Ахмет Тембулатович Цаликов родился в 1882 в селении Ногкау, окончил Ставропольскую гимназию, а затем и юридический факультет МГУ. Имя самого известного общественного деятеля-осетина начала XX века долгие годы находилось в забвении, а его произведения были недоступны исследователям в силу их “контрреволюционности”. Причина в том, что он единственный из осетин, кто упоминался и с едким сарказмом критиковался в полном собрании сочинений В. И. Ленина в работе “Сердитая растерянность”. Ленин решительно не соглашался с идеей А. Т. Цаликова, которую он вынес из событий первой русской революции, о том, что нравственность выше революционных идей. Несомненно, творческое наследие Ахмета Цаликова неоднозначно и в некоторой степени противоречиво. Однако сегодня уже никого не надо убеждать, что эмиграция за рубеж по причине неприятия Октябрьской революции - не повод вычеркивать из истории нашего государства столь неординарную личность, какой был Ахмет Цаликов. В начале XX века А. Т. Цаликов активно сотрудничал со многими центральными периодическими изданиями страны, среди которых были еженедельник “Наше дело”, журнал “Возрождение”, альманах “Утро гор”. Его перу принадлежат произведения революционной публицистики, заметки, фельетоны, статьи, рассказы. Особое место занимают произведения, тематика которых тесно связана с просвещением осетинского и других народов страны, исповедовавших Ислам. Приверженность к исламизму и неприятие идей диктатуры пролетариата наложили отпечаток на все его творчество и явились одной из главных причин эмиграции за рубеж в 1920 году. А. Цаликов - один из первых общественных деятелей основателей и пропагандистов идей исламского социализма. Неслучайно после Октября Ленин призывал А. Цаликова к сотрудничеству в деле привлечения мусульман на сторону Советской власти. Однако он отказался, так и не примирившись с репрессиями и богоборчеством новой власти. Действительность жизни народов Российской империи обусловили справедливый вывод Ахмета Темболатовича о том, что изменить ситуацию к лучшему можно только предав широкой гласности проблемы национально-культурных меньшинств, и он сам возглавлял этот процесс. Главным орудием самозащиты народов он считал просвещение, а удовлетворению религиозно-культурных нужд горцев им отводилась особая роль. Цаликов решительно критиковал методы царской администрации, которые не соответствовали выросшему культурному уровню кавказских народов и которые он характеризовал как систему “ежовых рукавиц и бараньего рога”. Карательные экспедиции и экзекуции, когда они проводились не конкретно против правонарушителей, а были направлены против всех носителей круговой поруки, по его мнению, деморализовали и разоряли местное население. Они способствовали рекрутированию в среду антиобщественно настроенной части горцев новых членов, которым уже больше нечего терять, и разбои и грабежи начинали принимать все более значительные размеры. Эти положения вызвали живое обсуждение в кавказском обществе тех лет. Горячую полемику в обществе вызвала и статья “Проституция и ее защитники”, которая выступала в защиту нравственности. Особый протест вызывало то, что в “древнюю профессию” втягивались дети 10-14-летнего возраста. Вскрывая социальные причины этого зла, Цаликов призывал общество к состраданию, а правительство и его органы на местах - разрешать социальные проблемы: уменьшить нищету, безработицу, неграмотность, беспризорщину… А. Т. Цаликов стал одним из первых представителей кавказской интеллигенции, кто поддержал распространявшиеся в начале XX века в мире и России движения в защиту прав детей. Именно поэтому он с большим вниманием изучал материалы Бернского конгресса (Швейцария), итогом которого стала Декларация прав детей. В результате осмысления этих проблем возникли статьи, опубликованные под общим названием “Права детей”. Тогда социально-экономические условия принуждали детей для своего пропитания, а то и всей семьи, уходить из школы “в жизнь, на заработки”. Эта проблема стала одной из ведущих на I-м Всероссийском съезде по вопросам народного образования в 1914 году. С присущей российской интеллигенции критичностью Ахмет Темболатович отмечал: “Если бы русская государственная власть могла возвыситься до понимания самодовлеющих вопросов культурного подъема всех народностей, входящих в состав Российской империи, то она в школьных мероприятиях считала бы непременной обязанностью необходимость согласования этих мероприятий с этнографическими, бытовыми и религиозными особенностями инородческого населения”. Таким образом, А. Т. Цаликов вслед за видными педагогами-просветителями XIX века Н. И. Ильминским и Н. И. Золотницким обосновал вывод, что государственное единство обеспечивается единством убеждений и идей представителей различных народов и религий. Россия будет крепким государственным объединением при условии сохранения культурно-национальных и религиозных форм существования различных народов, населяющих ее территорию. Незадолго до смерти в 1927 году, выступая на заседании группы Народной Партии Вольных Горцев Кавказа, А. Т. Цаликов ни разу не упомянул о сочетании социализма с Исламом. Разочаровавшись во многих прежних идеалах, он справедливо отмечал “всемирное пробуждение национального сознания”, но характеризуя дореволюционную жизнь народов Кавказа, не всегда объективно оценивал роль России. Этот мотив был вызван общим упадническим настроением в среде интеллигенции русского зарубежья. Начиная с 90-х годов прошлого века произведения Амета Цаликова стали возвращаться в нашу жизнь. Были переведены на осетинский язык и опубликованы на страницах газеты “Растдзинад” и журнала “Мах Дуг” несколько его рассказов, в основном, из сборника “В горах Кавказа”. Однако полноценное возвращение трудов нашего выдающегося земляка в копилку народной мудрости, думается, еще впереди. Профессор СОГУ С. ЧЕДЖЕМОВ
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |