тысяч превосходных ювелирных изделий и великолепные предметы из тайника: золотые и серебряные ритуальные сосуды, деревянные чаши с накладными золотыми пластинками по венчику, два ритона для вина, серебряные кувшины (килики) с золотыми раструбами и чаша. Интересна серебряная с позолотой чаша, украшенная рельефным фризом с изображением длинноволосых, бородатых скифов, которые сидят, облокотясь на щиты. На них узорчатые кафтаны, узкие штаны, полусапожки с острыми носами. Один держит ножны с мечом, другой —колчан со стрелами. В руках у них плети. Благодаря тому, что кисти рук и лица сделаны из серебра, а одежда и оружие —из золота, фигуры наделены изумительной портретной выразительностью,
В 70-х годах в Днепропетровской области был раскопан еще один царский курган —Толстая Могила с царским погребением в центре, двумя ямами для погребения коней и могилами конюших. В боковой гробнице лежал скелет молодой скифянки. Ее одежду и покрывало украшали орнаментированные золотые пластинки, а шею —массивная литая гривна с фигурами львов, охотящихся за оленями. На висках погребенной были подвески с изображением сидящей на троне богини, на руках —широкие золотые браслеты и 11 перстней. Рядом с ней в алебастровом саркофаге был погребен ребенок, принесенный в склеп позднее через специальный вход. На его скелете также обнаружены золотые бляшки, перстни, браслеты. Рядом лежали миниатюрные атрибуты царской власти, сосуды для вина и широкий золотой пояс. В центральной, царской могиле, несмотря на то что она была ограблена, обнаружены парадные вещи царя: обложенный золотом меч, золотые украшения нагайки и золотая царская пектораль весом более килограмма. Пектораль имеет лунообразную форму и разделена на три яруса. В нижнем ярусе изображены сцены терзания коня грифонами и схватка дикого кабана и оленя с леопардами и львами, погоня собак за зайцами. В среднем ярусе—растительный орнамент и птицы. Композиция верхнего яруса — это гимн человеческой жизни. В центре двое мужчин держат шкуру барана, слева и справа стоят домашние животные с детенышами и двое юношей, доящие овец. Автор пекторали передал в ней картину окружающего мира.
Обряд погребения, как показали раскопки, совпадает в основном с тем, что описывал в свое время Геродот. Согласно Геродоту, труп умершего вождя, пропитанный воском, возили от племени к племени. Затем его привозили к заранее приготовленной могиле и клали на подстилку. В остальном пространстве могилы хоронили одну из предварительно задушенных наложниц, виночерпия, повара, конюха и слугу. Также в могилу клали по отборной особи разного скота и золотые чаши. После этого над могилой насыпали высокий курган.
Материалы раскопок больших скифских курганов позволяют воспроизвести элементы быта скифской знати, но они мало говорят о жизни рядовых скифов. О том, как жили простые люди, сведения дали их погребения и раскопки поселений.
Могилы рядовых скифов представляют собой невысокие насыпи, под которыми расположены скромные погребальные сооружения в виде неглубоких катакомб или простых ям. В большинстве могил встречаются лишь простые лепные горшки, бронзовые кольца и серьги, железные ножи с костяными ручками и наконечники стрел. Однако и среди этой группы погребений есть богатые, как, например, несколько могил у с. Любимовки с античными импортными сосудами, гривнами.
Скифские поселения стали исследовать позже, чем курганы. Только в XX в. начались раскопки скифских городищ. Наиболее ранние поселения скифов известны у Бугского лимана. Они отличаются небольшими размерами. Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательной принадлежностью таких домов были хозяйственные ямы для хранения зерна. На поселениях много костей домашних животных — коров, овец и лошадей. В V в. до н. э. на Среднем Днепре и по берегам Буга появились большие укрепленные скифские городища. Особенно много их открыто за последнее время в лесостепной части скифской периферии. Они располагались в большинстве случаев на берегах небольших притоков. Наиболее известными городищами являются Пастырское, занимающее площадь около 35 га, Немировское около Винницы, Григорьевское у Могилев-Подольского, Матронинское и Вельское. Люди жили в землянках, крытых корой и соломой. На территории собственно Скифии хорошо изучено Каменское городище, расположенное на Днепре. Оно занимало площадь около 12 кв. км, было окружено мощным земляным валом шириной около 11 ми примерно такой же высоты. Вдоль наружной стороны вала тянулся ров. Внутри городища, на берегу реки, находился акрополь. Население городища в социальном отношении было неоднородным; в акрополе, отделенном каменной стеной, жила скифская аристократия. В этой части города обнаружены остатки каменных и сырцовых (из необожженного кирпича) домов с печами, сделанными из глины на деревянном каркасе. Совсем иной вид имели постройки, открытые археологами в ремесленной части городища. Здесь известно два типа построек: наземные жилища и землянки. Наземные дома состояли из двух или трех комнат. Они сооружались из ряда поставленных вертикально столбов и плетней. Землянки были разделены внутри столбовыми стенами на комнаты, в некоторых из них обнаружены сделанные из глины очаги. Оба вида построек использовались под жилье и под хозяйственные и производственные нужды. Несколько построек, как правило, составляли комплексы. Рядом с жилищами находились землянки-мастерские, амбары для хранения продуктов и землянки для прочих хозяйственных надобностей. Такой хозяйственный комплекс обносили заборами. Производственный комплекс объединял несколько родственных семей, занимавшихся ремеслом. В центре его находился небольшой храм богини огня. На поселении много керамики. Сосуды делались вручную, поэтому их поверхность груба, неровна и шероховата. Сосуды украшали ямками и незатейливыми линейными узорами. По форме они были разными: с выпуклыми овальными боками, шейкой и отогнутым наружу венчиком. Наряду с местной посудой жители поселения пользовались привозной греческой.
Население Каменского городища оставило немало разных предметов ремесла и домашнего хозяйства. Городище было населено по преимуществу металлургами. В результате раскопок обнаружены многочисленные остатки железного шлака, куски кричного железа, заготовки, наконец, сами изделия и инструменты металлургов и кузнецов. Орудия труда скифами делались в основном из железа. Металл выплавляли в специальных глинобитных печах и высоких цилиндрических тиглях. Известны скифские железные серпы, топоры, очень похожие по форме на современные колуны, черешковые ножи, к которым приделывалась рукоятка из кости или дерева. Скифы пользовались железной пилой. Довольно разнообразны орудия труда ремесленников. Это молотки, зубила, стамески, клещи, наковальни, пряслица и иголки.
На городищах найдены земледельческие орудия труда: железные серпы с крючком на конце для прикрепления к деревянной ручке, обгорелые зерна ячменя, зернотерки в виде овальных плоских плит. Зерновое хозяйство, производство хлеба было широко развито у скифов. Они производили зерно не только для себя, но и на вывоз. Скифское зерно скупали греки, жившие по соседству в городах.
Предметы скифского вооружения составляют значительную коллекцию. Хорошо известен скифский меч-акинак, сделанный из железа, короткий, клиновидный, а также бронзовые наконечники стрел. Самые ранние образцы наконечников стрел —плоские с втулкой (специальным отверстием для надевания на древко) и с шипом. Но больше всего трехгранных или трехлопастных стрел. Кроме того, известны железные наконечники копий, крючки для колчанов, железные пластины от панцирей и детали конской сбруи. На поселениях обнаружены предметы, свидетельствующие о развитии земледелия и животноводства.
Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите -—специальном деревянном футляре, обтянутом кожей. Гориты знатных скифов украшались золотыми и серебряными рельефными пластинками. Многие всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных пластин и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит из дерева, обтянутый толстой кожей. В снаряжение воина входили кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинками, слева к нему подвешивался горит, а справа —ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: дротики, тяжелые копья с массивным железным наконечником, железные мечи и боевые топоры.
Скифия археологическая и Скифия историческая по описанию Геродота в основном совпадают, хотя распространение скифских предметов и культурно-историческое влияние скифов были значительно шире. То, что принято называть Скифией, включало в свой состав киммерийцев, ирано- и неираноязычные племена и знаменовало сложение новой этнической общности — скифов. В это время устанавливаются формы межплеменных связей и подчинения, о которых можно судить по рассказу Геродота о расселении в Скифии шести «этносов»: от Ольвии на западе «первыми живут каллипиды», выше их — алазоны, которые сеют хлеб, лук, чеснок, чечевицу и просо; выше алазонов живут скифы-пахари, которые сеют хлеб на продажу; вдоль Днепра и к востоку от него живут скифы-земледельцы, а еще восточнее — скифы-кочевники, ничего не сеющие и не пашущие. На востоке собственно скифского мира живут царские скифы — «самые лучшие, считающие прочих своими рабами». Политическое единство, сложение системы подчинения и интенсивные хозяйственные связи способствовали распространению на всей территории сравнительно однородной скифской культуры. В политическом отношении Скифия образовалась в результате завоевания и подчинения царским скифам многочисленного населения страны и установления военно-даннических отношений. В то же время по своей структуре это было архаическое общество с сохранением родоплеменных подразделений и данническими отношениями.
В конце V—начале ГУ в. до н. э. у скифов произошли важные социально-политические изменения: скифские племена объединились во главе с царем Атеем. Скифское царство достигло своего расцвета. Именно к этому времени относится большинство так называемых царских курганов и укрепленных городищ. Происходит усиление имущественного и социального неравенства, идеологическое обособление знати, что заметно, например, по акрополю Каменского городища, где знатные обитатели жили в каменных домах. На этот период приходятся расцвет городской жизни, рост торговли. В это время происходит экспансия скифов на запад: завоевание Атеем части фракийцев, утверждение скифов в Добрудже. Скифы становятся важным фактором политической жизни на Балканах.
За последние десятилетия хорошо изучены племена, жившие на окраинах Скифии и в лесостепной зоне, которые испытали непосредственное влияние скифской культуры. В Восточном Приазовье и на Кубани жили родственные скифам меотские племена. По уровню своего социально-экономического развития они были близки скифам. Наряду с погребениями общинников, у них известны также курганы родовой знати. Среди них выделяются знаменитые курганы около Ульского аула. Культура скифо-меотских курганов генетически связана с населением, жившим в Прикубанье раньше, и в частности с культурой эпохи бронзы. В обряде погребения большое место отводилось лошади. В одном из ульских курганов обнаружена площадка с 50 скелетами погребенных лошадей, а в основании кургана открыты остатки деревянного шатра, вокруг которого лежали кости более чем 300 скелетов лошадей. В Елизаветинских курганах обнаружены погребения женщин-рабынь, которые были убиты и погребены у самого спуска в могилу. В коридорах, ведущих в каменный склеп, находились остатки колесниц и запряженных в них лошадей.
К северу, в пограничных со скифами районах лесостепи, жили оседлые земледельцы, на которых скифы оказали значительное влияние. Здесь открыто большое количество городищ скифского времени. Среди них выделяются Немировское в Винницкой области и Григорьевское у Могилев-Подольского, относящиеся к VII—V вв. до н. э. Городища в лесостепи возникли на месте более древних поселений. Они укреплялись валом. Например, длина вала на Немировском городище 5 км, а высота даже сейчас достигаете м. В укрепленной части городища открыты легкие наземные жилища и жилища в виде полуземлянок. Внутри жилищ были каменные очаги. Найдено много керамики местных форм: большие корчаги для хранения продуктов, горшки баночной формы для варки, черпаки, кубки, миски. Посуда богато украшена геометрическими орнаментами в виде различных комбинаций из ромбов, треугольников, квадратов. Кроме местной встречается греческая посуда, много мелкого бытового инвентаря в виде булавок, игл, костяных шильев, молотков, глиняных пряслиц и каменных оселков.
В верховьях Буга на запад от Днепра, как уже указывалось, обитали геродотовы невры. В скифское время здесь сложилась чернолесская культура, возникшая на базе белогрудовской культуры конца бронзового века. Интересными памятниками являются зольники —большие скопления золы, которые рассматриваются как остатки жилищ или жертвенных сожжений. На месте расселения белогрудовско-чернолесских племен известны укрепленные поселения и курганы. Хозяйство развивалось на основе пашенного земледелия и домашнего скотоводства. На поселениях находят железные серпы, зернотерки костяные изделия. В погребениях часто встречаются оружие скифского типа, предметы скифского искусства. Много погребений с конем.
Большие изменения произошли в южнорусских степях в III в. до н. э. На территорию скифов вторглись жившие к востоку от них сарматы. Часть скифов была подчинена пришельцам, а значительная часть передвинулась в Крым, где скифы продолжали развивать свою культуру и основали столицу Неаполь (Неаполь Скифский). Остатки этого города сохранились на окраине Симферополя, где обнаружена часть оборонительной каменной стены, развалины каменных домов, зерновые ямы. Недалеко от крепости исследован мавзолей скифской знати. В каменной гробнице был погребен царь, а рядом в деревянных саркофагах покоились остальные представители знати. Рядом с погребенными находилось много золотых и серебряных вещей и оружия. Обнаружены также вырубленные в скале склепы. В одном из них сохранилась живопись: бородатый скиф в кафтане и высокой шапке играет на лире. Здесь же изображена сцена охоты: скиф верхом на коне и с собаками травит кабана.
Позднескифская культура испытывала значительное влияние греческой и римской культуры, которое сказалось, в частности, на предметах роскоши и архитектуре городских построек. Большие общественные здания и даже многие частные дома построены из камня по эллинистическому образцу: с двускатной крышей, колоннами, полуколоннами и фронтоном. Все это свидетельствует о перерождении скифской культуры.
Мартынов А.И. "Археология", Москва "Высшая школа", 2000
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |