Газета «Независимая» (20.08.08 г., «Традиционная религия абхазов») сообщила о том, что российские и абхазские учёные проанализировали важнейшие этапы этнической истории абхазов. Выводы, сделанные авторами исследования, подтверждают факт существования в древности на территории бывшего СССР единой для многих народов культуры. В частности, это выражено по единому представлению народов бывшего СССР Бога — Творца природы и людей, повелителя и вседержителя Мироздания. То есть, представления древних абхазов-аланов о Боге совпадает с представлениями древних славян. А пантеон божеств — это проявления Единого Бога в различных ипостасях, имеющих у разных народов разные имена. Это положение хорошо согласуется с КОБой и курсом на ПОДконфессиональный уровень объединения всех религий.
Данная статья в «НГ» хорошо иллюстрирует как под действием Закона Времени информация, ранее недоступная для большинства людей, становится открытой и способна снять многие существующие религиозные противоречия между народами. И фактически способна противостоять безнравственному принципу управления «разделяй и властвуй!» принципом «соединяй и созидай!».
Ниже приводим текст статьи с некоторыми сокращениями. Выделения в тексте наши.
Традиционная религия абхазов
В непризнанной республике культ Анцэа становится официальным
Абхазы — один из древнейших народов Кавказа. Что помогло им выстоять в самые тяжёлые времена своей истории? Что составило их духовную опору в годы испытаний? Что способствует их этническому самосохранению в быстро меняющемся мире? Ответы на эти вопросы попытались дать российские и абхазские учёные, проанализировавшие в своём коллективном труде (Абхазы. — М.: Наука, 2007. — 547 с.) важнейшие этапы этнической истории абхазов.
Рецензируемый сборник статей описывает уклад жизни, нравы, быт и культуру этого кавказского народа. Но особое внимание уделено религиозным представлениям абхазов. Две статьи сборника посвящены этой проблеме: «Традиционные религиозные верования абхазов» Лили Хуршитовны Акаба (Абхазский институт гуманитарных исследований им. Дмитрия Гулия) и «Современная религиозная ситуация в Абхазии» Александра Борисовича Крылова (ИМЭ-МОРАН).
По мнению Лили Акаба, традиционная религия абхазов представляет собой систему политеистических верований, имеющих многослойный характер, с весьма многочисленным пантеоном божеств и объектов сакрального почитания, включённых в сценарии разветвленных культовых практик. Функция верховного божества принадлежит Анцэа — Творцу природы и людей, повелителю и вседержателю мироздания. Анцэа обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т.п.
Александр Крылов исследует традиционную религию в общем контексте сложившейся в Закавказье этнорелигиозной ситуации. Он обращает внимание на то, что процесс возрождения традиционной религии абхазов совпал по времени с распадом Советского Союза. По мере того как движение за национальное Самоопределение в Абхазии набирало силу, традиционные верования, и до того служившие абхазам в качестве важнейших основ национальной идентичности, стали возводиться властями в ранг чуть ли не государственной религии.
По мнению Александра Крылова, традиционная религия абхазов автохтонна: она сложилась без влияния основных мировых религий. Как подчёркивается в книге, степень воздействия на абхазскую религию со стороны иудаизма, христианства и ислама является весьма незначительной и, таким образом, её нельзя отнести к синкретическим религиям.
Значительный интерес в этой связи представляют наблюдения Александра Крылова относительно слабой приверженности абхазов к другим, неабхазским вероучениям: «В Абхазии христианство, ислам (и атеизм) играли в первую очередь роль не религии, а официальной государственной идеологии». Опросы людей, причислявших себя к категории «абхазских мусульман», позволили автору выявить следующую картину. В подавляющем большинстве они не имеют представления о Коране, не проявляют никакой заинтересованности в изучении этой священной для мусульман книги, ничего не знают ни о ежедневной молитве, ни о других пяти столпах ислама. В итоге учёный приходит к выводу, что в реальности в современной Абхазии подлинными мусульманами можно считать лишь потомков абхазских мохаджиров, возвратившихся на свою историческую родину из различных стран Ближнего и Среднего Востока. Но они составляют совсем незначительную часть местного населения и не оказывают сколько-нибудь заметного влияния в масштабах всего абхазского этноса.
По мнению Александра Крылова, традиционная религия абхазов отвечает определению теизма, в котором мир есть осуществление божественного промысла, а абсолютно бесконечный Бог стоит над миром и человеком. Абхазская религия подходит также под определение «строгого монотеизма», где Бог является единственным источником и добра, и зла (к которому, по мнению многих исследователей, нельзя отнести даже христианство и ислам). Она представляет собой систему религиозных взглядов, канонов и ритуалов, которая сформировалась у абхазов в процессе длительного исторического развития. Несмотря на значительное количество имеющихся в ней локальных особенностей и разновидностей, это — единая религия, в которой сохраняются устойчивые основополагающие представления и ритуальная практика.
В отличие от христианства, ислама и атеизма традиционная религия абхазов в прошлом не имела официального государственного статуса. Это, как и отсутствие в ней профессиональных священнослужителей, способствовало сохранению наиболее архаичных форм и представлений. Превращение этой народной религии в официально признанную знаменует собой качественно новый этап в её развитии. По мнению Александра Крылова, это может привести к унификации большого числа локальных культовых вариантов, в которых до сих пор продолжает сохраняться бесценное наследие далекого исторического прошлого.
|