Вчера представители Всеосетинского Совета «Стыр Ныхас» встретились с депутатом ГД России Юрием Савельевым. Савельев приехал в Северную Осетию с рабочим визитом. Депутат участвовал в работе парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане и известен как автор заключительного доклада, который идет в разрез с заключительным докладом Владимира Торшина. Юрий Савельев - ярый сторонник дальнейшего расследования. В ближайшее время он собирается поделиться имеющимися у него фактами с писателем Александром Солженицыным и президентом Владимиром Путиным.
На встречу с депутатом пришли представители общественности, члены комитета «Матери Беслана».
- Да, белых пятен огромное количество. Надо отвечать на самые главные вопросы, - сказал Юрий Савельев. - О причинах взрывов в спортивном зале в моем первом томе изложено, на основании показаний заложников, находившихся непосредственно а зале, первый взрыв прозвучал над входной дверью со стороны двора, а второй взрыв - под окном, где есть пролом. Официальное следствие утверждает, что оба взрыва и третий имели место в противоположном конце спортивного зала, а это ставит сразу с ног на голову вопросы о том, что явилось причиной взрыва.
Официальное ведение расследования, вернее, его быстрейшее свертывание не устраивает многих пострадавших. В частности вот мнение члена правозащитной организации «Голос Беслана» Эллы Кесаевой:
- Любого открытого процесса по Бесланскому теракту боятся больше всего. Как видно этот страх и является движимой силой бесконечных нарушений законов следователями, прокурорами, судьями. Каждый из них, выполняя указания, считает себя маленьким человеком, от которого ничего не зависит. А все вместе они творят беззаконие, движимые страхом и стремлением выслужиться, остаться у кормушки. За каждым таким решением суда стоят: материнские слезы, потеря веры в будущее, в свою родину, потеря смысла жизни для многих потерпевших в Бесланской трагедии.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей Верховного суда РИ от 5 октября 2007 г. вынесен оправдательный приговор: «событие преступления, инкриминированного сотрудникам РОВД Малгобекского района РИ признано недоказанным, в связи с чем в соответствии с п.2 ст. 250 и п.п. 1 и 4 ч.2 ст.302 УПК РФ, суд пришел к выводу, что указанные подсудимые подлежат оправданию». Это очередное решение суда в отношении обвиняемых сотрудников милиции в халатности, должностных лиц, допустивших захват заложников в Бесланской школе №1. Как известно сотрудники РОВД г. Беслана, тоже обвинялись в халатности, 29 мая 2007 г. амнистированы Правобережным судом. По оправдательному приговору суда присяжных Верховного суда РИ, нами была составлена кассационная жалоба, которую подписали более 100 потерпевших. Мы отразили в своей жалобе многочисленные нарушения.
Они начались с прокуратуры ЮФО. В материалах уголовного дела при проведении предварительного следствия имелись секретные документы. Эти документы в виде шифротелеграмм поступали летом 2004 г. от руководства МВД РФ в МВД РИ об угрозе терактов и были рассекречены после личных просьб заместителя генпрокурора ЮФО Н. Шепеля в адрес руководства МВД РФ. Такие же «тайны» были и в материалах уголовного дела в отношении сотрудников РОВД г. Беслана. Имеющие секреты были рассекречены уже при проведении предварительного расследования. Это позволило рассмотреть уголовное дело Бесланских сотрудников милиции районным судом. В УПК РФ однозначно указано: если в материалах дела имеется государственная тайна, то согласно ч.2, ч.3ст.31 УПК РФ дело передается на рассмотрение в Верховные суды РФ. Районный суд правомочен рассматривать аналогичные уголовные дела, при условии, что в материалах дела отсутствует государственная тайна. На момент передачи дела в суд, государственной тайны в материалах не было, однако уголовное дело было рассмотрено Верховным судом РИ в Нальчике. При передачи прокуратурой ЮФО уголовного дела по сотрудникам РОВД Малгобекского района в Верховным судом РИ, прокуратура и Верховный суд РИ нарушили территориальную подсудность. Согласно ст. 31 ч.2 ст. 32 УПК РФ, уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. Бесланская трагедия, по заключению предварительного следствия, готовилась и в Малгобекском районе, а закончилась гибелью сотен людей в Бесланской школе.
На основании требований УПК РФ о территориальной подсудности, уголовное дело должно было рассмотрено в суде РСО-А районного масштаба, в Беслане, где произошла трагедия. Манипуляции с сокрытием отсутствия государственной тайны в материалах дела, нарушение территориальной подсудности позволило Верховному суду РИ рассмотреть дело с участием присяжных заседателей. Ведь согласно ст.1 ФЗ РФ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ", рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховных судах РФ, республик, краев и областей.
Мы считаем, что цепочка этих нарушений была заблаговременно предусмотрена. Передавая уголовное дело в Верховный суд РИ, прокуратура знала, скольких преступников оправдали суды присяжных. Восемь из опознанных террористов в Беслане, привлекались к суду, но были освобождены. Это такие, как М. Шебиханов, Х. Кулаев и др. Те, кто следил за судебными заседаниями по Бесланской трагедией, давно заметили, что разными методами: не возбуждением уголовных дел, амнистией, оправданием присяжными заседателями, установка сведена к одному: по трагедии никто, даже из звена районного масштаба, не должен сесть за решетку. По закону судить Малгобекских милиционеров должны были в Беслане. Оправдали бы их в Беслане? Возможно, амнистировали бы. Но дело даже не в этом, а в том, что новый судебный процесс в Беслане был бы непредсказуемым и потому стал невозможен, несмотря на требования закона.
Суд над сотрудниками РОВД Беслана пытались закрыть несколько месяцев и пошли на многие ухищрения: все обвиняемые, в том числе и судья неожиданно поочередно стали болеть, когда, подошли к кульминационному моменту - допросу высокопоставленных должностных лиц. Повторного судебного процесса в Беслане не могли допустить.
В своем оправдательном вердикте Верховный суд присяжных РИ ссылается на ч.2 п.1 ст. 302 УПК РФ, где указано «не установлено событие преступления». Своим приговором Верховный суд РИ перечеркнул обвинительное заключение следствия о том, что «с 26 по 31.08.2004 г. организованная бандгруппа, захватившая Бесланскую школу, расположилась в лесном массиве Малгобекского района». В докладе федеральной парламентской комиссии по расследованию: «халатное отношение сотрудников органов внутренних дел республики Ингушетии к своим обязанностям позволило большой группе вооруженных людей, совершивших впоследствии теракт в г. Беслане, в течение нескольких дней беспрепятственно находиться вблизи с. Пседах и свободно перемещаться по территории района. Кроме того, Парламентская комиссия отмечает, что помимо основной группы в республике была сформирована и резервная бандгруппа».
А согласно приговору по Н. Кулаеву: «боеприпасы, огнестрельное оружие и самодельные взрывные устройства, Кулаев и другие члены банды незаконно хранили в лагере в окрестностях с. Пседах. 31 августа 2004 г. незаконно перевезли на автомашине ГАЗ-66 с гос. регистрационным знаком А8137 в окрестности с. Инарки». Как видно, не только прокуратура, но и парламентская комиссия и Верховный суд РСО-А пришли к выводу о халатности сотрудников РОВД Малгобекского района. Если машина с боевиками находилась в лесу Малгобекского района, то, проглядев её, сотрудники РОВД, безусловно, совершили халатность. Однако, из оправдательного приговора следует, что в Малгобекском районе не собирались террористы и не готовили самый страшный теракт в истории человечества - Бесланский теракт. Верховный суд РИ поставил точку в этом, как всем казалось, установленном факте, оправданием обвиняемых: в Малгобекском районе машины с боевиками не было. Если сотрудники милиции РОВД Малгобекского района не совершили халатность, то, как машина, полная вооруженных боевиков смогла приехать в Беслан, и каков маршрут её продвижения? Прокуратура и Торшин отмолчались по поводу вывода суда присяжных заседателей. Видно только мы потерпевшие замечаем разногласия решений разных судов по одному и тому же вопросу. Оправдательный приговор Верховного суда РИ вступит в законную силу в случае отклонения нашей кассационной жалобы Верховным судом РФ. Оправданные: начальник РОВД и его заместитель, получат в виде реабилитации заработную плату за три года и пройдут санаторно-курортное лечение. А затем, займут свои рабочие места, уверенные в своей безнаказанности.
Тогда этот вопрос: где находились террористы, готовясь к захвату заложников с 26 по 31 августа 2007 г., будет поставлен нами перед следственной группой и перед Торшиным, руководителем предусмотрительно распущенной парламентской комиссией.
Марат Хуцистов |