В центре внимания этническая история южных осетин |
Автор: 00mN1ck / 22 августа 2007 / Категория: Новости |
Этническая история осетинского народа пополнилась ценной монографией заслуженного деятеля науки Республики Южная Осетия, старшего научного сотрудника Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З.Н.Ванеева, кандидата филологических наук З. Д. Цховребовой "Осетины в Южной Осетии и Грузии в XIX-XX вв.". Представленная книга составляет первую часть общей работы под этим названием. Готовится к изданию и вторая ее часть.
Вопрос проживания осетин на южном склоне Главного Кавказского хребта - один из важных в историографии осетинского народа. Особенно остро он встал за последние 20 лет, когда националистически настроенные грузинские историки начали отрицать не только факт проживания осетин в на южных склонах Главного Кавказского хребта в течение многих столетий, но дошли до отрицания существования самой Южной Осетии как таковой. Вооружившись такой антиисторической риторикой своих историков, грузинские власти начали этнические чистки против осетин, проживающих как в самой Южной Осетии, так и в районах Грузии. Вот уже более 18 лет ведется настоящий геноцид против осетин, прикрытый под лакированной формулировкой - грузино-осетинский конфликт".
Однако как говорятся, факты - упрямая вещь. Первая часть монографии 3.Д. Цховребовой "Осетины в Южной Осетии и Грузии в XIX-XX вв." содержит фактический материал о проживании осетин, как в Южной Осетии, так и почти во всех районах Грузии, согласно камерального описания жителей бывших Горийского и Душетского уездов Тифлисской губернии Российской империи, произведенного в 1830 и в 1831 годах. Для сравнения автором приводятся и данные переписи населения Грузинской ССР, проведенной в 1926 году.
Весьма ценным следует считать приводимый 3.Д. Цховребовой материал собственных экспедиционных записей в Южной Осетии в 1964-1974 гг. и в районах Картли в 1958, 1982-1988 гг.
Подробный анализ этих материалов в дополненном виде составляет вторую часть монографии.
В книге приводится подробный список населенных пунктов в алфавитном порядке, в которых проживали осетины. Затем дается перечень осетинских фамилий, проживавших в этих населенных пунктах, приводятся и личные имена осетинского населения. По камеральному описанию 1830-1831 г. осетины проживали в 79 населенных пунктах. В камеральных описаниях осетинские фамилии значились в грузинской передаче. З.Д. Цховребова в своих комментариях указывает на их осетинские формы.
Вторая глава книги "Осетины в Южной Осетии и Грузии" по переписи населения ГССР 1926 года содержит детальное описание численности населения по конкретным районам, сельсоветам и селениям Юго-Осетинской автономной области, а также разных районов Грузии. При этом даются сведения по национальностям. Автор подводит общий итог численности населения Юго-Осетинской автономной области по переписи 1926 года. В тот период в Юго-Осетии проживало 87747 человек. Из них грузин - 23460 человек, осетин - 60819 человек, армян - 1367 человек, русских - 154, евреев - 1781 человек, лезгин - 9 человек, остальных - 157 человек. А в районах Грузии проживало 50351 осетин. В целом общая численность осетин в тогдашней ГССР составляла 111170 человек. З.Цховребова приводит и данные численности осетин по переписи 1959 года - 141,2 тысячи человек, а по переписи 1970 - 150,2 тыс. осетин. Интересные выводы можно сделать, сопоставив данные переписи 1926 года с аналогичными данными 1989 года. В 1989 году численность осетин в Южной Осетии составляла 67 тысяч человек, то есть за более чем 60 лет количество осетин на Юге Осетии практически не увеличилось, и это несмотря на естественный прирост.
Таким образом, становится ясно, что, прикрываясь трескучей демагогией об интернационализме и дружбе народов, грузинская элита проводила политику ассимиляции осетинского населения и его выдавливания со своей земли. Из-за экономической и культурной дискриминации южные осетины были вынуждены покидать свою родину, переселяясь в Северную Осетию и другие регионы России, а некогда густонаселенные осетинские села приходили в упадок и запустение.
Аслан Кочиев |