поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве звериного стиля евразийских степей скифской эпохи
Автор: 00mN1ck / 10 февраля 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве звериного стиля евразийских степей скифской эпохиВ основе космогонии индоиранцев, в том числе, видимо, и скифов, лежала дуалистическая концепция борьбы противоположных сил в природе и обществе. Отсюда — сюжет борьбы в скифском искусстве. Для воплощения одной из главных тем своей мифологии скифы использовали композицию, созданную на Древнем Востоке задолго до их появления на исторической арене. У земледельческих народов Передней Азии потребности хозяйства вызывали необходимость в предсказаниях по звездам наступления сезона дождей, поэтому уже в глубокой древности их знания в области астрономии были весьма основательными. Было замечено, что появление и смена на небосклоне созвездий имеют циклический характер. Весной, в пору начала полевых работ, созвездие Льва закрывало на небе созвездие Плеяд (по-шумерийски — «звезда Быка») и созвездие Кассиопеи (по-шумерийски — «звезда Оленя»). Это явление в изобразительном творчестве переднеазиатских народов воплотилось в сцене терзания быка или оленя львом. В ассирийскую и ахёменидскую эпоху эта сцена, наряду с астральным, приобрела и социальный смысл: лев стал рассматриваться как символ победоносного царя, и, наконец, появилась композиция, где царь побеждает льва, утверждая свое могущество.
Мениль дю Бюиссон предлагает другую трактовку этого астрального сюжета, рассматривая его как изображение смены дня и ночи. По мнению же Дюшень-Гийемина, символическое значение этой композиции менялось на протяжении веков и у разных народов, а в ахеменидском искусстве сцена трактовалась как победа царя на Ноурузе.
Эволюция звериного стиля
Автор: 00mN1ck / 5 февраля 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Эволюция звериного стиляСуть скифо-сибирского звериного стиля не только в полном господстве звериных сюжетов. Не просто анимализм определяет особенность этого искусства. Звериный стиль на всем протяжении Великого пояса степей отличается внутренним единством и общими тенденциями в своей эволюции. Это искусство обладает особым образным строем, специфическим подходом к действительности.
Для раннего периода скифо-сибирского звериного стиля характерен в высшей степени автономный, самодовлеющий анималистический образ. Нарочитая замкнутость линий фигуры или нескольких фигур составляет особенность произведений этого искусства.
Замкнутость звериного образа самого в себе привела к появлению круглых блях в виде животного, свернувшегося в кольцо. Линии предмета полностью замыкаются в кольцевидную фигуру. Но и там, где фигура хищника оставалась не сомкнутой в кольцо, другими средствами достигалась большая степень «закрытости» образа.
Обратимся далее к выполненной вполне реалистически круглой бляхе из Майэмирской степи на Алтае (VII в до н. э.) с изображением свернувшейся пантеры и более условной бляхе в виде свернувшейся львицы или пантеры из Сибирской коллекции (VI в. до н. э.). На майэмирской бляхе зверь, подчиняясь форме предмета, сжал свои лапы, но они тем не менее видны зрителю, равно как и мускулы мощных плеч, напрягшихся от неестественной позы. На бляхе из Сибирской коллекции плечевые мускулы зверя стали просто дисковидным расширением на совершенно гладком, как бы цилиндрическом теле хищника, а ноги и хвост превратились в какие-то условные лопасти с круглыми дисками на концах.
Скифские ремесленники
Автор: 00mN1ck / 31 января 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Скифские ремесленникиСкотоводством и хлебопашеством, рыбной ловлей и бортничеством занималась или могла заниматься каждая семья, хотя и здесь существовала некоторая специализация, зависевшая прежде всего от окружающих природных условий.
Внутри семьи осуществлялись и такие работы, как прядение, ткачество, изготовление обиходной керамики и т. д. Производство этих предметов находилось, как принято говорить, на стадии домашнего ремесла. Но у скифов были уже и ремесленники, для которых производство каких-либо предметов было основным занятием, основным средством существования, профессией. Они производили продукцию не столько для себя, сколько на продажу. В области своей специализации они достигали высоких результатов и совершенства.
Вопрос о ремесле у скифов за последние годы, благодаря большому размаху археологических исследований и технологическому изучению музейного материала, раскрывается довольно полно. Еще старые раскопки таких городищ, как Вельское (Полтавская область), Матронинское и Пастерское (Киевская область), дали материал, позволяющий судить о существовании центров, где было сосредоточено ремесленное производство.
Этапы и направления развития скифо-сибирского искусства звериного стиля
Автор: 00mN1ck / 30 января 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Этапы и направления развития скифо-сибирского искусства звериного стиляЖизнь, смысл и назначение искусства в культурах древности совсем не похожи на роль и место искусства в современной нам культуре. В древности искусство не составляло той обособленной области человеческой деятельности, какую оно представляет собой теперь. В этом отношении его можно было бы уподобить современному прикладному искусству, не существующему вне вещей, для украшения которых оно служит, но и это будет неточно, поскольку в современной культуре, где существует и «высокое» искусство, за прикладным искусством остается чисто декоративная функция. Не то в культурах древности, где произведения искусства неотделимы от тех предметов, на которых они размещены, и где смысл вещи, по существу, дополняется смыслом изображения. Это связано с представлениями о мире, в котором вещи живут, и, создавая их, мастер тем самым стремился внести порядок в реальную жизнь людей.
Отношение древнего человека к окружавшим его вещам в принципе трудно понять человеку современной культуры с ее чисто утилитарным взглядом на этот вопрос. В древности рукотворные вещи предназначались не только для выполнения тех или иных практических функций благодаря своим чисто материальным свойствам (хотя и это назначение у них было) — их помощь человеку мыслилась гораздо шире. В разнообразных ритуалах вещам уделялись роли не менее значительные, чем их хозяевам. При этом вещи могли сами «действовать» в соответствии с конкретной ситуацией, имели свои «характер» и «привычки». При таком отношении к чисто бытовым на первый взгляд предметам каждый из них должен быть соответственно оформлен (можно было бы сказать украшен, но это слово не вполне подходит к культурам древности, поскольку отражает более узкое, современное отношение к декору вещи).
Кочевники Алтая и искусство звериного стиля
Автор: 00mN1ck / 17 января 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Кочевники Алтая и искусство звериного стиляСреди культур скифского мира древние кочевники Алтая занимают важное место. К сожалению, о них известно немного. Древние алтайцы не знали письменности, но некоторые сведения имеются у древнегреческих авторов. В частности, Геродот рассказывает о загадочных исседонах, об одноглазых аримаспах, похищавших золото у стерегущих его грифов. Хотя приведенные Геродотом данные носят явно фантастический характер, многие археологи полагают, что сведения, собранные Геродотом, позволяют со значительной долей вероятности отождествить эти племена с археологическими культурами.
Большинство ученых связывают легендарные племена «стерегущих золото грифов» с горами Алтая. Древние алтайцы, как и скифы, летом кочевали по равнине у подножия гор, жили в кибитках или шалашах, ели такую же пищу, носили похожую на скифскую одежду. Зимой они уходили в горы, так как в горных долинах снега было мало и скот мог оставаться на подножном корму. Здесь же находились усыпальницы — могилы предков и родных.
В одной из долин, называемой местными жителями Пазырык, на высоте 1600 м над уровнем моря был раскопан курганный могильник V-IV вв. до н. э., принадлежащий племенной аристократии. Раскопки Пазырыкских курганов с вечной мерзлотой по обилию находок, по их великолепной сохранности и научной значимости можно с полным правом приравнять к открытию Картером гробницы Тутанхамона.
Скифское искусство Северного Причерноморья
Автор: 00mN1ck / 12 января 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Скифское искусство Северного ПричерноморьяОдним из наиболее ярких проявлений скифской культуры являются памятники декоративно-прикладного искусства этого народа. В резьбе по кости, литье из бронзы, тиснению по золоту и серебру местные мастера неизменно воспроизводили фигуры или части тела животных. Выполнялись они в своеобразной художественной манере, получившей название скифского звериного стиля.
Скифское искусство было явлением одновременно социальным, духовным и эстетическим. Оно возникло в период усиления процессов классообразования в кочевнической среде. Удовлетворяя потребность воинской аристократии в богато отделанном оружии, роскошной конской сбруе и других престижных атрибутах, это, мифологическое по своему содержанию, искусство отражало мировоззрение всего общества. В зооморфном облике жителям степей представлялись божества, олицетворявшие космические силы и природные явления. Так, у многих первобытных народов солнце, поражавшее людей быстротой движения, мыслилось то в образе парящей в небе птицы, то в виде оленя с золотыми рогами. Предметы, орнаментированные изображениями зверей, считались магическими амулетами и оберегами, защищавшими их владельцев от несчастий и зла.
Звериный стиль в Поволжье и Предкавказье (Филипповские курганы)
Автор: 00mN1ck / 10 января 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Звериный стиль в Поволжье и Предкавказье (Филипповские курганы)Самыми уникальными находками 1-го Филипповского кургана, ставящими этот памятник в разряд наиболее выдающихся археологических открытий последних десятилетий в России, несомненно, являются фигуры оленей, впечатляющие своими необычайными размерами и сложностью художественного решения и технического исполнения. До сих пор ничего подобного не было обнаружено в курганах ранних кочевников Евразии. Тем интереснее оказывается задача определить их место среди произведений, относящихся к культурному феномену, получившему название «скифо-сибирского звериного стиля». Под этим наименованием имеется в виду не столько собственно стиль как комплекс определенных формальных признаков и приемов, сколько изобразительно-символическая система, наполненная мифологическим содержанием. Эта система подразумевает использование своеобразного зооморфного кода, предназначенного для передачи наиболее существенных мировоззренческих позиций. Общность мировоззрения и религиозных представлений, единство хозяйственного уклада, образа жизни и идеологии, а также мобильность кочевого населения облегчали возможность интеграции отдельных элементов культуры и норм в искусстве в чуждую этническую среду и создавали предпосылки для сложения единого культурного феномена, породившего яркое и выразительное искусство.
Проблема происхождения скифского звериного стиля
Автор: 00mN1ck / 5 января 2015 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Проблема происхождения скифского звериного стиляСкифский звериный стиль, на наш взгляд, в своей основе явился новообразованием, как новообразованием была вся скифская культура, а в известной мере и идеология — идеология кочевников, в обществе которых развивались процессы классообразования, у которых индивид впервые начал противопоставлять себя обществу.
Говоря о новообразовании, мы отнюдь не хотим преуменьшать роль переднеазиатского искусства в рождении скифского звериного стиля. Но если те конкретные образы, которые скифы, возможно, заимствовали на Переднем Востоке, были, по удачному выражению В. Г. Луконина, «цитатами», то сам «текст», т. е. скифский звериный стиль, был создан скифами и являлся отражением новых потребностей скифского, а не любого из переднеазиатских обществ. Эти цитаты были не только вырваны из чужого контекста, но и переведены на другой язык.
Судьба образов звериного стиля в древнерусском искусстве
Автор: 00mN1ck / 2 января 2015 / Категория: Скифы, Сарматы
Судьба образов звериного стиля в древнерусском искусстве«Древняя загадка Сфинкса», как нам представляется, в том и состоит, что мы до сих пор хорошо не знаем семантики скифо-сарматского звериного стиля, а между тем нам предстоит иметь дело с другой загадкой: почему очень сходная зооморфная образность была весьма популярной в искусстве европейского средневековья, в частности в древнерусском искусстве.
При всем осторожном отношении к теории неповторимости этнокультурных кругов, вряд ли все же можно предполагать, что восточные славяне прямо наследовали скифо-сарматскую художественную культуру. Ведь она погибла задолго до того, как образовались сильные славянские дружины, способные ее усвоить. Еще менее вероятно, что схожие мотивы в средневековом скифо-сарматском и древневосточном искусстве зародились и развивались конвергентно. Скорее их можно сопоставить с так называемыми общими местами эпоса, но и это нуждается в доказательствах.
Реминисценсии скифского звериного стиля
Автор: 00mN1ck / 21 декабря 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Реминисценсии скифского звериного стиляСкифский период в истории Евразии имел большое значение в развитии культуры. Скифы, кельты, фракийцы и саки связали ее население с передовыми странами того времени, Востоком и античным миром, сыгравшим огромную роль в формировании европейской цивилизации. Однако скифы были не только посредниками между Востоком, античным миром и Европой, но и сами создали высокую для того времени культуру. Они оказали влияние не только на своих непосредственных соседей и на отдаленные области Евразии. Скифские вещи распространились на огромные территории, включая далекий Север.
По скифским и античным прототипам местные мастера создавали свои произведения, давшие значительные эволюционные ряды, поздние стадии которых доходят до нового времени. Это особенно ясно ощущается в таких областях, как Приуралье, где существовала ананьинская культура, развивавшаяся под непосредственным воздействием савроматов.
В науке уже неоднократно обращалось внимание на связь скифского искусства с более поздним искусством других народов, не обнаруживающих генетического родства со скифами. Так, в работе В. А. Городцова прослежена связь поздних изображений женского божества со скифскими и интересно сопоставлена сцена на пластине из кургана Карагодеуашх со сценами на русском полотенце.
Серебряное зеркало из Келермеса
Автор: 00mN1ck / 21 декабря 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Серебряное зеркало из КелермесаЗвери и звероподобные чудовища, изображенные на зеркале, усиливают его магические свойства, а повелительница всех этих существ богиня Кибела с высокой горы взирает на свое царство и направляет его таинственные силы на благо владельца зеркала — скифского вождя, — обеспечивая ему богатство, могущество и счастье. Таков примерно смысл украшения зеркала. Мастер-декоратор решил трудную задачу передачи столь сложного художественного замысла при помощи обычных приемов греческого архаического искусства, когда художники еще не умели придать единство многофигурной композиции и отдельные ее части оставались разобщенными.
Таким образом, убранство келермесского зеркала отражает идеологию потребителя, и мы теперь можем характеризовать зеркало, по существу, как скифский памятник — скифский не только по форме, но и по отраженной в нем идеологии, лишь внешним образом эллинизированный в его художественном оформлении.
Мастеру-декоратору, если он действительно был грек, идеология, отраженная им в его работе, была чужда. Он работал, сообразуясь с требованиями заказчика, может быть даже по прямым его указаниям, и старался не только воплотить в художественные образы близкие скифскому вождю представления, но даже внес много скифских элементов в художественное оформление зеркала.
Эти чуждые греческой архаике мотивы были причиной того, что многие исследователи, высказывавшиеся по вопросу о греческом или негреческом происхождении мастера, изготовившего зеркало, склонялись в пользу его принадлежности к варварскому миру.
Взаимодействие греческого и варварского искусства
Автор: 00mN1ck / 15 декабря 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Взаимодействие греческого и варварского искусства
Пытаясь раскрыть историческую роль взаимодействия греческого и варварского искусства, исследователи часто утверждают, что греки явились той разрушительной силой, под влиянием которой звериный стиль потерял самобытность художественной формы и идейного ее содержания, так как представители высокой цивилизации якобы не понимали варварское искусство и идеологию. Так ли это? И можно ли вообще с таких позиций давать оценку этому сложному историко-культурному явлению, которое было результатом тесного экономического сотрудничества греков с варварским окружением, сыгравшим большую роль в политической и духовной жизни народов Северного Причерноморья?
Чтобы понять наше заблуждение, напомним, что разница в социально-экономическом и культурном развитии греков и северочерноморских ведущих племен была сравнительно невелика и мировоззрения этих двух обществ были близкими, особенно в период создания греко-синдо-меотского государства, когда существенно менялась идеология тех и других. Известно, что греки умело и тонко проникали в идеологию и душевный мир других народов, создавая шедевры в гораздо более развитом искусстве, чем искусство северочерноморских племен. Они создали замечательные рельефы Персеполя, воплощая в них прекрасные образы персидских воинов и правителей. Девять десятых мастеров римского портрета были греками. Ничего непреодолимого для греков не было и в Северном Причерноморье.
Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев
Автор: 00mN1ck / 7 декабря 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцевВопрос о происхождении самобытного стиля скифского искусства до сих пор остается загадкой. Если одни исследователи полагают, что он возник на месте, то другие, напротив, говорят о механическом заимствовании на Древнем Востоке, не понятых и искаженных скифами.
Нам кажется, что для решения «скифской загадки» необходимо перейти от чисто формальных сопоставлений деталей изображений к попытке вскрыть их содержание. Искусство всегда выражает идеологию создавшего его общества, и форма служит лишь средством этого выражения. Поэтому чисто формальные поиски, как бы они ни были интересны и полезны сами по себе, не могут привести к исчерпывающей и правильной оценке художественного явления. Только раскрытие идейного содержания позволяет объяснить формирование художественного стиля с исторических позиций.
Представляется, что начинать работу по изучению семантики искусства ираноязычных народов более целесообразно не с интерпретации отдельных сюжетов, при которой можно впасть в ошибку и поддаться увлечению, а с попытки реконструкции всей системы мировоззрения ираноязычных народов, которое нашло отражение в их художественном творчестве и предопределило специфические черты их искусства, вызвав к жизни самобытный стиль.
Чтобы избежать ошибки при изучении духовной культуры скифов, целесообразно идти от общего к частному и проводить исследование каждого сюжета и образа последовательно на разных уровнях, выявляя первоначально общечеловеческие представления, которые неизбежно должны были отразиться и в скифской системе, — затем выделяя общий индоевропейский пласт.
Образ «Древа жизни»
Автор: 00mN1ck / 28 ноября 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Образ «Древа жизни»Видимо, по представлению людей скифской эпохи, солярные знаки должны были находиться не отдельно, отвлеченно, а вместе с изображениями животных либо с элементами растительной символики. «Солнечные» олени известны у хеттов, можно упомянуть ведического златорогого оленя, преследуемого Рамой. Мифы и легенды о космическом олене с сияющей головой широко известны у индоевропейцев по изображениям, в легендах.
Скифо-сибирский мир Евразии был зоной распространения развития культа природы (растительных начал, возрождения жизни, плодородия, круговорота и цикличности в природе), воплощением которого были представления о древе жизни. Необходимо отметить, что эта мировоззренческая идея в степях Евразии зародилась достаточно рано. Так, известна земледельческая растительная символика на окуневских стелах. В эпоху скифо-сибирского мира в степной Евразии значительно меняются представления о природе. Культ природы в скифо-сибирском мире символизировали дерево, антропоморфное существо и животное, в трех основных ипостасях охватывая растительный, животный мир и человека. Наиболее реалистичным является изображение богини плодородия с древом жизни на войлочном полотнище шатра из кургана Пазырык 5 в Горном Алтае, относящемся к IV—III вв. до н. э. На полотнище изображена торжественно сидящая на троне богиня плодородия в длинных одеждах, украшенных знаками-следами, в большом головном уборе. В одной руке она держит большую ветку, отростки которой заканчиваются пятью парами стилизованных фигур: синий и красный цветки чашевидной формы, желтый — в виде пальметки, красный и желтый — стреловидной формы, два красных — в виде трех утолщений на конце и желтый и синий — в виде раздвоенных лепестков.
Образы мифотворчества и образы искусства
Автор: 00mN1ck / 18 ноября 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы
Образы мифотворчества и образы искусстваВ скифскую эпоху было несколько солнечных символов, передающих разные смысловые ситуации. Это бронзовые и позолоченные солярные диски, известные на всей территории скифо-сибирского мира. Некоторые украшены концентрическими кругами, изображениями злаковых зерен (из Степановской коллекции, из могильников Некрасово, Серебряково, Айдашинской пещеры). В тагарских погребениях такие диски обычно находились вместе с оленными бляшками. С солярным культом были связаны и сами оленные бляшки. Основные идеи (свет, лучезарность, движение), заложенные в них, подчеркивались с помощью определенных выразительных средств: золотым оформлением бляшек; полукруглым рогом (его можно воспринимать как символ солнца) с насаженными на него такими же полукружиями, символизирующими идею движения, повторения. На бляшке с изображением оленя с обвитым золотой полоской рогом идею движения солнца передают круглые прорези на крупе и крыловидные прорези на лопатках. Еще более доходчиво эта же идея передана на оленных камнях Забайкалья и Монголии, где вытянутые в полете к солнцу-кругу олени запечатлены с длинными мордами и развевающимися рогами.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru