Мудрое слово всегда очень ценилось у осетин. Если же это слово выходило из уст поэта, оно становилось высшим авторитетом.
Авторитет песни был непререкаем. Удостоиться похвалы поэта было мечтой любого осетина. Имя же осужденного в песне покрывалось позором на многие поколения и этого страшились все – как рядовые горцы так и представители высшей знати. Каждый осетин, независимо от происхождения и сословия больше всего дорожил песенным признанием своего мужества.
В Осетии, как на юге так и на севере, были распространены единые традиционные жанры народной музыки и одни и те же песни, бытовавшие в местных вариантах. Народное музыкальное искусство осетин можно разделить на четыре жанровые группы: песни (зарджытæ), причитания (хъарджытæ), сказания (кадджытæ) и танец (кафт). Самым типичным и многогранным видом осетинского народного песенного искусства являлась мужская хоровая песня. Для осетинской мужской хоровой песни традиционным является двухголосный стиль. При этом в Северной Осетии этот стиль обычно не нарушался. В Южной Осетии же, в районах, граничащих с Грузией, часто наблюдается трехголосие как результат влияния грузинского хорового многоголосия.
Традиции мужской и женской песни развивались в Осетии обособленно. Женщины пели свои особые песни и лишь только тогда, когда оставались одни. В присутствии мужчин пение женщин не допускалось.
Собственно женские песни дошли до нас в единичных образцах. Большая часть женских песен пелась соло. Многоголосных женских песен было немного, и пелись они в ином стиле, чем мужские хоровые песни. Единственной формой женского музицирования в присутствии мужчин была игра на гармони. В дореволюционной Осетии гармонь являлась исключительно женским инструментом.
В послереволюционные годы получил развитие стиль одиночной мужской и женской песни с сопровождением какого-либо музыкального инструмента. Хоровые двухголосные песни стали исполняться на эстраде и в быту смешанными хорами. Эти хоры поют не только старинные и современные осетинские песни, но и хоровые песни других народов мира.
Тем не менее, самым популярным и типичным видом осетинского народного песенного искусства была, и остается двухголосная хоровая песня, Наиболее типичным жанром этой песни является героическая песня. Песни о погибших народных героях являются своеобразной неписаной историей осетинского народа.
Композиция осетинской народной героической песни весьма оригинальна и интересна. В текстах песен обычно дается только самая общая оценка событий, выражающаяся в обращенных к герою патетических лирических восклицаниях, при этом не всегда взаимосвязанных. Недостаток информативного содержания текста восполняется народными преданиями о воспеваемых в песне героях и событиях. Именно эти предания и раскрывают не только исторические события, отображенные в песне, но и ее сюжет, неотчетливо выступающий в самой песне. Главная цель самого песенного текста – не повествовательная. Его задача – вызвать у слушателей определенную эмоциональную реакцию, способствующую нарастанию драматического пафоса. Без сосредоточения внимания на рассказе о делах героя слушатель должен был быть воодушевлен или растроган и взволнован. Эта задача решается не пространным изложением событий, а особыми художественными средствами и приемами. Одной из важнейших черт многих осетинских героических песен является ритмико-синтаксический параллелизм, когда каждая законченная строфа распадается на полустрофы, из которых только вторая относится к существу песни. Первая же представляет собой рифмованную параллель ко второй, и не имеет с ней либо никакой смысловой связи, либо эта связь весьма смутная и отдаленная, сугубо образная и поэтическая. В наиболее архаичных песнях подобные параллелизмы выражены мало или вовсе не выражены и следует полагать, что параллелизм как прием построения осетинской героической песни – относительно новое явление, возникшее под влиянием других жанров. Если в песнях без параллелизма рифмы, как правило, нет, то при наличии параллелизма рифма обязательна.
Песенно-музыкальный фольклор осетин проявляет черты жанровой и стилевой общности с народами западной и центральной части Северного Кавказа (адыго-абхазские народы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы и ингуши). В то же время осетинский песенно-музыкальный фольклор резко отличается от музыкального стиля песенного фольклора народов Закавказья и Дагестана.
Видимо, этот интересный факт каким-то образом связан с широким универсальным распространением у горцев западной и центральной части Северного Кавказа знаменитого нартского эпоса, который во многом способствовал формированию универсального мышления и общих или сходных вкусов у этих народов, в том числе в песнях и музыке.
Народные песни представляют собой богатейший материал для понимания старо-осетинского общества – его быта, идеологии, характерных противоречий и конфликтов.
Большинство песен, представленных в этой книге, создано в дореволюционное время. В годы советской власти народно-песенная традиция не оборвалась, однако не получила и дальнейшего развития. Это объясняется во многом тем, что до начала ХХ века письменная традиция в Осетии была относительно слабой и художественно-творческая энергия народа почти вся проявлялась в фольклорных произведениях, частью которых являются и народные песни. В послереволюционные годы создание новых песен стало делом профессиональных поэтов и музыкантов, хотя в первые десятилетия народные певцы еще создали некоторое количество песен.
В настоящее время профессиональная литература и музыка вытеснили интерес к созданию новых песен. Однако старая народная песня и ныне живет полнокровной жизнью. Она широко популяризуется различными ансамблями и кружками художественной самодеятельности по радио и телевидению, на театре. И, наконец, народный песенно-музыкальный фольклор стал тем неисчерпаемым источником, который питает творчество современных поэтов и музыкантов. Они на высоком профессиональном уровне продолжают развивать традиции народной песни.
Образцы народных песен, выборочно представленные нами в книге, являются лишь частью этого обширного жанра и имеют цель дать общее представление об особенностях песенно-музыкального фольклора осетин.
Сатцаев Э.Б. Осетинские народные песни. Владикавказ, 2006.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |