Это дело — дело дней былых, Ой да это дело, дело прошлого...
Куртатинцы для коней своих Не найдут табунщика хорошего. Судят-рядят десять дней подряд На нихасе крытом в Даллагкау. Двое есть достойных, говорят, Цаликовы — Хуха и Нарсау.
Храбры Цаликовы сыновья, Но припомнил кто-то осторожно: «Тагаурские они зятья. Наш табун доверить им-то можно?»
Быстры ноги у обидных слов, И узнали братья оскорбленные Их, как тагауровых зятьев, Числят тянущимися за женами.
Говорит Хуха: «Честной народ, Сам себя в табунщики я жалую». День прошел, и вот Хуха пасет Куртатинцев табуны немалые.
Ой, несметны эти табуны. Как лихим соседям не позариться?.. И к Хуха приходит брат жены, О делах и о здоровье справиться.
Говорит жены лукавый брат, Посланный соседскими князьями, Мол, когда едят, когда здесь спят, Зорко ль смотришь ты за табунами?
Но в ответ Хуха из темноты Свояку сказал такое слово: «День ли, ночь — я не дремлю, и ты По добру иди, брат, по здорову».
Вновь к Хуха, когда взошла звезда, Шлют соседи свояка-злодея. «Что, Хуха, не спишь ты никогда?», Говорит, как бы Хуха жалея.
Молвит зять лукавые слова, Песнь одну и ту же тянет снова, Мол, не стоит святостью родства Жертвовать из-за добра чужого.
Гонит свояка табунщик прочь. Не люблю, мол, говорить напрасно я. Час я сплю, когда проходит ночь, Час, когда восходит солнце красное.
Ночь прошла, рассветный час настал. Задремал Хуха в свой час положенный. А злодеи через перевал Тянутся тропою растревоженной.
Ой, пастух на зорьке увидал, Как к коням злодеи подлетели, Ой, он на свирели заиграл, И достиг селенья плач свирели:
«Куртатинцы, снятся ли вам сны, Может, сны вам очи ослепили? Ой, угнали ваши табуны, Вашего табунщика убили».
Песня понеслась за перевал, Вдоль ущелья, ивняком повитого, Первым эту песню услыхал Цаликов Нарсау — брат убитого.
Что вдали за облако летит, Расплываясь на четыре стороны? Почему в том облаке парит Птичья стая — стая черных воронов?
Над горой не облако кружит — Пар восходит от коня проворного, И летит земля из-под копыт, А не вороны кружатся черные.
Недругов Нарсау победил, С их мечами сталь скрестил булатную. Многих тагаурцев он побил, Мстя им за потерю безвозвратную.
Многие отбил он табуны, Убежать заставил рать лукавую. Ну, а брату братовой жены Голову он снес и руку правую.
Примечание: Записана Т. А. Хамицаевой с напева Мисирби Томаева. ОРФ СОНИИ. Ф. 420, п. 117, стр. 50. Куртатинцы — жители Куртатинского ущелья. Тагауровы зятья — т. е. братья женаты на девушках из соседнего Тагаурского ущелья. Отрубил руку — обычай отрезать правую руку врага идет из далекого прошлого». Зафиксирован Ге¬родотом у скифов. В Осетии встречался вплоть до на¬чала 19 в.
Источник: Песни далеких лет. Переводы Наума Гребнева. — Осетинская народная поэзия. Изд. второе, дополненное, Орджоникидзе, Ир, 1974.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |