Мы живем в уникальном историческом городе, известном своими памятниками прошлого не только в России, но и далеко за ее пределами. Если знакомиться с историей Владикавказа, его улицами, площадями, то не найдется, пожалуй, ни одной из них, на которой бы ни жили, ни творили во имя будущего своего народа видные общественные деятели, известные военачальники, писатели и поэты нашей республики, а также оставившие добрую память о своем пребывании в Осетии деятели русской культуры и общественной мысли. Память об этих людях и событиях запечатлена в мемориальных досках и памятниках. Ныне на зданиях Владикавказа установлено более 100 мемориальных досок. Они представляют собой часть “каменной летописи” столицы Северной Осетии и занимают почетное место в облике нашего города. История мемориальных досок Она уходит в далекое прошлое. Стремление увековечить память о том или ином важном событии не только строками на свитке папируса или листке пергамента, в сказании или летописи возникло более двух с половиной тысяч лет назад. В память о значимых событиях и людях вырубали надписи на скалах, затем эти надписи перешли на стены крепостей, замков, дворцов, общественных зданий, фиксируя память о значительных событиях, о людях, сыгравших видную роль в политической или культурной жизни государства. На смену настенной надписи постепенно приходит каменная доска, позже получившая название мемориальной. Мемориальная доска как важная форма вечной памяти, высеченной в камне, заняла видное место в жизни и облике города лишь в советское время. И начало принципиально нового этапа в ее использовании связано с планом монументальной пропаганды, принятом после Октябрьской революции. Этот план стал генеральной линией развития монументального искусства на долгие годы. Первые доски нашего города Одной из первых в нашем городе стала мраморная доска, укрепленная на здании Армянской церкви в середине 30-х годов прошлого века и являющаяся охранным знаком. А самая первая мемориальная доска была установлена на Суннитской мечети в начале прошлого века. Ее текст гласил, что мечеть построена в 1908 году на средства нефтепромышленника Муртазы Мухтарова. К сожалению, со временем эта доска была уничтожена. Утраченные доски Материал, из которого сделана мемориальная доска - не главное, не важно, высечена ли она в камне, граните или отлита в металле. Дело, главным образом, в стремлении людей сохранить на века память о великих деяниях наших предков и современников, о важных исторических событиях в жизни республики . И бывает очень жаль, когда к этой памяти относятся по-варварски. За последние годы в городе уничтожено 18 мемориальных досок. А ведь каждая из них - это результат творческого сотрудничества скульптора и архитектора, причем последнему, как правило, принадлежит общий замысел произведения, выбор места установки доски на здании и шрифтовая часть. Скульптор же выполняет портретное или геральдическое изображение (хотя бывают случаи, когда доска создается только архитектором или скульптором). Лучшие мемориальные доски как подлинные произведения монументального искусства обладают огромной силой эмоционального воздействия. Эти произведения входят в живую ткань городского пейзажа, во многом определяя его художественный облик. …Сегодня мемориальные доски срывают с целью наживы, сдавая их на металлолом. Так произошло с мемориальной доской работы скульптора Николая Ходова, посвященной Афанасию Гассиеву, - выдающемуся философу и деятелю культуры и его сыну Виктору - изобретателю первой в мире фотонаборной машины. Такая же участь постигла доску работы скульптора Георгия Сабеева в память о братской церкви, снесенной в 30-е годы прошлого века. Доской, посвященной одной из первых комсомолок Владикавказа Нине Зубковой, выполненной в технике гальванопластики, вандалам поживиться не удалось, так как металла было очень мало. Но и эта доска изуродована и безвозвратно утрачена. Совершенно непонятно, чем не угодил руководству городского железнодорожного вокзала Максим Горький? Доска, повествующая о приезде писателя во Владикавказ и его встрече с жителями города на привокзальной площади, во время реконструкции здания вокзала почему-то исчезла с его фасада. Вызывает возмущение и дремучая невежественность некоторых жителей города, наклеивающих частные объявления на мемориальные доски и памятные знаки, как это произошло на площади Свободы и в Пушкинском сквере. А доску, установленную на доме, где жил выдающийся художник, гордость всей Осетии Махарбек Туганов, вообще превратили в цель для стрельбы из пневматического оружия - вся она покрыта следами от пуль… К счастью, есть и доски, о состоянии которых заботятся, за которыми следят и ухаживают - например, доска, посвященная К. Л. Хетагурову, расположенная по ул. Димитрова, 5. А вот доска на фасаде школы № 6 находится в удручающем состоянии. “Новые комсомольцы”, расписывающие стены домов затхлыми лозунгами, могли бы взять в руки вместо баллончика с краской кисточку и аккуратно подновить надпись на этой доске, относящейся к так почитаемой ими советской власти. О готовящейся книге Северо-Осетинским филиалом Российского фонда культуры готовится к изданию книга “Память, отлитая в металле и высеченная в камне” о мемориальных досках Владикавказа. Она имеет целью познакомить владикавказцев с теми мемориальными досками, которые они могут увидеть на улицах и площадях города. Мы с архитектором Сосланом Цаллаговым впервые предприняли попытку систематизировать все мемориальные доски города, выверить их тексты, установить, кем они были созданы и когда открыты, определить, из какого материала сделаны, указать адреса зданий, на которых они установлены и привести краткие биографические данные людей, которым посвящены мемориальные доски. Каждый, кто в какой-то мере сталкивался с этими вопросами, отчетливо представляет, сколь трудная задача стояла перед нами. Собирая материал для этой книги, мне пришлось работать в библиотеках, архивах, музеях, встречаться со многими известными людьми нашего города… И, конечно же, огромную благодарность хотелось бы выразить начальнику управления культуры администрации Владикавказа Ларисе Караевой, скульптору, заслуженному деятелю искусств Михаилу Дзбоеву, профессору, преподавателю медакадемии Сергею Плахтию, Зинаиде Дзаховой и Алану Темирову, предоставившим материалы из своих личных архивов. Огромное спасибо Александру Фокину, сделавшему большую часть фотографий для этой книги. О сложности работы говорит тот факт, что нам в ряде случаев так и не удалось установить даты открытия мемориальных досок, имена создавших их скульпторов и архитекторов. Но самая большая сложность - поиск спонсоров издания этой книги. Хотелось бы верить, что в издании этой книги, призванной существенно пополнить страницы истории города и Осетии, заинтересован не только Российский фонд культуры… А. КАДЫКОВ, заместитель председателя Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |