Примечание администрации сайта: Автор: Ахсар Джэгкайтэ (псевдоним - В. Салказанов) - президент Академии Реставрации, эта общественная организация учёных, артистов, музыкантов - частью депутатов ВС РЮО первого созыва, сложилась в результате стихийно сложившегося НЭХАСА и с тематикой, имевшей хорошо подготовленных сторонников и разработчиков на трёх квартирах в Цхинвале. На сайте мы будем знакомить вас с их разработками и статьями.
Появилась надежда, что наша страна начнет испытывать высокое уважение и заботиться о Творце, Актере, Поэте.
Осетины - малочисленный народ на Кавказе. Чудесное спасение после того, как чума и войны уничтожили почти все средневековое осетинское население - факт, но, к великому сожалению не изученный. В конце 17 века численность осетин не превышала несколько десятков тысяч. Период этой великой драмы и чудесного спасения мало изучен. У такого положения есть причины и главная из их - осетины с тех пор безостановочно переживают катастрофу за катастрофой. И даже сегодня по числу этих катастроф на душу населения осетины на первом месте.
Мира нашей земле не хватает, чтобы вырастить национальную элиту, способную глубже изучить собственную непростую историю и описать ее внятно и последовательно. Описать средствами и способами, благодаря которым "простая" жизнь складывается в Культуру.
Жизнь осетин относительно стабилизировалась в период советской власти. Но возможностей творить высокую культуру и историю было не много. Культуру Южной Осетии в условиях бывшей автономии не только содержали на финансовой "диете", осетин не подпускали на пушечный выстрел к научным архивным материалам ни в сталинской Москве, ни, понятно, в Грузии. Излишнее научно-исследовательское любопытство, особенно в области изучения собственной истории, всегда плохо оборачивалось для осетинских ученых. Нетрудно представить, скольких трудов стоило В.Абаеву выжить в научном мире своего времени. Те, кто близко знакомы с его биографией, несомненно, знакомы с непростыми условиями работы ученого. Такое научное долгожительство в столь сложной области науки, каким является языкознание, предельно политизированное в СССР, кажется чудом. Сам "отец народов" вел дискуссии с корифеями языкознания, которые исчезали в тине советской науки, как исчез, скажем, Марр, имевший свое, отличное от "папы" мнение.
Именно на примере В.Абаева хорошо видно, что означает для нации возможность трудиться "долго" в какой-либо области науки и культуры: это всегда приносит существенный итог, и из подобных итогов и состоит культура всякой нации. Собственно, народ становится нацией благодаря сложившимся традициям и нравам, выраженным внятно в культуре и нравоописаниях.
Южные осетины и северные осетины - две части единого народа, которые прошли многотысячелетнюю историю и остались с характерными самостоятельными признаками, что говорит о том, что многие этапы общей драматической судьбы эти части народа проходили самостоятельно. Различия между южанами и северянами носят формальный характер, но они есть, и вряд ли это случайно. Это не просто итог проживания по разным сторонам Кавказа. Южные осетины не просто часть нации, но самостоятельный участник выдающихся исторических событий, которые происходили в Закавказье и в которых осетины севера не всегда принимали участие. Как и наоборот.
Закавказская часть древней истории Осетии является великой ценностью, без которой история Осетии, история народа и нации не может быть полноценной. Южане - сторонники римской партии и Азон Патрик, глава южан был римским патрицием и консулом. В то время как северяне на определенном этапе осетинской истории входили в партию противников Рима еще во времена Ганнибала, поддерживая "восточный блок". Ничего личного, но отношения частей Осетии зависели во многом от того, что происходило в области династических споров в Риме. Думать иначе - верх наивности. Списки аланских военных предводителей и патрициев Рима, как и история римских цезаревичей и августов, имеющих аланские корни, известны мало. Но известны интриги римского двора в разное время и немаловажное участие в них представителей древних осс-аланских династов. Эти распри оказывали непосредственное влияние на древнюю Осетию. Поэтому рассматривать историю Осетии вне мирового исторического контекста неуместно.
Но в данном случае вопрос не в Риме, а в понимании того, как и каким образом складываются взгляды человека на историю своего народа. Понимание этого очень сложного процесса весьма затруднено, а для осетин, потерпевших в 13 веке великую катастрофу, которая затем повторялась не раз - это понимание затруднено вдвойне.
В результате очередного развала огромного государства СССР осетинский народ, в особенности на юге, потерпел крах, который никто, видимо, сполна не понимает. Приезжая в республику извне, многие не находят там знакомых из своего поколения и старше. Они вымерли, были умерщвлены. Неважно, каким образом, но это не из-за природных причин, а в результате политики, десятилетиями проводимой против осетинского народа! Таким образом, целые поколения с их смыслами, возможностями выбиты из истории нации, из исторической памяти. А нация и есть историческая память групп людей, формирующих высокий стандарт коллективной жизни, осознающих свое родство, единство исторического пути.
Нынешняя трагедия не единственная. В прошлом столетии в 20-х годах осетин постигла та же участь - народ был выбит из культурной традиции, большая его часть погибла (18 тыс) или покинула свои очаги, сделавшись беженцами (50 тысяч). Копилка исторической памяти очередной раз оскудела. И осетинам не давали возможности пополнить ее размышлениями, которые могли бы играть важную роль в воспитании будущих граждан. У осетин не было мирного периода, продленного настолько, чтобы он дал возможность нескольким поколениям кряду сформулировать время и жизнь, чтобы другие поколения эту жизнь спокойно могли изучать!
История народного артиста РЮО И.Джигкаева показала один драматический факт, который мало кто, видимо, заметил, хотя он носит системный характер: на его проводах в светлый мир отсутствовали люди его поколения, за некоторым исключением! И не потому, что не захотели провести своего соотечественника в последний путь - их просто в Южной Осетии не осталось! 20 лет тяжелейших блокадных условий жизни унесло почти все старшее поколение! Драматическая судьба народа вновь незаметно и трагически выбила из жизни поколение старших. Важный вывод, который из этого следует - это то, что возрастной баланс нынешнего осетинского общества серьезно нарушен в сторону молодого состава населения. К, сожалению, общий мировой кризис морали пока не дает этим поколениям перестройки хороших образцов дисциплины. А старшего поколения, которое в таких ситуациях воздействует стабилизатором постперестроечных нравов, в осетинском обществе как такового нет. Ведь в таких ситуациях именно опыт и основательность старших приводит общество в равновесие. Потому 20 лет войны и взвинченность настроений утомленного населения могут сегодня сыграть негативную роль. Уже играют. Потому важно сделать за правило все вопросы обсуждать, сделать все процессы гласными. Внимательно изучать настроения и желания публики с тем, чтобы лучшим образом распоряжаться этим важным и единственно бесценным для Южной Осетии "материалом".
На примере одного творческого коллектива можно описать глубину трагедии южан. Это никем не описанная история Госдрамтеатра и его первого коллектива, при котором этот театр стал живым явлением культуры. Члены этого коллектива, получив образование в Москве, в мастерских лучших педагогов, вернувшись в Цхинвал, создали один из лучших театров своего времени. Эти люди заложили основание театрального искусства южан. Они составляли цвет нации, авангард интеллигенции. Они давали поколениям образцы поведения, духовного развития, картины национально-культурного строительства. После них в театре трудились еще несколько творческих коллективов, но таких высот осетинский театр уже не достиг. И у этого есть причины.
Первые осетинские артисты получили образование в условиях наибольшей культурной самостоятельности южан в 50-х, когда после геноцида 1920 года грузинские чиновники не совались активно в дела Южной Осетии. И заглаживая вину за трагедию 1920 года, старались показывать заинтересованность в развитии культуры осетин. Проводились декады осетинской культуры в Тбилиси. Там был образован даже осетинский театр!
Но в дальнейшем политика Тбилиси стала меняться, и стали меняться условия работы деятелей осетинской культуры. Отсутствие финансирования, отсутствие льгот, условий жизни, творчества и т.д. Общее состояние культуры стало резко ухудшаться (в то время как в Грузию текли средства из Кремля, на которые народ обеспечил свой культурный взлет. Почему ныне, в условиях финансовой скудости независимой Грузии, нет этих взлетов? Должно быть понятно - культура без средств стагнирует и затухает).
В результате такой необустроенности стала расти эмиграция деятелей юго-осетинской культуры. Есть своя ужасающая статистика. Скажем, из количества выпускников очередной прекрасной театральной студии (70-е гг.) в Южной Осетии остались единицы - все разъехались по другим городам России или были вынуждены оставить профессию. И никто не помнит о творческой жизни, труде, успехах и мыслях этих людей. Именно таким образом в малых ячейках большой культуры народа теряется историческая память, формирующая нацию.
Возвращаясь к 20-м годам прошлого столетия, отмечается - те, кто могли рассказать об ужасах 20-х годов - были большей частью репрессированы в 37-м и в последующие годы. Ни для кого не секрет, что Тбилиси в то время вел политику нейтрализации гражданской активности, главным образом в среде югоосетинской интеллигенции. О нравах того времени говорит хотя бы тот факт, что за все последующие после геноцида 1920-го года времена не было ни одного исследования этих страшных событий. К 60-м годам мало кто из новых поколений знал что-либо о погромах. Те, кто избежали репрессий в конце 30-х годов, были разбросаны по фронтам ВОВ и мало кто оттуда вернулся.
К 60-м годам поколения, выросшие в условиях советского мира, уже ничего не знали ни о геноциде 20-х, ни о судьбе десятков тысяч покинувших Южную Осетию соотечественников.
К концу 80-х деятели первой волны югоосетинского творческого сообщества достигли возраста, который позволял подвести культурные и культурологические итоги и начать формировать и формулировать для последующих поколений картины своего времени, своего искусства, в общем - картины культурной и политической жизни Южной Осетии. Такое стало возможным в результате наметившихся демократических перемен и ослабления контроля над свободой мысли, свободой деятельности в культурной и научной областях. И вновь Грузия стала душить южан и, в конце концов, вновь организовала агрессию и геноцид. То есть вновь происходит полное разрушение исторического процесса и связи поколений.
Возвращаясь к разговору о театре, упомянутое выше поколение великих ушло, не оставив после себя свидетельств своего выдающегося творчества. Это В.Каиров, К.Чочиев, З.Медоева, Б.Цховребов, Д.Габараев, Ч.Еналдиев, Г.Таугазов, Н.Чочиева, Н.Чабиева и многие другие. Из жизни ушли Д.Макиева, А.Тедеев, Х.Джусоев, М.Абаев и др. Все оставшиеся творческие деятели на протяжении десятилетий оказались в нищете, при котором думать о формировании взглядов на наследие просто невозможно. Попытки выровнять культуру в условиях 20-летней жесткой блокады были нереальными. И закончились тем, что театр от "горя" сгорел. Сгорел центр культурной жизни южан. Хотя многие творческие попытки полуголодного блокадного состава последней театральной труппы Т.Дзудцова были весьма талантливыми. Появилась надежда, что наша страна начнет испытывать высокое уважение и оказывать реальную заботу Творцу, Актеру, Поэту.
ЧАСТЬ 2
Последним из первого московского выпуска театральных актеров из жизни ушел И.Г. Джигкаев - он один из последних представителей поколения, которое непосредственно участвовало в становлении югоосетинской театральной культуры. Те, кто знал его, помнят, что у него была всегда активная гражданская и патриотическая позиция. А это означает, что он следил за тем, что происходит на его родине, и понимал, в чем причины многих осетинских бедствий. Многим категоричность его позиций, возможно, не нравилась, но такого рода гражданские позиции являлись теми маленькими очагами сопротивления в Юго-Осетинской автономии, которую чиновники мало-помалу сдавали под напором Тбилиси.
Он один из немногих, кто выжил в результате всех этих лет грузинского разбоя. Многие считают причиной его смерти переживания августовской войны. В особенности, как часто упоминают, переживания по поводу сгоревшего жилья, в результате чего семья с детьми и внуками остались на улице. Сам он временно получил пристанище в каком-то пустующем домике. В этом есть правда, но отчасти, главная причина его переживаний - это то, что сгорели все семейные архивы, фотографии, письма, записи, которые он собирал десятилетиями. Даже траурную фотографию пришлось искать в архивах его коллег. Он намеревался писать мемуары, описать свою эпоху. А знал он многое, знал хорошо, ибо умел наблюдать и думать. А значит, можно было ожидать весьма интересные характеристики времени, о котором сегодня поколения мало что реально знают. Он хотел писать об истории не только своего творческого окружения, но фрагменты исторического развития Южной Осетии, которые он знал очень хорошо.
Хочется вспомнить факт, который случился ранее. К великому сожалению, мало кто сегодня вспоминает о несомненной потере для культуры. В. Хетагуров - один из основателей осетинского танцевального искусства. Совместно с другими деятелями он закладывал (П.Тедеев, В.Харебов) основание выдающегося танцевального коллектива "Симд". Этот коллектив был в свое время одним из лучших на Кавказе. Кто из молодых знает, что еще в 50-е годы, будучи ведущим солистом Тбилисского госансамбля, В.Хетагуров, выступая в Англии, получил специальную награду от самой королевы. Его осетинский танец на носках был лучшим образцом танцевального искусства, который привел чопорную английскую публику в восторг! Сам Хетагуров изредка описывал восторженные картины своей гастрольной деятельности. И знал изнутри, почему существуют "напряги" у грузин в отношении культуры осетин.
Вернувшись в Южную Осетию, он в старости намеревался заняться мемуарами и не раз обращался к руководству области и республики с просьбой улучшить его условия. Он со своей семьей (супруга и три сына) жили в двух маленьких комнатушках в "трехкомнатке". В третьей комнате той же квартиры проживала еще одна семья! Такая ужасающая "коммуналка". Работать в таких условиях не представлялось возможным. Годы хлопот для решения квартирного вопроса закончились нервным срывом, и он …застрелился! Важнейшие архивы, статьи, вырезки из газет, в том числе зарубежных, бесследно пропали! Пропало выдающееся явление осетинской культуры. И таких примеров в нашей истории сколько угодно. В любой отрасли культуры! Б.Галаев, братья Тугановы, В.Икаев (бесценное творчество которого сохранилось благодаря его детям), Г.Тогошвили (архивы которого - итог многолетних исследований - бесследно исчезли) … Целая плеяда выдающихся композиторов, писателей ушли, не оставив следа в виде сформированных культурологических биографических исследований. Чего стоит трагическая кончина выдающегося гражданина, мастера кисти Г. Котаева, который также не успел выразить свое отношение к эпохе, к событиям, к творчеству своего поколения. Хотя умел это делать мастерски. Выдающийся композитор Ф.Алборов, выехав в более спокойную Северную Осетию, успел написать неоценимый труд по истории осетинской музыки. Б.Техов только выехав в Северную Осетию, смог уберечь бесценную - мирового значения - коллекцию археологических материалов Тлийского могильника.
Патриарх осетинской послереволюционной прозы С.Хачиров в условиях грузинской цензуры, несмотря на проблемы издательского характера, смог, тем не менее, дать талантливое описание многих картин осетинской жизни. Трагична судьба А.Гучмазова, который стал жертвой войны. Он стоял в начале своего талантливого творческого пути, и конечно, смог бы наилучшим образом описать судьбу народа и своего поколения, но, увы… Судьба этих людей, как и многих других, показывает, какую важную роль для фиксации научных и культурных ценностей играют условия труда и продолжительная творческая жизнь.
Пример, связанный с творческой судьбой поэтессы и актрисы Л. Галавановой, показывает, сколько пользы может гражданин принести отечеству, целенаправленно фиксируя средствами искусства свое время. Ее стихи - важные срезы духовного состояния народа в сложнейший период жизни. Неспроста ее стихи стали главным источником для творчества многих осетинских музыкантов-композиторов. Включая песню Т.Харебова "Мæ Ирыстон", которая стала почти народной.
Продолжая тему национального кризиса, следует, конечно, напомнить, что почти вся выдающаяся плеяда из поколения первых участников ансамбля "Симд" также ушли из жизни, не оставив никаких воспоминаний о великих страницах становления и деятельности этого коллектива, страницах жизни народа, времени. Никто не назвал причин, из-за которых этот лучший коллектив за все время своей выдающейся деятельности ни разу не выехал на гастроли по странам света, где народы мира могли знакомиться с культурой народа, породившего жемчужины танцевального искусства. В то же время грузинские ансамбли, в том числе госансамбль Сухишвили, поддерживали свои творческую форму и амбиции постоянными турне по странам света. Хотя самого Сухишвили (кстати, осетина по корням) многим азам танцевального искусства обучали осетины, В.Хетагуров в том числе. Затем П.Тедеев обучал тбилисский коллектив тонкостям осетинского танца. Неспроста лучшими солистами этого ансамбля во все времена были осетины, начиная с П. Кабисова, Хубаева и др.
Известно, без творческого обмена, без гастролей может затухнуть любой коллектив. И "Симд", находясь многие десятилетия в условиях культурной блокады, даже сегодня держится на плаву. Это героизм, и он держится на том, что современные деятели ансамбля свято чтят величие его основателей - первых участников. Но величие тает, как тает пресловутый осетинский творческий энтузиазм, который вечно сопровождается нищетой артистов и стесненностью условий жизни и творчества.
В результате перманентных агрессивных действий Грузии вычеркнута история целого поколения осетин. Невосполнимые прорехи появились в поколении 70-80-х гг. Война как дикая стихия унесла жизнь целых поколений. Если в начале конфликта мы могли еще считать по именам наши невосполнимые потери, то к концу 2008 года это количество не поддается ни пересчету, ни осмыслению.
То, что часто говорят по поводу некоторых культурных успехов южан - это вовсе не итоги систематизированного воспитания, это не итоги усилий государства по воспитанию поколений - это просто демонстрация таланта, который у югоосетинского народа есть безотносительно к условиям и времени. Но эти факты успеха не являются достаточными для воспитания нации. В этом процессе должны принимать участие все поколения Южной Осетии, все население. Только в этом случае из этой среды может выдвинуться элита, которая способна делать из населения нацию! Без этого нация обречена на разложение и гибель, превращаясь в массу с определенным названием, превращаясь просто в население.
На траурном митинге, посвященном И.Джигкаеву присутствовало почти все руководство республики, которые выказали его памяти высокие почести, соболезнования семье. Президент страны в своей речи обозначил даже "эпоху Ивана Джигкаева". Это как минимум означает, что руководство понимает роль личности в жизни общества. Это дает надежду, что наша страна когда-нибудь начнет испытывать высокое уважение и оказывать реальную заботу Творцу, Актеру, Поэту. Важность такого уважения очевидна: если взять все заводы и фабрики Осетии, они не сделали для славы Отечества то, что смог сделать Коста Хетагуров! Дело не в принижении значения труда - дело в выборе приоритетов нации, и здесь роль творца незаменима!
Сегодня, характеризуя положение осетин на юге, мало кто отдает себе отчет в том, каковы истинные масштабы моральной и психологической драмы. Одна особенность всегда играла в Осетии худшую роль: любую трагедию этот народ переносит стоически. Все, кто посещают Южную Осетию и сравнивает положение страны и состояние людей, приходят в изумление - трагедия, полная разруха и на этом фоне сдержанность и достоинство осетин, которую, возможно, принимают за беспечность. Никто не считает сердечных и иных болезней, разрушающих народ и уносящих невиданное для этого малого народа количество жизней! Конечно, адат не позволяет распускать нюни, но никто не запрещает показывать масштаб преступлений против осетин. Это должно стать задачей всех без исключения институтов Осетии, их активнейшей работы на долгие годы.
Критикуя многие отрасли нашей жизни, следует учитывать и понимать невиданную трагедию народа, которая продолжается не первое столетие, и которое вымело, и по сей день вымывает из духовных и физических кладовых нации все ценное. Надо бережно относиться к тому, что осталось и понимать, какие невыносимые условия преодолел этот народ! Критика приносит пользу в сложившихся обществах, в которых налажена жизнь. И критика помогает защищать здоровые основания этой жизни. В Южной Осетии жизнь следует налаживать, надо четко и ясно сформулировать правила поведения в новых условиях.
Известно, что в Южной Осетии долгое время происходило противостояние различных групп населения, одни из которых поддерживали еще советские устои, другие ратовали за перемены. Одни приняли перемены, другие нет. И с той, и с другой стороны это были патриоты своего Отечества. Неменьшими патриотами своей страны являются и так называемые "группы" осетинской молодежи, которые, естественно, имеют свои взгляды на те или иные стороны жизни, на те или иные события. Но это вовсе не должно быть поводом для разногласий в том, что касается национального интереса. Это сегодня настолько важно, что у единства населения нет альтернативы - все иные пути подводят к трагедии всех! В этих условиях отсутствие общих согласованных правил приводит к нежелательным трениям. Которые мешали и мешают сплотить силы Осетии! И сегодня, когда противников успеха осетин не меньше, а ответственность за судьбу Республики выросла в разы - такие правила жизненно необходимы. В противном случае провокаторы легко найдут способы, как рассорить и ослабить осетинское единство.
Соседи не первый раз совершают в Южной Осетии преступление против человечности. У всего есть причины. Вскрыть их полностью и описать эти причины - важная задача. Вопрос кризиса Южной Осетии - это не только военная агрессия Грузии, это комплекс социальных, идеологических, экономических и, что важно, политических проблем, комплексное решение которых никогда не рассматривалось в качестве национальной задачи - слишком велика была зависимость Южной Осетии от политики Советов. Годы бесправия не позволяли южанам выработать активную и самостоятельную гражданскую позицию, усилить рычаги реализации своих интересов.
Но решение кризиса осетинам, как видно, опять не удается. Выпуск книги или памятного буклета, митинг протеста или собрание актива, возведение мемориала и т.п. акции важны, но не являются результативными - они не снимают угрозу. В сегодняшнем мире смерть сотен тысяч людей, происходящая на виду у всех, уже мало кого волнует. На фоне масштабных катастроф в других регионах мира - трагедия малочисленного юго-осетинского народа зарвавшуюся и обанкротившуюся элиту мира мало волнует. Заявить протест дремлющим европейским депутатам, которые мало в чем, по сути, разбираются, тоже не средство эффективного решения задач. Эффективности можно достичь только в том случае, если государство понимает задачу! Тогда государство выделяет огромные средства и подключает к целенаправленной работе все научно-культур-ные учреждения страны. Консолидирует интеллектуальные и рабочие силы, подключает всех мало-мальски понимающих, в чем причина часто повторяющихся бед Осетии! И делает выводы, и вырабатывает способы и правила для национальной безопасности и прогресса, которые должны помнить и исполнять в стране все и всегда.
Теперь перед осетинами, как когда-то давно, вновь самая важная задача - совладать с самими собой, со своей самостоятельностью, со своими мозгами и талантами, которые, есть надежда, воспрянут. Такая возможность есть, если словопрения и критика, которая вновь поднимает пыль в нашем Отечестве, не станет образом мысли и не заменит необходимость творить и трудиться. А делать это сегодня надо как никогда ранее усердно и дружно. И надо, чтобы сам народ ценил великий подвиг, который он совершил. А подвигом, несомненно, является то, что народ совершил в эти долгие годы антифашистского противостояния. Надо ценить то, что случилось, а случилось то, что народ, объединившись, наконец-то реализовал мечту и чаяния десятков поколений - получил Свободу, которую осетины, особенно южные, должны ценить как никто другой! Единство и труд во благо Отечества - это уже не только судьба и воля ныне живущих - на это надеются небеса, которые отяжелели от количества наших братьев и сестер, что отдали жизни ради свершения этого величайшего блага для своего народа! Неуважение к ним - это верх безответственности и цинизма. Это самое тяжкое преступление.
Народ должен поверить, что у него есть возможность малым, но праведным - победить большое и неправедное, разруху и разброд. Народ должен знать, что у него эта возможность есть. Есть духовный путь, который сделает жизнь Осетии достойной уважения во всем мире. Особенно сегодня, когда за опытом свободной жизни Южной Осетии следит весь мир. Путь величественного духовного движения нам завещали предки много тысяч лет назад, когда отреклись от всего, что недостойно осетин.
Осетия создана для честного и высокоморального пути. Все другие пути ведут осетин в пропасть. В которую они не раз попадали, и из которой их Бог не раз чудесным образом спасал. Такова сила Бога, в которого мы верили со дня сотворения. И эту веру мы должны сегодня вернуть себе. А вера без праведных дел мертва - нужна ли нам мертвая вера?!
В. Салказанов Март, 2009
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |