|
|
Хорз ус кæмæн вæййы (Песня «У кого хорошая жена») |
Автор: 00mN1ck / 8 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
О преимуществах или недостатках проживания с хорошей или плохой женой. |
Чепенайы зарæг (Песня «Чепена») |
Автор: 00mN1ck / 8 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Коллективная обрядовая пляска Чепена сопровождалась одноименной хоровой песней с импровизированными, часто двусмысленными словами. Исполнялась в разгар пира под вечер третьего дня свадьбы. Пляской руководил избираемый запевала, которому подчинялись все танцующие. |
Таучейы зарæг (Песня о Тауче) |
Автор: 00mN1ck / 8 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Тауче – легендарный образ молодой замужней женщины, которая не желала подчиняться старинным патриархальным обычаям. За смелое поведение, которое не было принято в прошлом, Тауче иронически называют в песне «кабардинской госпожой». |
Цолайы зарæг (Песня о Цола) |
Автор: 00mN1ck / 8 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
По преданию Цола – житель сел. Даргавс в молодости был разборчивым женихом. У каждой девушки он находил какой-нибудь недостаток. При этом он не пропускал ни одной свадьбы и был постоянным участником плясок. Цола до пожилого возраста не изменил образа жизни и стал подвергаться насмешкам молодежи. Его прозвали вечным женихом, и ни одна девушка уже не соглашалась выйти за него замуж. Цола до самой смерти ходил на свадьбы и пляски, вызывая всеобщие насмешки. |
Айс æй, аназ æй (Возьми и выпей!) |
Автор: 00mN1ck / 6 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Застольная песня, исполненная на пирах и часто сопровождаемая музыкой и прихлопыванием в ладоши. Исполняется до тех пор, пока рог не будет принят и выпит до конца. |
Чызгайы зарæг (Песня о девушке) |
Автор: 00mN1ck / 6 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Песня в форме шуточного диалога двух влюбленных. Девушка поддразнивает парня, тот же отвечает ей объяснением в любви. |
Муссæйы зарæг (Песня Муссы) |
Автор: 00mN1ck / 3 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Песня повествует о трагической любви двух молодых людей из Эльхотово. Герой песни, Мусса, сватался к любимой и любящей его девушке, но из-за клеветы он получил отказ со стороны семьи девушки. Девушка покончила собой. |
Сатанайы зарæг (Песня о Шатана) |
Автор: 00mN1ck / 3 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Шатана – главный женский образ в нартовском эпосе осетин, сестра и жена Урузмага. Играет значительную роль в нартовском обществе. Шатана – мать нартов, мудрая советчица и наставница, защитница их интересов и безопасности. В сказаниях слывет хлебосольной хозяйкой и могущественной чародейкой. |
Песня об Ацамазе (Ацæмæзи зар) |
Автор: 00mN1ck / 2 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Ацамаз – один из нартовских героев, обладатель чудесной золотой свирели. От игры на этой свирели танцуют дикие и домашние животные, поют птицы, оживает природа. Исцеляются люди. Благодаря своей чудесной игре Ацамаз добивается любви красавицы Агунды и при помощи небожителей женится на ней. |
Сырдоны кадæг (Сказание о Сырдоне) |
Автор: 00mN1ck / 2 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Сырдон – один из героев нартовского эпоса, по популярности не уступает другим именитым нартам. Отличался хитростью, находчивостью и остроумием, его язык повсюду сеял раздор и вражду. Являлся виновником гибели многих нартовских героев, а, в конце концов, и всех нартов. |
Афсатийы зарæг (Песня об Афсати) |
Автор: 00mN1ck / 1 января 2009 / Категория: Осетинские народные песни |
Афсати – мифологический покровитель охотников, властитель «благородных» диких животных (туров, оленей, серн). Согласно легенде, Афсати сидит на высокой горе и оттуда наблюдает за своими несметными стадами. |
Уастырджийы зарæг (Песня об Уастырджи) |
Автор: 00mN1ck / 30 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни |
Песня посвящена Уастырджи – наиболее почитаемому дзуару в осетинской мифологии, покровителю мужчин, путников и воинов. Святилища, посвященные Уастырджи, разбросаны по всей Осетии. В честь Уастырджи составлено несколько песней-гимнов, где обращаются к нему и восхваляют его. |
Цоппайы зарæг (Песня «Цоппай») |
Автор: 00mN1ck / 30 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни |
Цоппай обрядовый танец и пение вокруг пораженного молнией или обрядовое хождение во время засухи с целью вызывания дождя, связан с ритуальными обращениями к грозовому божеству Уацилла. |
Уациллайы зарæг (Песня об Уацилла) |
Автор: 00mN1ck / 30 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни |
Уацилла – мифологический покровитель хлебных злаков и урожая, властитель грома, молнии и дождя. Самое известное посвященное Уацилла святилище находится на вершине горы Тбау в Даргавсском ущелье. |
Сау хохы фиййауы зарæг (Песня о пастухе Черной горы) |
Автор: 00mN1ck / 28 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни |
Согласно легенде два пастуха пасли свои стада на двух горных склонах: один – на склоне «Черной» горы, другой – на склоне «Белой» горы. Пастух «Белой» горы заметил вдалеке группа всадников-грабителей, поднимавшихся на «Черную» гору. Он тут же заиграл на пастушьей свирели и предупредил пастуха «Черной» горы об опасности. Кроме того, он научил его, как справиться с разбойниками. Пастух «Черной» горы так и поступил, и все разбойники были умершвлены. Песня имеет несколько сходных версий; имеющих незначительные различия. |
|
|
Информация |
|
Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее... |
|
Опрос |
|
Готовится публикация большого количества текстов народного творчества на осетинском языке - какой вариант размещения, на Ваш взгляд, лучший? |
|
|