Как слово наше отзовется?.. или какую опасность таит экстремизм Экстремизм получил опасно широкое распространение во всем мире и приняло самые разные формы: от массовых убийств до изощренной “промывки мозгов”. И чтобы это античеловечное явление не стало чумой нынешнего века, как фашизм в прошлом, противодействие ему стало одной из основных задач, кроме законодателей, и силовых и правоохранительных структур. О том, как ведется эта работа в республике; каковы ее особенности, корреспондент “СО” выяснял в беседе руководитель группы по надзору за соблюдением законности и противодействию экстремистской деятельности и межнациональным отношениям Прокуратуры РСО-А Татьяной ЯСИНОВСКАОЙ. - Татьяна Дмитриевна, определены ли прокуратурой направления, по которым выстраивается борьба с проявлениями экстремизма?
- Начнем с того, что в своей работе мы и другие ведомства, стоящие на охране общественных интересов, руководствуемся прежде всего соответствующим Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности”. В нем четко определяются и направления, и формы экстремистской деятельности: от создания вооруженных законспирированных банд до публично высказываемых идей, мнений, оценок, иногда внешне кажущихся совершенно безобидными.
Может быть, я выскажу несколько спорное мнение, но мне кажется, что потенциальная социальная опасность этой идеологической деятельности даже выше, чем открытой террористической. Дело в том, что осуществление античеловечных акций, таких как атаки на небоскребы в США или захват нашей бесланской школы, невозможно без наличия фанатиков. А их-то и создает целая идеологическая система, созданная в масштабах мира и действующая, в том числе, в нашей стране и особенно на Северном Кавказе. - Могли бы вы поподробнее рассказать об этой системе?
- Руководители крупных террористических организаций создали многоступенчатую систему вовлечения в свою деятельность широких слоев населения разных стран. Как правило, она эксплуатирует религиозные чувства людей, когда всевозможные “проповедники”, умело подменяя понятия, под видом религиозных догматов внедряют в сознание людей экстремистские или откровенно человеконенавистнические идеи.
Другой питательной средой экстремизма являются национальные чувства, легко воспламеняющиеся на фоне социальных проблем, а цвет кожи или акцент становятся удобным признаком деления на “своих” и “чужих”. В этом случае мы получаем национал-шовинизм или обыкновенный фашизм. Именно под таким названием в 70-х годах создал картину всемирно известный кинодокументалист Михаил Ромм. Однако он и в страшном сне не мог себе тогда представить, что фашизм возродится в Советском Союзе, а получит развитие в России!
- Неужели и на Кавказе есть фашистские организации? - Нет, пока, к счастью, их нет, да, наверное, и быть не может в таком многонациональном крае, однако у нас свои трудности: религиозный экстремизм, национализм и еще не до конца разгромленное бандитское подполье. Именно поэтому наряду с продолжением борьбы с уже существующими экстремистскими организациями, мы ведем работу по пресечению создания новых и вовлечения в эту сферу свежих сил, особенно молодежи. - Какими же силами и методами вы осуществляете эту деятельность? - С ноября прошлого года органы прокуратуры республики подняли работу по противодействию экстремизму на совершенно новый уровень. Во всех подразделениях нашего ведомства созданы группы по надзору за соблюдением законности и противодействию экстремистской деятельности и межнациональным отношениям. Это позволило высвободить сотрудников для ведения узконаправленной работы по обобщению и систематизации информации по этой проблеме, создать условия для формирования специалистов.
Задача борьбы с проявлениями экстремизма поставлена и перед другими ведомствами, а по большому счету относится ко всему обществу. Поэтому была также создана соответствующая межведомственная рабочая группа, куда помимо нас входят представители ФСБ и МВД. Общими усилиями силовых, правоохранительных органов и представителей властных структур республики разработана Целевая программа по противодействию экстремизму, которая в октябре будет рассмотрена и, думаем, в целом будет одобрена Парламентом нашей республики.
Аналогичные программы разрабатываются и на всех уровнях местного самоуправления, потому что именно здесь легче всего заметить и исправить ситуацию, развивающуюся в опасном направлении. И особенно хочу подчеркнуть здесь роль сотрудников МВД в лице участковых, которые на сегодняшний день очень плохо владеют криминогенной обстановкой на вверенных им территориях. На этом участке необходимо кардинально менять спектр служебных полномочий участковых.
- Есть ли уже результаты в деятельности органов власти по противодействию экстремизму? - Еще раз рискну напомнить: фокусирование внимания на проблеме и привлечение сил как специальных структур, так и общества в целом, резко снижает порог ее опасности. Такое сотрудничество уже дает свои плоды. Весной этого года прокуратурой Затеречного муниципального округа возбуждено уголовное дело в отношении учредителя газеты “Да уа”, по подозрению в распространении радикальных религиозных взглядов. Чуть больше месяца назад прокуратурой Кунцевского МО Москвы возбуждено уголовное дело по подозрению в разжигании национальной вражды неофициальным электронным изданием “Ингушетия.ру”. И ключевую роль здесь сыграли многочисленные общественные организации нашей республики. Они не просто направили в прокуратуру свои обращения, а провели сбор, систематизацию и даже анализ письменных материалов этого сайта. Это и стало весомыми аргументами, собранными общественностью, для возбуждения дела. И все же, возбуждение уголовного дела - это вынужденная мера, а не самоцель. Для общества гораздо полезнее предупредить правонарушение и сохранить для себя десятки, сотни человеческих судеб, до того, как они переступят порог невозврата к нормальной жизни.
- Кто и как определяет, что является экстремистскими идеями, а что нет? - В конечном счете - суд. Но чтобы довести уголовное дело до суда или даже просто его возбудить, необходимо иметь серьезные основания и доказательства. И ситуация здесь очень непростая, ведь чтобы признать то или иное высказывание, например, проявлением религиозного экстремизма, надо в совершенстве знать религиозные тексты, их канонизированные толкования и так далее. Не менее сложны вопросы истории, лежащие в основе современных противоречий, лингвистическая и психологическая экспертиза текстов…
Пока российской правовой системе не хватает следственной и судебной практики в оперативном и до конца объективном исследовании нарушений закона в публично распространяемой информации. Однако мы ищем новые формы мониторинга информации и проведения экспертиз совместно с другими государственными и общественными структурами.
В частности, у нас есть опыт сотрудничества проведения экспертиз с институтами Российской академии наук, региональными научными центрами. С помощью лекций ученых нашей республики мы расширяем свои знания в об области религии, истории, лингвистики. Сегодня у нас налаживаются очень перспективные отношения с Министерством по делам национальностей республики и Экспертным советом по проведению религиоведческой экспертизы при Правительстве РСО-А.
Одним словом, на борьбу с экстремизмом надо подниматься всем обществом, а не ждать, что где-то кто-то другой защитит тебя от этой опасности. В. РЯЗАНОВ
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |