|
|
Курганы Прикубанья |
Автор: 00mN1ck / 29 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Как помнит читатель, к востоку от Танаиса (Дона) в древности начиналась Азия и там располагалась Азиатская Скифия. По Геродоту, за Доном собственно скифы уже не жили, но на основании типичных скифских вещей, найденных в этих местах, присутствие их отмечается и здесь. Это прежде всего Прикубанье и Центральное Предкавказье. Можно думать, что скифы осели здесь при своем движении в Закавказье, когда они двинулись в поход вслед за киммерийцами. По-видимому, скифы возвращались из своих походов этим же путем. Здесь часть их осела и смешалась с местными племенами меотов, о которых немало интересных сведений сообщают античные авторы. В науке не существует единой точки зрения по вопросу, какому народу принадлежали курганы Прикубанья. Часть исследователей приписывает их меотам, другие — скифам. Может быть, причина кроется в том, что курганы Прикубанья исследованы давно и даже по тому времени довольно плохо. Большинство работ было проведено еще тогда, когда методика раскопок не была разработана, а часть курганов вообще раскопана людьми, не имевшими никакого отношения к археологии. |
Курганные могильники скифов Северного Причерноморья |
Автор: 00mN1ck / 29 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Скифы замолчали на пятнадцать столетий, чтобы на рубеже XVIII-XIX вв. заговорить снова — языком своих памятников. Прошлое уходит в будущее. От скифов осталось то, что наука называет древней материальной культурой. Покрытые землей всевозможные остатки былой их деятельности ожидали исследователей Скифии. Предстояло держать экзамен и Геродоту — раскопки давали возможность проверить его свидетельства. Исследование скифских древностей началось вскоре после присоединения Северного Причерноморья к России. С тех пор изучено множество памятников, среди которых особое значение принадлежит курганным могильникам. Значительная часть курганов оказалась усыпальницами вождей или царей. Под земляными, иной раз большими, насыпями, в могилах часто сложного устройства, в виде склепов и катакомб, находились погребенные и многочисленные разнообразные вещи. Еще в древности некоторые курганы подвергались ограблению. |
Храмы солнца древних кочевников |
Автор: 00mN1ck / 26 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Особое значение имеют раскопки Улуг-Хорума — наиболее крупного по масштабам кургана-храма Тувы. Результаты исследований этого монументального комплекса солярного культа необходимо рассмотреть на фоне общих сведений о культе солнца у древних кочевников Великого пояса степей. В плане саглынский Улуг-Хорум представляет собой гигантское кольцо с 32 «спицами»-лучами, т. е. как бы солнце, распластанное в степи. Хорошо известно, что колесо (как и символ в виде круга с точкой в центре, а также древний знак свастика) является одним из наиболее распространенных у целого ряда древних и почти современных народов символов, обозначающих солнце. Колесо — это не только обозначение собственно солнца, но и символ его движения. В самом деле, великое светило, от восхода до заката совершающее зримое людям движение по небосводу, имело прямое сходство с колесом: четко видимые при соответствующих метео- и световых условиях солнечные лучи составляли в представлении людей спицы солнечного колеса, появляющегося утром на востоке и скрывающегося вечером на западе. |
Культ оленя |
Автор: 00mN1ck / 17 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
В наскальном искусстве скифского времени в сценах охоты, видимо, мы сталкиваемся с ритуальной охотой на оленя, которая позднее имела место и у осетин — предполагаемых потомков скифов. Известны также запечатленные на камне сцены терзания оленя. Композиции с оленем и хищником довольно часто встречаются в петроглифах (Чурук-Малдыг-Хая, Мозола-Хомужалыг и др.), но сцена терзания оленя хищником, характерная больше для искусства малых форм, редко встречается в петроглифах. По мнению Е. Е. Кузьминой, изображение сцены терзания в скифском искусстве воплотило представления индоиранцев о космогоническом акте творения и дуалистической борьбе противоположных сил природы — мировой гармонии с хаосом, света с тьмой, жизни со смертью. Аналогичные идеи в переднеазиатском искусстве были реализованы в сцене терзания быка или оленя львом. Этот сюжет в несколько трансформированном виде нашел отражение в скифском искусстве. В свете этнографических, лингвистических и мифологических данных сцены охоты и терзания оленя можно связать с солнечным культом, культом умирающего и воскресающего божества. В древнешумерийском эпосе о Гильгамеше существует миф об умирающем и воскресающем божестве Думузи (нечто похожее мы встречаем в образе Осириса в Египте, Адониса в Малой Азии), который предстает в образе оленя, за которым гонятся демоны подземного мира гала и затем растерзывают его. |
Культ коня |
Автор: 00mN1ck / 17 августа 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Прекрасные пастбища и малоснежные зимы позволяли алтайцам круглый год пасти большие табуны лошадей и стада крупного и мелкого рогатого скота, которые давали кочевникам все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилища. Для кочевников конь был основным средством передвижения. Наряду с табунными лошадьми местной низкорослой выносливой породы высоко ценились высокорослые быстроногие скакуны золотисто-рыжей масти среднеазиатской породы. Именно они захоронены в погребениях вождей. Благодаря раскопкам мы впервые узнали, как седлали своих коней древние алтайцы. Седло представляло собой две мягкие подушки, сшитые из войлока и набитые оленьей шерстью. К ним были прикреплены нагрудный и подхвостный ремни, не позволяющие седлу съезжать вперед или назад. Стремена еще не были изобретены. Они появились спустя тысячелетие. Узда представляла собой крепящееся к псалиям оголовье с нащечным ремнем, подбородником и переносьем. |
Эдвин Ямаучи: Древняя история как приложение к теологии |
Автор: 00mN1ck / 29 июля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
В статье рассказывается о книге американского теолога Э. Ямаучи «Недруги с северных границ». Особенность книги заключается в том, что ее автор, описывая народы и царства древнего мира, исследует их с точки зрения теологии. История Ассирии, Урарту, киммерийцев и скифов интересна Ямаучи прежде всего как подтверждение достоверности библейских сюжетов. |
Верования и погребальный ритуал носителей культур скифского времени в центре Азии |
Автор: 00mN1ck / 29 июля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Рассмотрение погребальных обрядов, присущих населению этнокультурных зон Великого пояса степей скифского времени, и сопоставление с этими данными сведений о погребальных обрядах носителей алды-бельской и саг- лынской культур показывает, что такой важный элемент, как положение погребенных, вовсе не был повсеместно идентичен: в одних зонах преобладало помещение умерших в погребения в вытянутом положении на спине, для других зон были специфичны скорченные погребения (ноги погребенного согнуты в коленных суставах). |
Обряд погребения и поминок скифских царей |
Автор: 00mN1ck / 29 июля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Можно думать, что по примеру переднеазиатских монархий и у скифов обожествлялась личность царя. Во всяком случае, сохраненное Геродотом описание погребения скифского царя свидетельствует о воздании ему действительно божественных почестей, вплоть до человеческих жертвоприношений. «Царские гробницы находятся в Геррах, до которых судоходен Борисфен (Днепр). Когда у них умрет царь, здесь выкапывают большую четырехугольную яму, изготовив ее, намазывают труп покойного воском, разрезают живот, вычищают его, наполняют рубленым кунером, ладаном, семенами сельдерея, анисом, затем зашивают, берут труп и на повозке везут к другому племени. |
Культ предков |
Автор: 00mN1ck / 17 июня 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
В источниках о религии скифов нет свидетельств о культе первого человека. Однако культ предков, и в особенности предков царей, и у скифов играл важнейшую роль. Недаром они сооружали самые грандиозные в мире курганы, а клятва богами царского очага считалась особенно священной, и недаром царь скифов Иданфирс в ответ Дарию говорит: «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет». |
Прорицатели |
Автор: 00mN1ck / 17 июня 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Жрецов отдельных божеств, по-видимому, не было. Их функции исполняли цари и другие лица у священного золота на земледельческом празднике. Гестия-Табити то является как единая богиня, то речь идет о Гестиях царского очага. Им, вероятно, приносили жертвы, и, может быть, матери семейств у своих домашних очагов. По крайней мере, на Каменском городище, как уже говорилось, в небольшом, явно необитаемом домике находилась куча чистого пепла. Этот домик, конечно, общинный храмик большой семьи, жившей в четырех, окружавших этот храмик, домах. Утверждая отсутствие храмов, Геродот или не знал о таких домашних святилищах и алтарях из пепла, или, скорее, имел в виду общественные алтари, храмы и кумиры в греческом смысле этого слова. |
Жертвоприношения |
Автор: 00mN1ck / 8 июня 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранских корней. Двум божествам — Гераклу и Арею — не дается скифских имен. Впрочем, сопоставляя генеалогические легенды, нетрудно увидеть, что Геракл — это скифский Таргитай, бог-родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча — акинака. Позднейшие писатели считали это название именем бога. Но это скорее был фетиш, олицетворявший бога войны Арея греков. Геродот утверждает, что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов и статуй. Арею алтари воздвигались в каждом номе в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жертву душили особым приемом. Мясо жертвенных животных варили в больших медных котлах, употребляя вместо дров их же кости. Если котла под рукой не было, то мясо набивали в желудок животного и готовили в нем на костях. |
Культовые напитки и ритуальная посуда |
Автор: 00mN1ck / 4 июня 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Согласно отраженным в мифах и ритуалах сложным архаическим представлениям об устройстве мира и о жизни и смерти, существовало не только их противопоставление, но и неразрывное единство, предусматривающее возможность возрождения через смерть, что соответствовало цикличности времен года и появлению новой жизни из небытия. В этих представлениях центральное место принадлежало женскому божеству — Великой богине, или Великой Матери, образ которой связывался также с загробным миром и землей-прародительницей, несущей в себе потенциальное начало жизни и поглощающей мертвых. Сакральный подтекст перехода «жизнь-смерть», по-видимому, соотносится с образом Великой богини, в руках которой на многих изображениях находится ритуальный сосудик и с образом которой устойчиво сочетается мужской персонаж (иногда с ритоном). Форма сосудов определяется их функциональным назначением. Преобладающая в этой категории посуды круглодонность, вероятно, свидетельствует об отсутствии необходимости куда-либо устанавливать сосуд, находившийся в ходе обрядового действия в руках. Типы сакральных чаш отличаются удивительной консервативностью, сохраняясь почти в неизменном виде на протяжении многих столетий. |
Религиозные представления, культы и обряды |
Автор: 00mN1ck / 31 мая 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Иранская мифология — совокупность мифологических представлений древних иранцев. Начальный этап формирования иранской мифологии относится к эпохе индоиранской общности (арийцы-индо-иранцы населяли южнорусские степи во II — первой половине I тыс. до н. э.). В ходе многовековых миграций древнеиранские племена скотоводов и земледельцев заселили в I тыс. до н. э. Среднюю Азию (Хорезм, Бактрию, Согд), Иран (Мидию), Афганистан. С оседанием иранцев-кочевников в этих областях развитие иранской мифологии пошло обособленными путями. К VII-VI вв. до н. э. оформились самостоятельные ее циклы: древнемидийская, древнеперсидская, скифо-сарматская... При общности культовой терминологии и ярко выраженных рефлексах общеиндоевропейских представлений идеологические основы всех этих циклов заметно различались, отражая разницу в уровнях социально-экономического и культурного развития. |
Реконструкция скифской мифологии по иконографическим материалам |
Автор: 00mN1ck / 22 мая 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
Археологические данные позволяют пополнить кое в чем недостаток письменных сведений. Прежде всего, это немногочисленные, отчасти греческой работы, изображения. Папай сопоставлен с греческим Зевсом. Следовательно, он прежде всего бог ясного неба, но и громовержец, кроме того, несомненно, бог-отец. Он отец не только богов, но и всех скифов, начиная от их царей. Его сын Таргитай-Геракл, герой-родоначальник. Последнее определяется его именем от того корня, который во многих индоевропейских языках обозначает отца. Его кумиров и храмов мы не знаем. По-видимому, к началу V в. до н. э. относится его изображение на одном навершии, хранящемся в Государственном историческом музее в Киеве. На высоком постаменте стоит нагой бородатый мужчина. Четыре рога поднимаются от его ног, с фигурками идущих по ним волков и с изображениями орлов на их концах, словно парящих над землей с распростертыми крыльями. Такой же орел на голове статуэтки. Рога с волками, по-видимому, символизируют степь и землю с четырьмя странами света. Орлы знаменуют ширь чистого неба. Висящие у них в клювах, на концах крыльев и в руках божества цепочки с бронзовыми колокольчиками с железным язычком внутри, производящие до сего дня звон, не символ ли грома? Апи - Земля — супруга Папая. Среди изображений на навершиях от погребальной колесницы из Александропольского кургана есть фигура женщины с обнаженными пышными грудями и другая — на золотой бляшке, в складчатых одеждах, с двумя баранами по бокам. Не богиня ли это плодородия, мать-кормилица? |
Скифский миф и пантеон божеств по Геродоту |
Автор: 00mN1ck / 27 апреля 2014 / Категория: Интересные материалы » Скифы |
В состав пантеона, по данным Геродота, входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию. На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней — Папай и Апи, на низшей Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Артимпаса) и два божества, скифские имена которых Геродотом не названы. Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой, Уранией, Гераклом и Аресом. Согласно Геродоту, самое могущественное и многочисленное из скифских племен — так называемые скифы царские — поклонялось и Посейдону, который у них именовался Тагимасад (Тамимасад). Табити рассматривается рядом исследователей (М. И. Артамонов, С. А. Жебелев и др.) как женское божество домашнего очага. Однако ее можно трактовать и как божество огня во всех его проявлениях, а ее главенство в скифской мифологии — как отражение индоиранской традиции поклонения огню как высшему началу. |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|