поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Берозты Тотырадзы зарæг (Песня о Тотрадзе Берозове)
Автор: 00mN1ck / 24 декабря 2008 / Категория: Осетинские народные песни
По преданию на поминках одного ингуша, убитого в Осетии, вдова убитого вопреки обычаю подняла рог с аракой и заявила молодежи, что она передаст этот рог тому, кто обещает принести ей голову убийцы. И кто это осуществит, она пообещала дать ему в жены самую красивую из дочерей и подарить лучшего коня с серебряным седлом. На призыв откликнулось двенадцать джигитов, пообещавших или принести голову убийцы, или привести его живого. Однако убийцу они искать и не думали, а решили захватить первого встречного осетина и выдать его за убийцу. Первым в Осетии им попался бедный пожилой пастух Тотрадз Берозов из села Заманкул. Джигиты предложили поехать ему с собой, якобы на свадьбу. Старик отказался, и джигиты решили силой увезти его. Завязался бой, в котором Тотрадз убил несколько ингушей, но был убит и сам. Однако ингушам не удалось его обезглавить, сбежавшиеся на выстрелы жители села Заманкул обратили в бегство оставшихся в живых похитителей.

Ой, уæ-уæй, Тотрадз, уæй, чындзхæссæг, зæгъы, удхæссæг, уæдæмæ!
Уæ, уæ-уæй, дзæнæты, зæгъ, уæй æмæ фæбадай!
Ей, уæй, Берозы фырт, зæгъы, хъæбатыр Тотырадз!

Уæй тох, уæдæ, зæгъы, цом [æ]мæ фæцæуæм, уæртæ чындзхæссæг, Тотырадз!
Уæй, уæ-уæй, уæдæ, зæгъы, уæртæ, дам, фæцæуæм!
Ей, цом [æ]мæ, зæгъы уæд чындзхæссæг, Тотырадз!
Ей, уæй тох!

Уæй, уæ-уæй Тотырадз, дæ сау уæрдон, зæгъ, хæдзар халы, уæдæ мæ!
Уæй, уæ-уæй, уæ рухсаг мæ, уай æмæ, цы кæнон?
Ей, Берозты фырт мын, хъæбатыр, гъей мардзæ, Тотырадз!
Ей, уæй тох!


Ой, уа-уай, Тотрадз, уай, говорят, губитель души дружка невесты!
Уа, уа-уай, говорят, уай ама, будь в раю!
Ей, уай, сын Бероза, говорят, храбрый Тотрадз!
Уай, уай бой!
Уай бой, уада, пойдем, говорят за невестой, Тотрадз!
Уай, уа-уай, уада, говорят, поедем за невестой!
Ей, пойдем, говорят, за невестой, Тотрадз!
Ей, уай бой!
Уай, уа-уай, Тотрадз, твоя смерть, говорят, гибель твоего домашнего очага!
Уай, уа-уай, будь светел, уай, что же делать?
Ей, сын Бероза, храбрый Тотрадз!
Ей, уай бой!


Сатцаев Э.Б. Осетинские народные песни. Владикавказ, 2006.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
#1 написал: Идрис (24 декабря 2008 18:59)
о преданию на поминках одного ингуша, убитого в Осетии, вдова убитого вопреки обычаю подняла рог с аракой

В ингушетии на поминках пьют... араку? wassat

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru