Как западные санкции сблизили Россию и Иран
Подписание соглашения между Ираном и Северной Осетией
Северная Осетия продолжает укреплять отношения с Исламской республикой Иран. Если раньше сотрудничество между ними происходило только в научно-образовательной сфере, то сейчас дело дошло до торгово-экономических соглашений. На этой неделе в присутствии министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, а также Чрезвычайного и Полномочного Посла Ирана в РФ Мехди Санаи были подписаны три новых соглашения о дальнейшем сотрудничестве.
Теперь Северная Осетия будет экспортировать в Иран сельскохозяйственную продукцию, в частности, семена кукурузы, а Карачаево-Черкесия – халяльное мясо.
"Абсолютно убежден, что осетино-иранские отношения имеют стратегическое значение и могут стать базисом для сохранения межнационального и межрелигиозного мира на Большом Кавказе", - сказал на подписании соглашения глава Северной Осетии Вячеслав Битаров.
Политолог Руслан Тотров называет свое отношение к подписанным соглашениям "сдержанным оптимизмом". По его мнению, они стали логичным этапом развития отношений России и Ирана в целом.
"В сегодняшних геополитических условиях, когда Западом очерчена якобы «ось зла», в которую входит и Россия, мы понимаем, что нужно экономически солидаризироваться с теми, кто волею судеб оказался в одной лодке с нами, - объясняет политолог. - Сейчас взаимоотношения с Ираном позволяют говорить о всяческом усилении партнерских отношений, и, соответственно, в данный момент правильно это делать через конкретный регион. Ведь как бы странно это не звучало в век высочайших технологий и всепроникающего космополитизма, но общие этнические корни осетин и иранцев смогут сыграть достаточно заметную роль".
По словам Тотрова, полагать, что за проведением конференции и подписанием соглашений стоит инициатива Северной Осетии, наивно: "Понятно, что эта инициатива есть, но она исходит никак не снизу – не из Владикавказа, а сверху – из Москвы. В данном случае Северная Осетия – это часть того механизма, который будет способствовать приведению его всего в действие".
Одним из главных вопросов сейчас остается практическая реализация задуманных планов. Тотров считает, что у нее существует определенные риски.
"Первый – это, несмотря на близкое расстояние, логистические сложности, второе - высококонкурентный внутренний иранский рынок, который в условиях практически перманентных санкций если не одержал победу в проекте импортозамещения, то как минимум поднаторел в нем. И заходить на него с сельскохозяйственной продукцией, безусловно, все еще можно, но нужно понимать, что североосетинские чиновники уже сейчас должны сделать все, чтобы наши бизнесмены получили максимально лояльное отношение к себе со стороны официальных контролирующих и разрешительных органов Ирана", - заключил эксперт.
Старший научный сотрудник Северо-Осетинского госинститута гуманитарных и социологических исследований, экономист Маргарита Кулова считает, что соглашение с Ираном можно оценить по-разному.
"С одной стороны, хорошо, что оно предусматривает новые возможности для совместных проектов производителей сельхозпродукции из Северной Осетии и Ирана, - утверждает Кулова. - С другой стороны, как показывает практика, далеко не всегда за подписанием соглашения о сотрудничестве следует этап реальной реализации его положений. К тому же, не следует преувеличивать потенциал положительных последствий соглашения для экономики Северной Осетии в целом. Прежде всего, потому, что речь идет о довольно ограниченных экономических плюсах сотрудничества двух и более сельхозорганизаций".
Кроме прочего, в ходе конференции прозвучали и несколько важных внешнеполитических заявлений. Так, Санаи не стал отрицать, что у Ирана есть заинтересованность в сотрудничестве в области образования и науки и с Южной Осетией. Кузнецов поддержал его мысль, добавив, что Южная Осетия – признанное Россией государство, и ее признание другими странами – отдельный предмет для диалога.
"Единый осетинский народ, единые корни, единый язык и тот импульс, который получим мы здесь, конечно, будет распространяться по всему Северному Кавказу", - сказал Кузнецов.
Поднимался на конференции и вопрос управления прикаспийским регионом. По словам Санаи, все вопросы этого региона должны решать только те страны, которые его окружают.
Также Санаи резко выступил против вступления Грузии в НАТО, заметив, что его присутствие в регионе не пойдет на пользу.
"Конечно же, все страны являются независимыми и действуют в рамках своих национальных интересов, - отметил Санаи. - Но мы, являясь крупной региональной державой, заинтересованы в том, чтобы ни одна страна из нашего региона не вступила в НАТО. Если посмотреть на Ближний Восток, то присутствие НАТО там не приносило никакой пользы".
|